Привлечение в Свердловскую область инвестиций на 1,5 млрд рублей и заключение 20 инвестсоглашений — таковы целевые показатели, поставленные на 2019 год перед автономной некоммерческой организацией «Агентство по привлечению инвестиций» ее учредителем, областным правительством. Агентство зарегистрировано в январе этого года, работу начало в апреле, сегодня штат составляет 25 человек. Генеральным директором назначен Александр Породнов, занимавший ранее пост заместителя министра инвестиций и развития Свердловской области. По сути, реальная работа началась только сейчас.
— Поскольку своей базы еще не было, целевые показатели формировали, ориентируясь на деятельность подобных организаций у наших соседей, — объясняет Александр Породнов. — Помимо объема привлеченных инвестиций, в оценку нашей работы также входит число сопровождаемых инвестпроектов, часть которых мы «перехватили» у Корпорации развития Среднего Урала (КРСУ) и областного министерства инвестиций и развития, реализация совместных проектов с федеральными институтами развития, количество новых рабочих мест.
Разделяй и привлекай
Агентство было создано для решения двух основных задач. Первая — маркетинговая, касающаяся продвижения Свердловской области, повышения ее узнаваемости среди потенциальных инвесторов, поиска и привлечения инвестиций, в том числе иностранных. Вторая — выполнение клиент-менеджерской функции, оказание инвесторам на каждом этапе реализации проекта услуги в режиме единого окна: предоставление информации о региональном рынке и бизнес-среде, подбор промышленной площадки по критериям инвестора, содействие в получении мер господдержки, решении финансовых и кадровых вопросов, установлении связей с местным бизнес-сообществом и т.д.
— Ранее эти функции частично выполняла КРСУ. Разделение функций между организациями — обычная практика. Во многих субъектах федерации, например в Калужской области, есть и корпорация развития, и агентство по привлечению инвестиций. Региональные корпорации развития в формате акционерных обществ участвуют в реализации крупных инфраструктурных проектов. А на агентства возлагаются маркетинговая, рекламная и клиент-менеджерская функции. На федеральном уровне действует АО «Корпорация развития Дальнего Востока», которое занимается управлением индустриальными парками, особыми экономическими зонами, участвует в крупных инфраструктурных проектах. А два года назад федералы выделили и создали Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, задачи которого аналогичны нашим. Но при разграничении функционала важно понимать, какой результат должен быть достигнут. В отношении и первой, и второй организации это понимание совершенно четкое, — уверен Александр Породнов.
Хотя свердловчане ориентируются в целевых показателях по привлечению инвестиций на работу аналогичных структур в соседних субъектах федерации, основным своим конкурентом они считают Татарстан, где система поиска инвесторов и сопровождения инвестпроектов работает уже много лет.
О конкуренции же в границах Уральского федерального округа речь не идет: реализация крупных проектов у соседей неизбежно дает синергетический эффект в виде увеличения поставок из Свердловской области материалов и оборудования и наоборот.
Попасть в пятерку
Как правило, потенциальный инвестор при выборе площадки для реализации проекта рассматривает пять-шесть регионов. Губернатором Свердловской области поставлена задача, чтобы регион обязательно входил в подобный шорт-лист возможных территорий для локализации. Но набор инструментов у субъектов федерации ограничен, и выделиться с ним крайне сложно.
— Мы живем в одной стране, в одном правовом поле, в одном экономическом пространстве. Поэтому законодательная база и условия ведения бизнеса в субъектах федерации примерно одинаковые. Да, есть исключения. Это Москва и Санкт-Петербург с масштабными рынками сбыта. Или Калининградская область, граничащая со странами Евросоюза, в которой создана особая экономическая зона. Но в принципе по другим регионам инвесторам предлагается один и тот же продукт. Субъекты федерации, занимающие первые тридцать позиций в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности, очень близки друг к другу по сумме баллов. Система привлечения инвестиций, предоставления налоговых льгот, других преференций очень похожа, и конкурировать друг с другом регионам очень трудно. Кто в таком случае выходит на первое место? Обычно тот, кто применяет сервисную модель, включающую маркетинг, агрессивную рекламу и все, что связано с клиентоориентированным подходом. Это и стало основной причиной, почему губернатором было принято решение о создании агентства, — поделился Александр Породнов.
Главное, что интересует потенциальных инвесторов в регионах — наличие промышленных площадок с готовой инженерной инфраструктурой для быстрой реализации проекта. В муниципальных образованиях Свердловской области таких площадок подготовлено немало. Свои услуги предлагают специализированные и универсальные индустриальные парки Богословский (Краснотурьинск), химический парк «Тагил» (Нижний Тагил), «Новосвердловский» (Екатеринбург, в районе Новосвердловской ТЭЦ), «ПРО-Бизнес-парк» (Екатеринбург, на пересечении Екатеринбургской кольцевой автодороги и автодороги Екатеринбург — Полевской), «ЕКАД-Южный» (Чкаловский район Екатеринбурга), особая экономическая зона «Титановая долина» (площадки в Верхней Салде и Екатеринбурге). Тем не менее в Екатеринбурге не хватает подходящих мест для реализации проектов, поскольку, рассматривая Свердловскую область, инвесторы в первую очередь обращают внимание на столицу Урала как важнейший экономический, финансовый, логистический, образовательный центр региона.
Другой волнующий инвесторов вопрос — набор квалифицированного персонала из числа местных жителей. В этой части у Свердловской области есть важное преимущество по сравнению со многими другими регионами: здесь проживает 2,2 млн человек трудоспособного населения, функционирует более 40 вузов и учреждений профессионального образования. Агентство по привлечению инвестиций организует взаимодействие с образовательными учреждениями, кадровыми агентствами, службами занятости и иными организациями по вопросам подготовки, переподготовки и поиска кадров.
Еще одна задача агентства — приводить в регион не только инвестиции, но и крупные международные деловые мероприятия: форумы, конгрессы, конференции. Для этого на его базе создано Уральское конгресс-бюро, занимающееся привлечением событийных мероприятий и распространением информации о конгрессных возможностях региона на рынке международных встреч.
К концу этого года станет понятно, насколько продукт, предлагаемый потенциальным инвесторам свердловским Агентством по привлечению инвестиций, окажется конкурентоспособным на фоне усилий других российских регионов.