На небольшом пятаке в Историческом сквере, между рекой, музеем и улицами Малышева и Воеводина, у структур УГМК есть намерение построить деловой центр «Цветы», интегрировав в него завешенный рекламой, не ухоженный, но вполне изящный по архитектуре павильон бывшего магазина «Цветы». Земля принадлежит УГМК, в этом плане у собственников развязаны руки. Но пока реализации мешают охранные зоны музея, распространяющиеся на сквер. Между тем совет при Управлении по охране памятников уже одобрил предложение эксперта Юрия Курашова об изменении зон охраны памятника так, чтобы они не мешали стройке. Естественно, нас никто не поставил в известность.
Я считаю, что строить нельзя по следующим причинам: 1) это Исторический сквер; 2) это опасная близость к памятнику архитектуры; 3) в памятнике размещен музей, а не сарай.
1) Екатеринбург начался с завода, как и многие другие города на Урале. Что такое завод? Это то, что «за водой»: река перекрывается плотиной, формируется пруд, обустраиваются каналы, которые и позволяют использовать энергию воды в молотах и других заводских механизмах.
Именно эта часть истории города и обнажена в Историческом сквере. Наша «плотинка», пруд и сквер — это все не просто некие случайно возникшие рекреационные пространства, это и есть та территория города, где сосредоточен максимум исторических смыслов. То самое градостроительное сердце города-завода, которое все разыскивают, находится именно здесь.
2) От всего Екатеринбургского завода из исторических строений осталось здание Госпиталя монетного двора — памятник архитектуры, в котором после реконструкции 1984 года располагается музей изобразительных искусств. Это объект культурного наследия. Как себя поведут фундаменты и стены в результате забивания свай, никто не знает и гарантировать безопасность строения не может.
3) Это музей. В нем хранится наше с вами невосполнимое материальное наследие. Здесь коллекции отечественного искусства, невьянской иконы, камня. Здесь Каслинский павильон — главный символический идентификатор всего региона, всемирно известный образ победы искусства уральских мастеров над грубым металлом. Как можно строить в 50 метрах от павильона? Пыль, грязь, вибрация — все это огромная опасность для коллекций.
Если эта стройка начнется, это станет просто чудовищным варварством по отношению к музею. Мы давно предлагаем облагородить сквер, вместо того чтобы там городить что-то из стекла и бетона — сделать сад скульптур, благоустроить территорию. А из павильона «Цветы» можно сделать хоть детский центр, хоть информационный: это очень эстетичное здание, в самом центре. А если принять во внимание проходимость здания музея — уже 100 тысяч посещений в год, — оно бы могло стать гордостью инвестора.