Со скрипом двинулись

Павел Кобер
10 февраля 2020, 00:00

Недофинансирование национальных проектов на начальном этапе оказалось не таким катастрофичным, как подавалось в СМИ. Однако бизнес по-прежнему слабо вовлечен в их реализацию

АРТЁМ ШАТУНОВ
Читайте Monocle.ru в

«Эксперт-Урал» открывает серию публикаций, рассказывающих о выполнении нацпроектов в уральских субъектах РФ. Прошел год с момента старта этих высокобюджетных программ развития страны. За это время звучало немало критики (в том числе и от чиновников) по части и конкретных статей расходов, и сроков финансирования. Медийный шум в такой тональности создал впечатление провала или по меньшей мере пробуксовки идеи на начальном этапе.

Цифры говорят о том, что с нацпроектами все не так плохо. В соответствии с расчетами Минфина, из заложенных на 2019 год в федеральный бюджет 1,75 трлн рублей на 12 нацпроектов плюс Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры выделено 1,6 триллиона (91,4%). Лучше других средства уходили по нацпроектам «Культура» (99%, 14,2 млрд

рублей), «Здравоохранение» (98%, 160,3 млрд рублей), «Наука» (99,1%, 37,9 млрд рублей). Отставание от плана продемонстрировали чиновники, ответственные за исполнение проектов «Экология» (66,3%, 36,9 млрд рублей), «Цифровая экономика» (73,3%, 73,8 млрд рублей) и «Производительность труда и поддержка занятости» (87,1%, 6,2 млрд рублей). Наибольшие надежды бизнес возлагает на реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» и плана модернизации инфраструктуры. Бюджет первого исполнен за прошлый год на 97,1%, второго — на 88%.

У Счетной палаты — свои калькуляции. Ее председатель Алексей Кудрин в ходе декабрьской встречи с Владимиром Путиным сообщил, что из запланированного на реализацию национальных проектов по итогам года не освоено свыше 100 млрд рублей (цифра большая, но оптимистичнее минфиновской).

— Большинство национальных проектов были запущены с 1 января. И некоторые мероприятия в планах реализации формулировали и уточняли до середины года. Поэтому задержалось и финансирование национальных проектов, и исполнение, — пояснил Кудрин, словно оправдываясь за главу Минфина Антона Силуанова. — Некоторые проекты сформулировали поздно, а некоторые объекты, прежде всего инвестиционные, требовали дополнительной разработки проектно-сметной документации. Кроме того, есть ряд процедур, связанных с тендерами и торгами, которые идут долго, иногда дольше запланированного.

По данным Счетной палаты, исполнение расходов на реализацию национальных проектов по состоянию на конец декабря составило 88,1%. В аутсайдерах по темпам финансирования все те же «Цифровая экономика» (53,6%) и «Экология» (61,7%). В лидерах — «Наука» (98,3%), «Культура» (98,1%) и «Здравоохранение» (96,3%).

Впрочем, все эти цифры важны лишь для отчетов чиновников друг перед другом. Гражданам и бизнесу интересны конкретные составляющие нацпроектов в регионах.

Законтрактовано

В Свердловской области все контракты на работы, необходимые для реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2020 году, заключены в конце прошлого года — на пару месяцев раньше отведенного Минтрансом России срока (1 марта). Это значит, подрядные организации смогут приступить к ремонтам как только позволит погода. По информации регионального министра транспорта и дорожного хозяйства Василия Старкова, в 2020 году в области намечено отремонтировать около 140 км дорог, в том числе 26 участков региональных дорог общей протяженностью 86,3 км. Ожидается, что к концу года доля региональных дорог в нормативном состоянии достигнет 50,5%. В Екатеринбурге запланирован ремонт 18 участков улично-дорожной сети общей площадью 436,7 тыс. кв. метров, будет обновлено 59 светофоров. В Нижнем Тагиле отремонтируют 22 участка улиц общей площадью 430,5 тыс. кв. метров. Для повышения безопасности дорожного движения в регионе планируют решить вопросы о разграничении встречных потоков на двухполосных трассах, таких как Режевской тракт, а также применять другие инженерные решения.

В минувшем году в Свердловской области в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» отремонтировано 137,5 км дорог. По заверению областного Минтранса, плановый показатель превышен на семь километров. В числе отремонтированных — участки Серовского, Полевского, Режевского трактов, Екатеринбургской кольцевой автодороги. Областное управление автодорог впервые применило на 12 нерегулируемых пешеходных переходах оригинальную разработку — проекционную дорожную разметку, ее видно издалека при любых погодных условиях. В Екатеринбурге отремонтировано 23,7 км улиц (Турбинная, Шефская, Таганская, Малышева и другие) и четыре путепровода, в Нижнем Тагиле — 30 км улиц (в том числе старейших Уральской и Челюскинцев). Чиновники подчеркивают, что объекты для ремонтов выбирались с учетом общественного мнения. Всего в Свердловской области на проект «Дорожная сеть», включающий все дорожные работы и некоторые меры по организации дорожного движения, в 2019 году направлено около 4 млрд рублей из бюджетов разных уровней, в том числе 2,9 миллиарда из федерального.

Реализация на Среднем Урале нацпроекта по повышению производительности труда и поддержке занятости также идет с некоторым опережением.

— Для Свердловской области как одного из крупнейших индустриальных регионов страны рост производительности труда имеет принципиально важное значение. Общий объем финансирования в 2019 году составил более 194,2 млн рублей. Свердловские предприятия активно участвуют в проекте. По итогам 2019 года соглашения заключены с 50 организациями, что более чем на 20% превышает плановый показатель, — заявил губернатор Евгений Куйвашев.

В числе участников программы, воспользовавшихся поддержкой Федерального цент­ра компетенций в сфере производительности труда, — Сухоложский крановый завод, завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника» (Екатеринбург), птицефабрика Рефтинская, Уральский компрессорный и Уральский оптико-механический (УОМЗ) заводы. Участие в проекте позволило, например, на 27% сократить продолжительность процесса производства инкубаторов для новорожденных на УОМЗе, на 14% повысить производительность труда при изготовлении и упаковке полуфабрикатов на Рефтинской.

В рамках нацпроекта «Образование» в Свердловской области организуют Центр по выявлению и поддержке одаренных детей (по примеру образовательного центра «Сириус» в Сочи): грант на его создание год назад выиграл екатеринбургский Дворец молодежи. Основной площадкой станет загородный центр «Таватуй». Ожидается, что работа центра начнется уже в сентябре этого года. Из федерального бюджета на эти цели выделяется 300 млн рублей, предусмотрено финансирование и за счет областного бюджета.

Всего расходы на реализацию национальных проектов в Свердловской области в 2020 году из бюджетов всех уровней запланированы в объеме 35,4 млрд рублей.

Хотят большего

Жители Челябинской области, пожалуй, в наибольшей степени заинтересованы в выполнении нацпроекта по экологии. В его рамках на Южном Урале стартовала рекультивация Челябинской городской свалки твердых бытовых отходов, крупнейшей в стране. Завершены подготовительные работы, в этом году исполнитель (ФГУП «РосРАО») приступит к техническому этапу: продолжится формирование тела свалки, будут установлены системы дегазации, сбора и очистки фильтрата и поверхностных стоков.

Предприятия региона («Мечел-Кокс», ММК, челябинский завод «Техно», завод «Минплита», Челябинские трубопрокатный и цинковый заводы, Челябинский электрометаллургический комбинат и другие) приступили к реализации мероприятий в рамках четырехсторонних соглашений, направленных на снижение выбросов в атмосферу в крупных промышленных центрах. Запланированы техническое перевооружение производств, вывод из работы устаревшего оборудования, покупка станций непрерывного контроля атмосферного качества воздуха. Для развития областной сети мониторинга атмосферного воздуха приобретены семь стационарных постов наблюдения.

Больше всего бюджетным денег пойдет на демографию и магистральную инфраструктуру 014_expert_ural_07.jpg
Больше всего бюджетным денег пойдет на демографию и магистральную инфраструктуру

Но тут надо понимать, что в качестве основного источника финансирования нацпроекта «Экология» определены внебюджетные источники, то есть средства самих предприятий. В масштабах страны до 2024 года это 3,2 трлн рублей — всего 79,8% бюджета нацпроекта. По словам аудитора Счетной палаты Михаила Меня, в настоящий момент непрозрачно сформулированы обосновывающие расчеты и механизмы привлечения частных инвестиций. Также Счетной палатой установлен риск «технической» реализации нацпроекта — когда предусмотренные мероприятия и показатели будут выполнены, но результат в виде ощутимых изменений экологической ситуации не достигнут.

В Пермском крае делают акцент на цифровизацию. Программа «Умный город», сформированная в рамках нацпроектов «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика», реализуется в пяти городах Прикамья, с которыми заключены соответствующие соглашения: в Перми, Березниках, Соликамске, Нытве и Чайковском. Так, в ноябре 2019 года в Соликамске заработало «Умное освещение», развернута беспроводная сеть LoRaWAN. На территории Нытвы «Умное освещение» готовится к включению, идут сведение видеопотоков в диспетчерский центр города и оснащение культурных объектов QR-кодами. В Чайковском начинается внедрение проектов «Умное ЖКХ» (оснащение многоквартирных домов автоматизированными системами учета потребления тепла, горячей воды) и «Умный городской транспорт» (введение автоматической фотовидеофиксации автомобилей с применением камер видеонаблюдения высокой четкости), планируются установка «умных домофонов», обеспечение доступа в сети Wi-FI в местах скопления людей, внедрение комплексной системы информирования туристов и жителей города и многое другое.

В этом году в проект «Умный город» намерены войти также Чусовой, Краснокамск, Добрянка, Красновишерск, Лысьва и Кунгур.

По словам главы Башкирии Радия Хабирова, за прошлый год в бюджет республики удалось привлечь на реализацию национальных проектов 18 млрд рублей федеральных средств:

— Это, конечно, немалые деньги, но мы — правительство республики, наш бюджет — предполагали другие суммы, хотели привлечь больше. Потому что все эти средства идут на решение существующих в республике хронических проблем. Одобренный на сегодняшний день объем по нацпроектам на 2020 год — всего 15,7 млрд рублей. Это даже чуть ниже, чем в 2019 году. На стадии рассмотрения заявки еще на 11 миллиардов. Это ровно тот запас, тот резерв, который мы смогли бы реализовать.

Зампредседателя Счетной палаты РФ Галина Изотова убеждена, что основная проблема при реализации нацпроектов — неэффективная система управления, низкий уровень взаимодействия между федеральными и региональными органами исполнительной власти. По ее мнению, целевые показатели устанавливались без учета реальных возможностей субъектов, при отсутствии прозрачной и приемлемой методики детализации значений целевых показателей для регионов, и это может привести либо к неисполнению показателей, либо к их искажению:

— Утверждение сотен показателей и мониторинг их достижения — еще не залог успешного результата. Показатели зачастую имеют мало отношения к жизни граждан. Пока вместо экономики для людей мы строим экономику показателей.