Kогда этот номер уходил в печать, Владимир Путин на итоговой пресс-конференции формулировал точки прорыва: «Нам нужно прыгнуть в новый технологический уклад. Без этого у страны нет будущего. А как это сделать? Нужно концентрировать имеющиеся ресурсы. Найти их и сконцентрировать на важнейших направлениях развития. А как организовать эту работу? Просто так раздать деньги? Сначала их надо было найти. 20,8 трлн рублей только по нацпроектам запланировано, еще 6,5 триллиона — отдельный план по развитию инфраструктуры. Естественно, их нужно сконцентрировать в каких-то прорывных документах. Можно как угодно назвать эти планы развития, мы назвали их «национальные проекты». Во всяком случае, это ясно поставленные цели. Без постановки целей, в какие бы конверты ни упаковать эти цели, невозможно добиться конечного результата».
Мы в последнем номере этого года (и первом — года наступающего) тоже попытались ответить на вопрос о точках прорыва. Итог редакционной дискуссии: 2019-й станет годом экономической неопределенности — вызовы, санкции и проч. никуда не денутся (см. «Мы не увидим последнего круга ада», с. 28). Это, как сформулировали мы в одном из итоговых посткризисных номеров, — новое нормальное. В этих условиях территориям не остается иного, как конкурировать за человека: только он в состоянии генерировать идеи, проекты, технологии.
Где концентрируется креативный класс? В городах, способных за него конкурировать. Специалист по развитию территорий Майкл Сторпер считает, что города притягивают человеческий капитал не только качеством среды и доступностью жилья (подробнее об этом — см. «Здесь вам не равнина», с. 32), но и специализациями, спросом на те или иные компетенции. И чем их больше, тем лучше. Смена специализаций может способствовать переходу города в клуб более развитых городов. (подробнее о перспективах уральских мегаполисов — в публикации «Серая зона», с. 20).
Местная экономическая политика безусловно должна способствовать этому движению.
Екатеринбург, например, пытался сделать шаг вверх, дважды заявившись на Экспо. Оба раза — безуспешно (см. «Чужие на этом празднике жизни», с. 42).
Зато есть блестящий пример личной инициативы — Ural Music Night: уникальное событие, которому удалось вернуть Екатеринбург в международные фестивальные календари. Создатель Уральской ночи музыки Евгений Горенбург признан редакционным советом «Эксперт-Урала» человеком года (интервью с ним читайте на с. 38). Согласимся с нашим героем: «Главное — это пассионарные, неравнодушные, умные люди». Только они способны сделать наши города заметными на карте мира.