Нам надоело падать

Артем Коваленко
27 января 2020, 00:00

Как без больших ресурсов и углеводородов сделать из депрессивной территории успешную

Вадим Шумков (справа) провел совещание по созданию особой экономической зоны и индустриального парка на площадях Курганского машиностроительного завода
Читайте Monocle.ru в

План ускоренного социально-экономического развития Курганской области передан в правительство РФ для утверждения. Программа разработана на пять лет, с 2020 по 2025 год. Цель — сокращение дефицита бюджета, выведение области из трудного финансово-экономического положения и модернизация объектов соцсферы. «Три основные опорные точки, — объясняет курганский губернатор Вадим Шумков. — Первая — развитие экономики. В этой части — предложение по созданию особой экономической зоны. Формирование индустриальных парков подготовит почву для захода инвесторов с новыми индустриальными проектами. Вторая — транспортная и инженерная инфраструктура. Третья — объекты социальной сферы».

Главный акцент Вадим Шумков (избран губернатором в сентябре 2019 года, с октября 2018 года исполнял обязанности главы региона) делает на создании особых условий для развития предпринимательства: например, с декабря 2019 года в области введены три новых вида льготных кредитов, продолжается работа по созданию готовых производственных площадок в индустриальных парках. В ближайшей перспективе их будет семь.

— Вам нужны подготовленные площадки для бизнеса — пожалуйста. Нужны льготные заемные деньги — они у нас есть. Нужно субсидировать часть расходов на лизинг оборудования — берите. Необходимы кадры — мы их обучаем вместе с вами и готовы это делать дальше. Нужно помогать в сбыте — здесь мы тоже вместе. Логика такая — комплексно решать все вопросы, — подчеркивает губернатор.

«Э-У» Вадим Шумков рассказал, какие инструменты и действия способны вывести территорию из «депрессии».

— Вадим Михайлович, на решение каких задач направлен план ускоренного социально-экономического развития? Какая инфраструктура будет построена в рамках этого документа?

— В первую очередь имеется в виду ситуация, когда у региона вследствие многолетней деградации нет внутренних ресурсов для такого развития. Но ведь население, обычные люди, не виноваты в этом. Им хочется сейчас получать качество жизни не хуже, чем в других регионах. Потому я очень рад, что правительство РФ такой формат поддержало, как в целом, так и для Курганской области в отдельности. Речь идет в первую очередь о решении вопросов, которые не могут быть отработаны в рамках действующих федеральных программ или нацпроектов. А также об активизации собственного экономического развития как базиса для роста в других сферах. Потому и должна создаваться инвестиционная, социальная, транспортная инфраструктура. Это индустриальные парки, поддержка конкретных проектов в ремонте и строительстве общей инфраструктуры, строительство школ и больниц.

Люди и низкая база

— Станут ли нацпроекты основой для развития? Что может быть дополнительным фактором роста ВРП? Какие изменения нужны для ускорения? Как вы оцениваете потенциал региона?

— Национальные проекты в любом случае играют положительную роль, как минимум стимулируя экономику при их реализации через строительство и поставку продукции. Но вы правы: чтобы эффект был более полным, необходимо стараться, чтобы это были услуги и продукция, произведенные нашими компаниями. Потому нацпроекты при их грамотном администрировании в части определения условий закупок — это шанс еще больше отойти от импорта.

Собственный потенциал региона — люди и низкая база. Нам надоело падать, надоело, что Курган ассоциируется с вечной депрессией и серостью. Да, мы не имеем запасов углеводородов, металлов или ресурсов финансового центра, способных быстро сформировать супермасштабную доходную базу. Но тем интереснее и благороднее задача. Что остается делать? Ныть и искать оправдания? Это не наш метод. Мы работаем и будем работать, засучив рукава, причем по всем фронтам одновременно. Ударными темпами строя и ремонтируя дороги и мосты, социальные объекты, благо­устраивая муниципалитеты, модернизируя ЖКХ, создавая благоприятные условия для получения людьми жилья.

И, конечно же, экономика, промышленность, АПК, малое предпринимательство.

Надо наши слабости превращать в сильные стороны. У нас много старопромышленных площадок и свободных участков, в том числе в ТОСЭР. Значит, мы будем там готовить цеха и строить сети, чтобы на территории с льготными налоговыми ставками были созданы льготные условия для получения существующих или строительства новых производственных объектов. Поставили себе задачу создать и запустить семь индустриальных парков как в формате готовых для льготной аренды цехов, так и площадок с подведенными сетями для нового строительства. Уже строим и проектируем несколько. Более 500 млн рублей направляем только на это.

У нас много заброшенных сельскохозяйственных земель. Значит, будем ускоренно вводить их в оборот и предоставлять инвесторам, в том числе бесплатно. Приняли закон о передаче в собственность до 100 га бесплатно при условии, что предприятие зарегистрировано в Курганской области и там создано минимум три рабочих места. Начали предлагать широкую линейку видов поддержки. В этом году уже запустили два новых вида субсидий — «Агро­стартап» и «Семейная ферма». Сейчас вводим микрозаем под 3% годовых на строительство мини-ферм. На эти цели направим 325 млн рублей. На следующий год введем еще две новые формы поддержки — под строительство свиноферм и молочно-товарных ферм. Тоже предусмотрим значительные средства на такие проекты. Для новых проектов в промышленности и МСП ввели компенсацию части стоимости нового оборудования, приобретаемого через лизинг. На следующий год увеличим эту сумму втрое.

По крупным нефтегазовым компаниям работаем уже год, в результате рост промышленного производства за девять месяцев 2019 года составил 106,4%. Сейчас выстраиваем ряд мероприятий в части сбыта продукции, производимой МСП, движемся по экспорту.

Меняем систему подготовки кадров для всех сфер экономики. Несколько направлений — от допуска работодателей к корректировке учебного плана профильного заведения до наращивания подготовки технарей. Планируем на 30% увеличить прием в КГУ на технические специальности. То же — в части подготовки ИТ-специалистов. Мы уже в разы увеличили прием, создаем ИТ-колледж и ИТ-институт на базе действующих учебных объектов. А для вновь образованных ИТ-компаний ввели 1% ставку УСН и отдаем им офисы в аренду по 1 рублю за квадратный метр. То есть комплексно работаем: готовим кадры, даем льготную налоговую ставку и офисы. Сейчас подгружаем уполномоченные органы правительства в вопросы помощи сбыта продукции наших предприятий. Для многих непривычно, для нас логично.

— В январе — июне 2019 года инвестиции в основной капитал, направленные на развитие экономики и социальной сферы Курганской области, превысили 17 млрд рублей — это 204% к соответствующему периоду 2018 года. Как вы стимулируете улучшение инвестиционной среды?

— На конец 2019 года результат, возможно, будет сбалансирован (интервью взято в декабре. — Ред.). Да и база низкая: 17 миллиардов — это очень немного для региона с такой непростой экономической ситуацией. В любом случае ожидаем внушительного роста. Собрали реестр инвестиционных инициатив. Перезагрузили и оптимизировали инфраструктуру работы с инвесторами. Начали практически каждую неделю на всех уровнях проводить активную работу с инвесторами. Постепенно вовлекаем в эту работу глав муниципалитетов. Самое важное — на всю работу по развитию экономики смотрим глазами потенциального инвестора. Именно потому у нас комплексный подход. Все звенья цепочки реализации проекта, от получения земли и техусловий до господдержки, кадров и сбыта продукции, должны быть понятны и просты.

— Год назад в нашем разговоре (см. «Простые вещи», «Э-У» № 4 — 5 от 28. 01.2019) вы делали особый упор на выстраивании диалога с бизнесом, формировании специальных условий, в том числе налоговых, перестройку административной машины под привлечение инвесторов. Не изменились акценты?

— Эти акценты универсальны. Мы их можем только дополнять через диалог с тем же бизнесом. Нам задают вопрос по административному давлению и проблемам с федеральными контрольными органами. В ответ мы создаем конфликтную комиссию, которая отрабатывает и снимает данные вопросы, не доводя их до суда или до абсурда. Нам говорят: «Нет денег для реализации проектов». Мы запускаем лимит, позволяющий поддержать до 150 небольших проектов и несколько десятков проектов покрупнее. Нам жаловались на отсутствие кадров — мы вовлекаем сам бизнес в решение этой проблемы, причем не обязательно в финансовой части, как многие привыкли мыслить. Бизнесу предлагается принять участие собственно в процессе подготовки кадров в части передачи практических навыков и актуализации учебных планов. Примеров много, вывод один. От успешной реализации проекта бизнес получает прибыль, а государство — в три раза больше: рабочие места и, как следствие, улучшение социальной ситуации, налоговые отчисления. А далее рост бюджетных возможностей, общее улучшение экономики территории. Не понимать этого может только безумец или откровенно нечистоплотный человек, а нам с такими не по пути.

Не надо умничать, нужно быстро определять ниши

— У вас состоялось несколько встреч с немецким бизнесом. Есть вероятность появления немецких компаний в Курганской области?

— Они уже есть. В машиностроении работает завод с немецким капиталом и технологиями. Поставки оборудования на несколько новых проектов осуществляют предприятия из Германии. Обсуждаем новые проекты. Не скрою, это непросто: немцы опасаются санкционных ограничений. По крайней мере, публично. Вместе с тем понимание, с кем и как двигаться, есть.

А дальше — дорогу осилит идущий.

— Оцените перспективы машиностроительной отрасли. Какие проекты в этом секторе могут привлечь крупные инвестиции? 

— Нефтегазовое машиностроение. Проекты по добыче нефти и газа будут еще долгое время локомотивом для проектов в других отраслях. Потому не надо умничать, нужно быстро определять ниши, в которых могут расширяться компании Курганской области. Неплохо идет работа по уже существующему в регионе направлению производства арматурного оборудования. Сейчас начинаем двигаться по обеспечению оборудованием проектов в сфере гидроразрыва пласта и сжижения природного газа. Пока в процессе. Рынок объемный, компетенции сложные. Но смотрим, что можно завести в регион. Неплохо пошло развитие производства пожарной, коммунальной, специализированной техники. Мы участвуем в развитии этих предприятий — где госзаказом, где цивилизованным лоббированием интересов наших заводов. Результат есть. Смотрим на производство емкостного оборудования. Есть еще пара наметок, но об этом — когда начнется реальная работа.

— Инвестиции в сельском хозяйстве Курганской области по итогам девяти месяцев 2019 года составили 147% в сопоставимой оценке по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Чем объяснить такой интерес к отрасли?

— Историей и ресурсами Курганской области. Долгое время хвалились прежними заслугами — от сибирского маслоделия до агроноваций Терентия Семеновича Мальцева. Но эти ресурсы давно «подъели». Что толку болтать об этом, если люди видят, как деградирует сельское хозяйство, ключевые учебные заведения, как падают ключевые показатели отрасли. Поэтому сейчас мы аккуратно, но твердо корректируем и наращиваем господдержку, выставляем приоритеты. Есть план в течение ближайшего времени начать 100 мини-проектов, построить пять свиноферм (две уже строятся) и пять молочно-товарных ферм. Это очень сложно, но мы будем к этому стремиться. Дополняем это отдельной жилищной программой для сельских специалистов. Выдаем землю под жилье без торгов, компенсируем до 70% стоимости нового жилья, а также первый взнос по ипотеке до 300 тыс. рублей. Сейчас начнем давать заем под 3% по программе «Свой дом». Отдельным категориям специалистов, переезжающих на село, со следующего года, возможно, вообще будем передавать конструкцию деревянного дома бесплатно. Сейчас изучаем варианты и возможности. Также зашли в процесс оздоровления учреждений, готовящих кадры. Помогаем в сбыте продукции. Но инерция большая — пока начинаем, получаем быстрый результат в виде отдельных показателей. Чтобы полностью переломить деградацию, которая шла десятки лет, перейти в устойчивый рост, потребуются годы упорного целенаправленного труда и много-много-много сподвижников. Я верю, что получится.

Чиновники должны быть грамотными

— Как вы оцените цифровизацию на территории области? Какая из отраслей (группа компаний) успешнее внедряет новые решения в жизнь?

— Цифровизация — термин широкий.

У нас несколько сотен государственных и муниципальных служащих обучились основам цифровизации. Потому в вопросах государственного и муниципального управления мы идем понятным нам курсом — чиновников не должно быть много, а те, кто работают, должны быть грамотными. Если в целом говорить про использование ИТ, то страна идет по пяти ключевым направлениям. Самое приоритетное — искусственный интеллект. Мы также потихоньку двигаемся с компанией «Когнитивные технологии». Сейчас изучаем еще несколько направлений, чтобы наращивать компетенции региона, которые уже представлены такими компаниями, как «Максим». Под это, как я говорил, и создаем ИТ-колледж, ИТ-институт. Ввели льготные ставки для ИТ-компаний и сразу получили ощутимый рост их количества и воздействия на экономику. Будем продолжать.

— Как мотивировать предпринимателей использовать новые технологии, создавать автоматизированные фабрики будущего, интегрированные технологические цепочки? Какие меры нужны, чтобы вырастить из стартапа и вовлечь в экономику будущих цифровых лидеров?

— У бизнеса всегда одна основная мотивация, ради которой он создается и работает, — это прибыль. Конечно, есть немало увлеченных людей, которые и в бизнесе творят из «любви к искусству». Но без постоянной финансовой подпитки такая модель долго не протянет. Потому если хотите, чтобы бизнес внедрял передовые технологии, активно росли технологические стартапы, надо вместе с ними думать, как это сделать максимально прибыльным. Так что — только комплексные условия: убирать налоги с бизнесов, создаваемых с нуля; в рамках отдельных территорий, где такие бизнесы могут расти ускоренными темпами, массово готовить под такие проекты кадры за счет государства; компенсировать часть затрат по наиболее дорогим стартовым позициям. Формировать спрос на их продукцию, в том числе в рамках госзаказа: государство заинтересовано в собственной модернизации в первую голову. Вопрос, есть такое определение, «не совсем на мою зарплату». То, что можем мы сделать в рамках своих очень скромных региональных возможностей и полномочий, мы стараемся делать.

— Какие рыночные ниши вы бы назвали сегодня наиболее перспективными?

— «В зависимости от...», как говорят в таких случаях. С точки зрения наличия свободных нераспределенных земельных ресурсов — это отдельные направления АПК, где гарантирован сбыт либо внутри страны, либо на экспорт. С точки зрения особенностей нашего менталитета и низких стартовых затрат, это ИТ. Если учитывать наши сырьевые ресурсы — это новые технологии и оборудование для их добычи, транспортировки и переработки.

— Как выстраиваются отношения с муниципалитетами? Над чем в первую очередь должны работать главы городов и районов? Какие задачи перед ними вы ставите?

— Минимум пиара и максимум реальной работы, которой собственно и ждет от них население. Формально все эти вопросы прописаны в 131-ФЗ РФ. В Курганской области мы свели их к пяти основным направлениям: ремонт и содержание дорог; ЖКХ; чистота, освещенность, комфорт и безопасность; благоустройство общественных зон самих муниципалитетов и дворовых территорий; развитие местной экономики и социальной сферы. Есть еще ряд задач и полномочий, но по ним мы помогаем, решаем их вместе. А именно эти направления глава территории в силу постоянного нахождения на месте, у руля, вместе с людьми обязан решать самостоятельно. Не переводя ответственность, не отвлекаясь и не рассказывая байки о любви к народу. Любовь и уважение к стране и ее людям на примере конкретной территории должны подтверждаться каждодневным трудом и его результатом.