Фокус-2020

Ирина Перечнева
27 января 2020, 00:00

Компании перенацеливают стратегии с задач количественного роста на повышение эффективности, в том числе с помощью ИТ, и учатся работать в ситуации межотраслевой конкуренции

Читайте Monocle.ru в

Год начался в условиях торможения экономики: экспорт падает из-за ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры, инвестиционная активность и динамика промышленного сектора невысоки. Статистику поддерживает лишь потребление за счет розничного кредитования. Смена правительства окажет влияние на микроуровне, но кардинальных изменений ни аналитики, ни бизнес не ждут. «Скорее всего, дальнейшая судьба экономической политики — частные улучшения в рамках уже действующей стратегии», — полагает главный аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. В частности эксперт не видит оснований для пересмотра консервативной модели бюджетной политики: «Этот подход возник как защитная реакция властей на ухудшение отношений с Западом, в том числе на действующие санкции, возможность их ужесточения и прочие внешние риски. Это, на наш взгляд, является основным тормозом экономического роста. Но поскольку этот подход разделяется президентом, характер политики вряд ли сильно поменяется с приходом нового правительства. Спрос на кардинальные изменения (например, снижение доли оборонных и социальных расходов, расширение полномочий регионов, полноценную реформу накопительной пенсии, смягчение бюджетного правила, масштабную приватизацию госкомпаний) или отсутствует, или не реализуем из-за конфликта интересов с другими политическими силами».

Ключевым локомотивом этого года для российской экономики остаются нацпроекты и анонсированные траты Фонда национального благосостояния России (ФНБ).

Автоматизация

Бизнес в своих планах ориентируется прежде всего на нацпроект «Цифровая экономика», его элементы учитывают в прогнозах развития на этот год почти все опрошенные нами компании.

Исполнительный директор Omnicomm Александр Селиванов оценивает, например, динамику российского рынка телематики (беспроводного обмена сообщениями и командами между автомобилем и внешними источниками) объемом около 15 млрд рублей в 8 — 9% в год: «Мы ожидаем, что подобные темпы роста сохранятся и в 2020 году. Основными драйверами станут строительный и нефтегазовый сектор, у которых эффект экономии за счет цифровизации транспорта достигает сотен миллионов рублей в год. В условиях, когда маржинальность транспортного бизнеса не превышает 5%, именно цифровизация будет определять темпы развития отрасли».

Управляющий Биржей ATI.SU Свято­слав Вильде усматривает большой потенциал применения новых решений в отрасли грузоперевозок: «В 2020 году будет набирать обороты общий тренд на автоматизацию логистических процессов. Все больше грузовладельцев и транспортно-экспедиторских компаний видят в этом источник сокращения издержек».

Реализация национальных проектов обострит потребность в автоматизации разных отраслей. Директор ИТ-компании «ТехЛаб» Александр Шаповалов рассчитывает на эффект от проекта «Здравоохранение»: «Он предполагает создание единого цифрового контура и открывает новые возможности развития ИТ-решений для цифровизации медицины, в частности речь идет о выполнении поручения президента о переходе на электронный документооборот в больницах. Поручение предусматривает создание опции доступа сотрудников медучреждений к клиническим рекомендациям. Это может стимулировать развитие систем поддержки принятия решений, которые помогают врачам выбрать тактику лечения с учетом загруженных в них клинических рекомендаций Минздрава».

Директор по развитию бизнеса компании Softline в УрФО Роман Любар также связывает перспективы с реализацией национальных проектов: «Продолжается взрывной рост новых технологий, в частности cloud-сервисов, IoT и решений в области кибербезопасности. Бизнес в большей своей части осознал важность развития ИТ-инфраструктуры и эффективность инновационных внедрений».

Генеральный директор компании «Орга­низа­ционно-технологические решения» Дмитрий Гусев обуславливает рост ИТ-инду­стрии практическим применением технологий машинного обучения, внедрением предиктивной аналитики и систем поддержки принятия решений, роботизированной автоматизацией процессов, развитием IoT: «Вероятнее всего, под эти задачи и растущие объемы обрабатываемых данных потребуется обновление ИT-инфраструктуры».

Генеральный директор холдинга «РусХолТС» (специализируется на нетопливных бизнесах сетей АЗС) Александр Кузьмин видит потенциал роста в трансформации модели экономики: «Четвертая промышленная революция сильно изменит многие бизнесы, основным фактором конкурентоспособности будет экономия за счет автоматизации».

Реализация всех этих трендов приведет к трансформации самого ИТ-рынка. Роман Любар ожидает, что в 2020 году продолжится его укрупнение: «Уже несколько лет небольшие и неспециализированные компании постепенно покидают отрасль. На смену точечным внедрениям технологий приходят комплексные проекты в области цифровизации». По его наблюдениям, переход к российским решениям перерастет из лозунгов в практику: «Политика государства в области импортозамещения дала мощный стимул к развитию качественных российских разработок как программного обеспечения, так и оборудования».

Спрос на новые решения предъявляют прежде всего высокотехнологичные компании. Они и будут активно развиваться, считает директор юридической компании «Энсо» Алексей Головченко: успешным будет бизнес, представляющий востребованные сервисы — системы интернет-бронирования, маркетплейсы, не менее удачным год станет для сетевых компаний, занимающихся продажей продуктов, одежды, обуви, а также для сетевого ресторанного бизнеса, перспективным бизнес-направлением в России останется туризм.

Однако структурных изменений в экономике ждать не приходится. Алексей Головченко: «В гору пойдут дела у крупного бизнеса, особенного сырьевого. Малый бизнес продолжит вымирать. У небольших компаний недостаточно ресурсов для автоматизации деятельности, им не удастся успешно конкурировать с сетевыми игроками».

Всем участникам рынка нужно быть готовыми к росту издержек в силу вступления в действие ряда регуляторных новаций.

В 2020 году продолжится запуск обязательной маркировки товаров. По мнению Алексея Головченко, это увеличит как административную нагрузку на бизнес, так и затраты на производство продукции: «Расходы только производителей детского питания на организацию системы маркировки составят 13,5 млрд рублей. Кроме того, увеличится размер платежей для ЕНВД, страховых взносов ИП».

По уровню технологизации и цифровизации в числе лидеров металлургия 017_expert_ural_05-1.jpg
По уровню технологизации и цифровизации в числе лидеров металлургия

Российские компании предпочитают вкладываться в средства производства и сотрудников 017_expert_ural_05-2.jpg
Российские компании предпочитают вкладываться в средства производства и сотрудников

Организации, уже использующие технологии искусственного интеллекта, часто не ограничиваются применением одной функциональности, а развивают решения в комплексе 017_expert_ural_05-3.jpg
Организации, уже использующие технологии искусственного интеллекта, часто не ограничиваются применением одной функциональности, а развивают решения в комплексе

Новые форматы и правила

В каждом секторе промышленности работают свои закономерности, но ужесточение конкуренции будет всеобщим. Вот как описывает факторы конкурентоспособности в сегменте сервисов в энергетическом машиностроении генеральный директор ООО «Зульцер Турбо Сервисес Рус» Олег Шевченко: «Вводы энергетических газотурбинных установок большой мощности в эксплуатацию можно пересчитать по пальцам, соответственно, борьба за уже установленный парк обострится. Это будет способствовать выводу сервис-провайдерами на рынок новых технологических решений». Второй, по его мнению, фактор развития — углубление локализации в области сервиса энергетического оборудования. На базе центра восстановления деталей горячего тракта в Екатеринбурге компания намерена расширять возможности и выходить на рынок малых газовых турбин.

Ответ на вызовы видится в повышении внутренней эффективности бизнеса. Так, распорядительный директор автомобильного завода «Урал» Павел Яковлев ставит на текущий год три главные задачи — активизацию продаж, разработку новых продуктов и снижение себестоимости: «В непростых условиях конкурентной борьбы, внешних макроэкономических факторов мы должны не только удержать уже имеющихся клиентов, но и активно привлекать новых, расширяться за счет новых сегментов. С этой целью мы продолжаем развивать дилерскую и сервисную сеть. Будем приобретать новое оборудование для производства. Среди приоритетов — завершение подготовки к производству кабины для одного из семейств автомобилей “Урал”, внедрение перфорации рам, на следующий год запланировано приобретение оборудования в литейное производство». В этом же году компания начнет реализацию стратегических программ — полный переход на кабину NEXT на коммерческом рынке, освоение производства автомобиля с принципиально новой бескапотной кабиной. 

По мнению основателя и директора ГК «Обувь России» Антона Титова, методы конкуренции в рамках одной отрасли уже не работают:

— Каждая компания стремится монетизировать отношения с клиентами и строит экосистему, в рамках которой возможности взаимодействия с клиентами, предложения им разных сервисов не ограничены поставкой продукции или услуг. Интернет-торговля и онлайн-маркетплейсы изменили покупательские привычки в традиционной рознице, потребители ожидают столь же большого разнообразия ассортимента и высокотехнологичных сервисов, как на онлайн-площадках. Границы между форматами стираются. Магазины выполняют роль витрины для товаров, пунктов самовывоза онлайн-заказов, сервисных точек. Мы рассматриваем наши магазины как омниканальные маркетплейсы, объединяющие несколько направлений в рамках единой концепции, расширяем ассортимент за счет дополнительных товарных категорий, выходим за рамки собственно обувного ритейла, развиваем дополнительные услуги (рассрочку на покупку, денежные займы, почтовые сервисы и т.д.), следуем концепции магазина как мультифункционального сервисного центра, развиваем онлайн-торговлю за счет модернизации собственных интернет-магазинов и увеличения объемов сотрудничества со сторонними маркетплейсами.

Снижение доходов и покупательной способности населения, невысокая динамика экономики не позволяют участникам рынка закладывать амбициозные планы роста бизнеса, тем не менее многие видят возможности увеличения выручки.

Дмитрий Гусев ориентируется на ежегодный рост не менее 10% по всем направлениям бизнеса. Олег Шевченко в качестве основной задачи видит стабильный рост портфеля заказов и выход на новые сегменты рынка, а именно в нефтегазовый сектор РФ и стран постсоветского пространства. Производитель насосного оборудования «Грундфос» намерен увеличить объем продаж продукции, произведенной в России, вдвое в денежном выражении. По словам директора департамента промышленного и бытового оборудования компании Сергея Захарова, ставка делается на рост спроса на энергоэффективное оборудование, кроме того, «повышение уровня локализации позволит сократить сроки производства и логистики».

Значительная часть стратегий ориентирована на качественные параметры бизнеса. «В 2017 — 2019 годах мы удвоили розничную сеть, сейчас она насчитывает более 900 магазинов. Основная задача в 2020 году — повышение эффективности работы нашей розницы, — формулирует Антон Титов. — Мы будем ориентироваться на объем выручки с квадратного метра, конверсию розничных точек, чистую прибыль и рентабельность по EBITDA. Еще один важный параметр для нас — число постоянных клиентов, держателей карт лояльности».

У Softline, по словам Романа Любара, планов по масштабному увеличению числа клиентов в Уральском федеральном округе нет: «Мы уже работаем с большинством крупных компаний. В 2020 году намерены все глубже погружаться в бизнес-процессы клиентов, переходя из статуса поставщика ИТ-решений в статус доверенного партнера».

Высокая позиция Сингапура объясняется быстрыми темпами развития экономики, сравнительно небольшими объемами производственных мощностей в стране с небольшим количеством занятых в обрабатывающей промышленности 018_expert_ural_05-1.jpg
Высокая позиция Сингапура объясняется быстрыми темпами развития экономики, сравнительно небольшими объемами производственных мощностей в стране с небольшим количеством занятых в обрабатывающей промышленности
По оценке IFR, в 2020 году число инсталляций промышленных роботов вырастет на 10% 018_expert_ural_05-2.jpg
По оценке IFR, в 2020 году число инсталляций промышленных роботов вырастет на 10%
Треть новых роботов в мире приходится на автомобилестроения 018_expert_ural_05-3.jpg
Треть новых роботов в мире приходится на автомобилестроения

Взлеты и развороты

Среди отраслей, продемонстрировавших в прошлом году высокие темпы роста, — пассажирские авиаперевозки. «По итогам 10 месяцев 2019 года количество перевезенных пассажиров возросло на 11%, пассажирооборот увеличился на 13% относительно прошлого года, — говорит финансовый директор авиакомпании «Уральские авиалинии» Лариса Усова. — В последующие годы прирост пассажиропотока составит не менее 4,5 — 5%».

Несколько новаций в этом году внедрит и аэропорт Кольцово. Акцент — на развитии региональных полетных программ за счет повышения их привлекательности для авиакомпаний. Пресс-служба аэропорта Кольцово среди основных факторов, способствующих реализации этих планов, называет обнуление НДС на региональные авиаперевозки, закрепление за авиакомпаниями субсидируемых маршрутов, а также открытие новых направлений полетов с ростом объемов трансферных перевозок через Кольцово. При этом в пресс-службе отмечают роль базового авиаперевозчика «Уральских авиалиний»: «Авиакомпания пополняется новейшими моделями воздушных судов с увеличенной дальностью полетов, такими как Airbus A320neo и A321neo. Это позволяет активизировать развитие трансферных перевозок через Екатеринбург на направлениях Китай — Европа, Дальний Восток — Москва/Санкт-Петербург/Юг РФ.

В осенне-зимнюю навигацию 2019/2020 авиакомпания уже открыла ряд новых направлений полетов из Кольцово, среди них Сиань, Алма-Ата, Мюнхен».

Довольно высокими темпами роста розничного сегмента запомнится ушедший год и для банковского сектора. Но именно в 2020 году тренд сломается. По оценкам управляющей банком «Открытие» в Свердловской области Натальи Алемасовой, динамика кредитования населения снизится с 20% до 8 — 10%, при этом кредитование крупного бизнеса вырастет с 4% до 10%. Во-первых, скажется снижение ставок. Во-вторых, бизнес адаптировался к повышению НДС, негативный эффект исчерпан. В-третьих, можно рассчитывать на запуск национальных проектов: «Они будут реализовываться как за счет средств ФНБ, так и частных инвестиций. Это стимулирует инвестиционную активность бизнеса».

В 2019 году Банк России пять раз снижал ключевую ставку. Быстрее других на изменение ключевой ставки реагирует ипотека. В начале прошлого года стоимость ипотеки в связи с повышением ставки в декабре 2018 года выросла более чем на 1 п.п и к апрелю достигла пика в 10,56%, но уже в ноябре 2019-го ставки по фактически выданным кредитам снизились до уровня 9,19%. Правда, как отмечают в аналитическом центре «Дом.РФ», значительный вклад в среднее значение внесла растущая популярность программы семейной ипотеки — под 5% годовых. Без учета этой программы ставки по кредитам на новостройки составили бы 9%. По кредитам на вторичном рынке ставки снизились до 9,51%. Именно в расчете на эффект снижения стоимости ипотечных продуктов многие банки закладывают в прогнозы рост этого сегмента. Так, Альфа-Банк, по словам регионального управляющего банком в Екатеринбурге Елены Разумовской, намерен увеличить объем выдаваемых ипотечных кредитов на территории до 12 млрд рублей.

На фоне снижения ставок по депозитам все заметнее интерес населения к инструментам фондового рынка: число физлиц, открывших брокерский счет в 2019 году, достигло 3,5 миллиона, а суммарный объем активов на их торговых счетах превысил 10 трлн рублей. По мнению аналитиков Сбербанка, в 2020 году все это может привести к изменению риск-профиля среднестатистического инвестора и выдавит сбережения в более рисковые инструменты.