Оптимизатор путешествий

Павел Кобер
4 марта 2019, 00:00

Кто ограничивает уральцев в выборе массовых направлений выездного туризма и станет ли летний турсезон прорывным

АНДРЕЙ ПОРУБОВ
Читайте Monocle.ru в

Рыночная экономика в ее классическом понимании в России так и не сформировалась. На смену планово-распределительной системе пришел хаос, который с началом нулевых постепенно замещается регулированием. После стратегических отраслей дошла очередь и до турбизнеса. Не будем здесь оценивать этот процесс с точки зрения позитива или негатива. Отметим лишь важные следствия, которые уже проявляются вполне отчетливо, и на уральском туристическом рынке в том числе. Организованные туристы, приобретающие пакетные туры, стали более защищены — это факт: в случае отмены тура им гарантировано возмещение средств в полном объеме, а если туроператор бросит людей на чужбине, их обязательно вернут домой (хотя, как показывает практика, не без проблем и со значительными задержками). Но регулирование отрасли фактически убило инициативу туроператоров. Куда подевался их креатив? Участники турбизнеса больше не рискуют своими и нашими деньгами.

Да, можно ссылаться на низкую покупательную способность россиян и их стремление сэкономить на путешествиях. Но сам набор туров теперь крайне ограничен. Если не брать Москву, в большинстве регионов он представлен все теми же традиционными массовыми направлениями: Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Таиланд, Греция, Испания, Сочи. По этим чартерным программам туроператоры уверены в получении дохода, а раскрутка новых направлений связана для них с большими затратами и высокими рисками. Следствие — туристы из регионов путешествуют самостоятельно или приобретают туры из Москвы.

Февральские броненосцы

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), за 2018 год прирост объемов выездного туризма составил около 8%. Среди самых популярных направлений по сумме всех сезонов года — Турция, Таиланд, Германия, Италия, Испания.

В десятке также Греция, ОАЭ, Тунис, Франция и Вьетнам. Прорывом прошлого года называют ОАЭ: поток российских туристов увеличился здесь на 40% — в основном продолжает сказываться отмена визового режима. А в новогодний сезон выстрелила Турция.

— Так активно на Новый год Турция у нас не продавалась даже в докризисные времена, в 2011 — 2013 годах. Министерство туризма Турции заявляло, что страна примет 6 миллионов российских туристов по итогам 2018 года. Были некоторые сомнения у наших экспертов, но, скорее всего, эта цифра по итогам года будет достигнута как раз за счет продаж на Новый год, — объясняла в декабре прошлого года исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

Совокупный поток на массовых направлениях по России достиг 23 — 24 млн туристов, основной прирост показали черноморские курорты Краснодарского края и Крыма. Сочи стал лидирующим у тур­операторов внутренним направлением в 2018 году. Зато отмечено снижение спроса от 7% до 9% на ряд других классических направлений: Санкт-Петербург, «Золотое кольцо», Казань.

В АТОР отмечают, что спрос в новогодние каникулы оказался неплохим, однако в феврале объемы турпотока рухнули примерно на 20% в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года. И это несмотря на то, что в феврале туры продаются по самым низким ценам в году, появляется большое количество горящих предложений по основным зимним направлениям.

— Мы связываем это с экономической ситуацией, с платежеспособностью нашего населения и ярко выраженной тенденцией сократить количество поездок в течение года, — сообщила Майя Ломидзе. — Понятно, что люди сейчас бронируют скорее лето, чем выбираются куда-то зимой на пляж или горнолыжные курорты. Если говорить о продажах в феврале, мы видим оживление спроса на раннее бронирование летних направлений. По некоторым направлениям динамика продаж превышает прошлогодние показатели на 25 — 30%. Отдельные туроператоры говорят об активизации спроса даже на 50%.

 011_expert_ural_10-1.jpg

Люди сейчас бронируют скорее лето, чем выбираются куда-то зимой на пляж или горнолыжные курорты

В феврале люди в первую очередь думают о том, куда поехать летом и как сэкономить на летнем отдыхе, потому что по акциям раннего бронирования летний отдых обходится на 25 — 30% дешевле, чем аналогичный тур, приобретенный после марта.

В АТОР назвали наиболее популярные зарубежные направления путешествий россиян этой зимой — ОАЭ, Мексика (куда спустя очень много лет были вновь поставлены чартеры из Москвы, и туроператоры заявляют о круглогодичности этих программ), Доминиканская Республика, Индия, Вьетнам и Таиланд. Среди европейских горнолыжных направлений лидируют Италия (в части организованных туристов) и Австрия (туда туристы добираются в основном самостоятельно). Очень высокую востребованность показал в минувший зимний сезон Большой Сочи (и горный, и морской), вступив по объемам турпотока в соперничество с тем же Таиландом. Небольшое оживление, которое не наблюдалось в предыдущие годы, отмечено этой зимой в Крыму. Правда, организовано оно силами лишь одной компании: на полуостров вышел российский туроператор из числа крупнейших, что позволило снизить среднюю стоимость зимнего отдыха в крымских отелях.

Сложили крылья

Предпочтения уральских туристов определялись небольшим набором чартерных программ, реализуемых туроператорами из Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Уфы, Тюмени. На первом месте среди наиболее популярных зарубежных направлений этой зимой — ОАЭ. Также в пятерке Таиланд, Чехия, Китай и Турция. Среди российских направлений, естественно, лидирует Сочи, подкупающий разнообразием туристических программ и низкой стоимостью туров (в несколько раз дешевле, чем летом в аналогичных местах размещения). Крым откровенно проиграл.

— Это большая ошибка, что Крым пока не позиционирует себя как круглогодичный отдых, как, например, курорты Чехии, — рассуждает исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев. — Для этого важно не делать ставку исключительно на пляжный отдых, а пропагандировать лечение, оздоровление в период межсезонья и зимой. Необходимо приводить в благостное состояние не только отели, но и санаторно-курортные учреждения. А также плавно переносить различные событийные мероприятия на осень и зиму. Несколько лет назад перед Сочи стояла такая же проблема, но там сумели ее решить. Что же касается других туристических мест в России, то у жителей Свердловской области растет интерес к ближайшим соседям — тюменцам и челябинцам. Представленные программы нельзя сказать чтобы очень интересные, но неплохие. Средства размещения в своем большинстве — загородные гостиницы и турбазы — в последние три-четыре года пришли в приличное состояние. А само путешествие получается с недорогой транспортной составляющей — на машине или автобусе.

По вылетам из Екатеринбурга и других уральских мегаполисов туристам фактически не предложено ничего нового. Уральские

путешественники мечтают о восстановлении широкой географии полетов, осуществлявшихся из Кольцово до 2015 года. Но этой зимой туроператоры не только не предложили, к примеру, обещанные новые программы по Юго-Восточной Азии, но и сократили число чартеров в ОАЭ.

 012_expert_ural_10-1.jpg ОЛЕГ ВОРОБЬЕВ
ОЛЕГ ВОРОБЬЕВ

Уральцы лишились важного европейского хаба — аэропорта Праги, что стало главным и нерадостным событием завершившегося зимнего сезона

А турецкое направление (полеты в Стамбул и Анталию), хотя и стало круглогодичным, не смогло коренным образом повлиять на рост турпотока.

— Если оценивать туристический поток нынешнего зимнего сезона, то картина похожа на ту, что наблюдалась год назад. Все немногочисленные рейсы из Кольцово вполне закрывались без каких-либо потерь. На рынке было не так много авиа­перевозок, чтобы их не заполнить. Экономическая ситуация не позволяет без существенных рисков ставить прямые рейсы из Екатеринбурга по многим направлениям. Поэтому мы к большой печали видим, что пассажиры пересаживаются на регулярные авиарейсы и в основном планируют перелет на отдых через московский или стамбульский авиаузлы. На это ориентируются и операторы, направляя основной туристический поток через эти хабы, а не напрямую из Кольцово, — констатирует Михаил Мальцев.

Заметим, что уральцы лишились важного европейского хаба — аэропорта Праги, что стало, к сожалению, главным событием завершившегося зимнего сезона. С 21 января 2019 года «Чешские авиалинии» прекратили полеты в Кольцово. Это зарубежное направление было очень востребованным: по итогам 2018 года пассажиропоток из Екатеринбурга в Прагу превысил 80 тыс. человек. «Уральские авиалинии» оперативно отреагировали на изменение ситуации и анонсировали увеличение числа полетов из Екатеринбурга в Прагу с 6 марта с четырех до шести в неделю (вылеты в столицу Чехии запланированы ежедневно, кроме понедельника). Но дело-то не только и не столько в частоте полетов. «Чешские авиалинии» обеспечивали уральских туристов хорошими стыковками в Праге. Теперь среди мировых авиакомпаний, летающих из Кольцово и способных предложить уральцам удобные стыковки для разлета по городам Европы, остались «Турецкие авиалинии» (через Стамбул) и Finnair (через Хельсинки).

Своим ходом

Предстоящий летний сезон в корне картину не изменит: сдерживающие факторы — ужесточение контроля за деятельностью туроператоров и низкая покупательная способность населения — сохраняются. Поэтому уральцам не следует ждать большого разнообразия программ по выездному туризму. По предварительным результатам раннего бронирования с большим отрывом лидирует Турция. Разумеется, она сохранит первое место и по итогам летнего сезона.

— Есть только два обстоятельства, которые могут повлиять на эту ситуацию, — предупреждает Михаил Мальцев. — Во-первых, возможное открытие египетского направления, но это событие связано с политикой, и его постоянно переносят. Во-вторых, повышение стоимости отдыха в Турции. Представители наших туристических компаний уже высказывали крайнее недовольство тем, что по акциям раннего бронирования цена по ряду ключевых турецких отелей оказалась на 8 — 12% выше, чем год назад.

Важно, какие страны сделали вывод из прошлогоднего туристического сезона, скорректировали ли цены на отдых, вложились ли в рекламу турпродуктов. Наиболее сильно на уральском рынке после Турции может выступить Болгария:

— Болгары в этом году уже поставили в расписании Кольцово дополнительный рейс своей чартерной авиакомпании Voyage Air. Помимо традиционного рейса в Бургас они будут летать в Варну (рейсов туда из Екатеринбурга не было уже несколько лет). Если состоится запуск чартерной программы, это создаст сильную конкуренцию другим направлениям, в том числе Турции и российскому югу, — считает Михаил Мальцев.

В Болгарии активизировались не только авиаперевозчики. В этом году поговорить с турбизнесом России о спросе, текущих проблемах и перспективах грядущего сезона приехала министр туризма Болгарии Николина Ангелкова.

— Мы хотим, чтобы Россия вернула свои старые позиции на болгарском туристическом рынке. Мы продолжим наше продвижение в России, стараясь активизировать и непляжные, в том числе оздоровительные турпродукты, делая особый акцент в этом году на партнерство с российскими регионами, — пообещала она.

Российские туроператоры со своей стороны поднимают вопрос о возможных субсидиях Болгарией чартерных рейсов из России, как это делают Турция и Тунис.

Немаловажно и продвижение на российском рынке турпродукта. Этому можно поучиться у грузин. За последние пять лет туристическая администрация Грузии использовала все PR-возможности. Несколько раз в год организовывались ознакомительные туры в западную и восточную Грузию для российских туроператоров и туристических агентств, вывозились группы по 40 — 50 человек. Демонстрировали как экскурсионный, так и морской отдых. Это делалось планомерно, несмотря на то, что первые два года ознакомительные туры практически не давали результата. Параллельно шла интернет-реклама, рассчитанная на самостоятельных туристов — с помощью блогеров и размещения роликов на YouTube. Такое грамотное и дорогое продвижение вкупе собственно с подготовкой инфраструктуры гостеприимства (строительством дорог и гостиниц на любой кошелек) не могло не дать результат: пять лет ежегодный прирост турпотока россиян в Грузию превышает 25%.

Впрочем, даже это обстоятельство сдерживает туроператоров к формированию в Уральском регионе обширных пакетных туров в грузинском направлении. Поэтому уральцы путешествуют, как правило, самостоятельно. Благо, что функционируют регулярные авиарейсы в Тбилиси, Батуми и Кутаиси.

Среди новинок предстоящего летнего туристического сезона — ожидаемая чартерная программа из Екатеринбурга на итальянский курорт Римини. Самолеты туда летали уже лет двадцать, но в прошлом году это направление было заменено на Болонью. Рокировка оказалась не совсем удачной. С возвратом Римини эксперты туристического рынка надеются, что Италия достойно поборется за симпатии уральцев.

 013_expert_ural_10-1.jpg АНДРЕЙ ПОРУБОВ
АНДРЕЙ ПОРУБОВ

Круглогодичными направлениями для уральских путешественников останутся Китай, Таиланд, Вьетнам (в усеченном варианте). 25 февраля в аэропорту Уфы состоялась регистрация первого чартерного рейса авиакомпании iFly на китайский курорт Санья (остров Хайнань). Полетную программу (два чартера в неделю) перевозчик осуществляет совместно с туроператором Tez Tour.

— Программа рассчитана до 10 мая 2019 года, — сообщил начальник отдела продаж уфимского офиса Tez Tour Виталий Кабанов. — Далее проведем оценку спроса, будем исходить от него. В настоящее время желающих отдохнуть в Санье очень много, туристов влечет мягкий климат острова Хайнань, теплое море, а также возможность поправить здоровье в китайских клиниках.

При этом у туристов всегда сохраняется альтернатива в виде самостоятельных поездок. Авиакомпании открыли в 2019 году из уральских аэропортов ряд новых туристических направлений. Так, из аэропорта Челябинска перевозчик «ЮВТ Аэро» начал выполнять полеты в Казань, Красноярск, Ростов-на-Дону и ряд других российских городов. А с 1 апреля из того же Челябинска ближнемагистральные Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Азимут» полетят в Краснодар и Минеральные Воды. Что важно: все перечисленные рейсы будут осуществляться в рамках федеральной программы субсидирования межрегиональных авиаперевозок. Также «Азимут» с 1 апреля открывает регулярное авиасообщение по маршруту Пермь — Краснодар.

С 12 мая открываются прямые рейсы из Уфы в Баку. Полеты дважды в неделю будет выполнять азербайджанский лоукостер Buta Airways на самолетах Embraer.

А туроператоры, очевидно, станут еще пугливее. Эксперты не обещают им спокойной жизни.

— В 2019 году будет заложена основа для структурных изменений, — прогнозирует Майя Ломидзе. — Есть большие надежды на Минэкономразвития, которое плотно займется совершенствованием законодательства. Количество основных игроков серьезно сократится, причем это будет касаться как туроператорского сегмента, так и турагентского. Процесс естественного отбора, начавшийся в 2014 году, придет в кульминационную стадию, после чего рынок станет другим.