Цифровая трансформация

24 июня 2019, 00:00
В передней части автомобиля смонтированы два высокоточных сканирующих лидара, обеспечивающих отслеживание движения объектов, определения расстояния до впередиидущего автомобиля и данные для алгоритма экстренной остановки

Беспилотник поехал по России

Беспилотный автомобиль, разработанный питерским НПО StarLine, проходит тестирование на дорогах общего пользования в рамках пробега по семи городам России: Нижнему Новгороду, Казани, Самаре, Уфе, Челябинску, Екатеринбургу и Перми. Эксперимент проводится не только с целью демонстрации и совершенствования инновационных беспилотных технологий, но и для создания высокоточной карты российских дорог для беспилотного транспорта будущего.

По словам участников проекта, эксплуатация беспилотных автомобилей может стартовать в России уже к 2025 году. Для начала это будут закрытые участки, к примеру, территории заводов и предприятий, аэродромов, закрытые парки и т.д. Ну а затем беспилотники смогут выйти и на дороги общего пользования. Предполагается, что это будут не только грузовые и всевозможные развозные автомобили, но также такси и общественный транспорт.

НПО StarLine — один из пионеров разработки беспилотных технологий в России. Научно-исследовательский проект беспилотного автомобиля на платформе Skoda Superb стартовал в 2016 году и получил название RICAR. Автомобиль способен ехать по заданному маршруту в автономном режиме, удерживаясь в полосе, оценивая расстояние до объектов, распознавая их, замедляясь или экстренно тормозя при необходимости. В сложных погодных или дорожных условиях водитель берет управление автомобилем на себя.   

Шестое поколение уже зачали

Компания Samsung Electronics сообщила о ведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области сетей мобильной связи шестого поколения (6G). Для этого Samsung увеличила состав исследовательской команды Advanced Communications Research Center, которая входит в структуру Samsung Research, основное научно-исследовательское подразделение компании. Помимо 6G, Samsung Research занимается разработками в области робототехники и искусственного интеллекта.

По представлению Samsung, 6G-стандарт будет способен пропускать количество данных 1 ТБит/с, что почти в тысячу раз быстрее, чем 5G (1 — 2 Гбит/с), и в десять тысяч раз быстрее, чем 4G (100 Мбит/с). Скорость 6G позволит мгновенно загрузить практически любой файл. Но главная задача 6G сетей — устранение недоработок 5G сетей. Главной проблемой 5G, серьезно замедляющей развертывание технологии, является большее требуемое (по сравнению с 3G и 4G) количество передающих устройств, а также их определенное размещение. В каждом последующем поколении расстояние между приемником и передатчиком должно понижаться, чтобы атмосфера не вносила помехи.

Эксперты считают, что активное использование сетей 6G по миру начнется не раньше середины 30-х годов.

Встань в очередь

6G не сможет пробить себе дорогу раньше полноценного развертывания сетей пятого поколения. В апреле текущего года Республика Корея стала первой в мире страной с работающей коммерческой инфраструктурой сетей 5G. В России основная часть работ по расчистке частотного спектра под 5G будет завершена, как ожидается, к середине — концу 2021 года. Поддерживают 5G пока что единичные мобильные устройства, имеющие высокую стоимость по причине принадлежности к «флагманам» — например, Samsung Galaxy S10, Motorola Moto Z3, Xiaomi Mi Mix 3, ZTE 5G.                                                      

Как это работает

Все компоненты беспилотника объединены в единую систему, получающую телеметрическую информацию из цифровых шин автомобиля, а локализация осуществляется с участием высокоточного спутникового навигационного приемника. Всевозможные датчики не только обеспечивают определенные функции, но и дополняют друг друга, компенсируя недостатки отдельных устройств. На крыше автомобиля установлен высокоточный навигационный приемник, похожий на тарелку. Он обеспечивает высокую точность позиционирования с погрешностью до сантиметра. Самую высокую точку занимает сканирующий лазерный 3D лидар, обеспечивающий распознавание объектов вокруг автомобиля на средних дистанциях. Здесь же — четыре видеокамеры, объединенные в единый блок. Они используются для распознавания объектов, сигналов светофоров и дорожной разметки на ближних, средних и дальних дистанциях. 

УТЗ использует цифровой макет турбин

В передней части автомобиля смонтированы два высокоточных сканирующих лидара, обеспечивающих отсле- живание движения объектов, определения расстояния до впередиидущего автомобиля и данные для алгорит- ма экстренной остановки 09-01c.jpg
В передней части автомобиля смонтированы два высокоточных сканирующих лидара, обеспечивающих отсле- живание движения объектов, определения расстояния до впередиидущего автомобиля и данные для алгорит- ма экстренной остановки

На Уральском турбинном заводе (УТЗ, входит в холдинг «РОТЕК») компанией «Продуктивные технологические системы» (ПТС) внедрена система создания и использования цифрового макета изделия на базе программного обеспечения Creo и Windchill. В ней полностью разработана и подготовлена к производству турбина Кп-77-6,8. Изделие было спроектировано и доведено до производства полностью в «цифре» и изготовлено за восемь месяцев вместо 2,5 лет. Об этом сообщил заместитель гендиректора компании «ПТС» Дмитрий Мотовилов.

— Хотя в России уже приняты новые ГОСТы по электронной структуре изделия и по электронному макету, в сознании многих предприятий данные системы — это электронный архив в лучшем случае и под­спорье для выпуска конструкторской документации. В то же время основная задача системы — спрямить максимально все процессы жизненного цикла изделия от момента получения заказа до того, как изделие поступит в эксплуатацию и его нужно обслуживать. Этот цикл можно реализовать с помощью единой централизованной платформы, в которой каждый из участников процесса получит необходимые данные, но при этом данные будут вводиться в систему один раз, — рассказал Дмитрий Мотовилов.

По его словам, в будущем, вполне вероятно, турбина будет продаваться не как товар, а как услуга по генерации электро­энергии, причем речь идет о том, что заказчик покупает своевременный сервис. УТЗ располагает системой ПРАНА, которая получит дальнейшее развитие и будет связана с системой компании «ПТС» в формате цифрового двойника. Все требуемые данные о поведении изделия в реальном времени будут анализироваться и возвращаться на его цифровой двойник с применением системы индустриального интернета вещей Thingworx.

Удаленный мониторинг

В коммерческой эксплуатации ПРАНА работает с 2015 года как независимое от OEM (оригинального производителя оборудования) решение для прогнозирования состояния промышленного оборудования, управления надежностью и мониторинга на энергоблоках «Татэнерго», «Мосэнерго», «Т Плюс». Для установки системы на предприятии достаточно одного месяца, она поддерживает любой тип оборудования — турбины, промышленные машины, двигатели, компрессоры, насосы, котлы и т.д. Данная разработка имеет самый большой архив данных среди независимых от OEM решений для предиктивной аналитики. 

Искусственный интеллект взялся за музыку

Музыка Антонина Дворжака сочетает в себе элементы венской классики и романтизма с чешскими народными мелодиями и ритмами 09-02c.jpg
Музыка Антонина Дворжака сочетает в себе элементы венской классики и романтизма с чешскими народными мелодиями и ритмами

Как сообщил портал Motherboard, компания из Люксембурга AIVA Technologies совместно с Digital-агентством Wunderman в 2018 году запустила эксперимент для музыкального искусственного интеллекта. Пьеса чешского композитора Антонина Дворжака «Из мира будущего» в течение 115 лет оставалась незаконченной. Ее завершил искусственный интеллект AIVA. Теперь оркестр Пражской филармонии готовится исполнить произведение для широкой публики.

— Мы хотели понять, может ли искусственный интеллект положительно повлиять на творческий процесс. Все боятся ИИ, думают, что он заменит людей. Но я оптимист. Я думаю, что если люди достаточно разумны, они поймут, как использовать ИИ, и он окажется очень полезным, — пояснил креативный директор пражского офиса Wunderman Ричард Стайбитц.

Произведение Дворжака было не первым, которое создал, изменил или завершил искусственный интеллект AIVA. Как правило, программе нужно чуть меньше минуты, чтобы сгенерировать нечто новое и оригинальное, но над пьесой «Из мира будущего» пришлось потрудиться. Процесс ее дописывания занял примерно 72 часа. Конечно, не обошлось без помощи людей. Когда очередной фрагмент был закончен, специалисты, реализующие проект, прослушивали его и отмечали, подходит ли музыкальный отрывок под стиль композитора или нет. В результате получилось законченное произведение.

Ноты на-гора

В мире существует порядка 15 стартапов, основанных на создании искусственного интеллекта, который пишет оригинальную музыку. Некоторые из них способны в промышленных масштабах выдавать электронные произведения. Среди них Melomics Media. За период с 2010 по 2013 год в рамках проекта ИИ создал около миллиарда композиций. Любую из них можно использовать бесплатно. В рамках Melomics Media работали два искусственных интеллекта. Один специализировался на классической музыке, второй — на поп-музыке.