Не проезжайте мимо

Павел Кобер
9 марта 2020, 00:00

Грузоперевозчики слабо вовлечены в реализацию нацпроектов и предлагают решения — к выгоде транспортной отрасли и экономики в целом

АНДРЕЙ ПОРУБОВ
Читайте Monocle.ru в

Как определить, что национальные проекты, о старте которых объявлено уже больше года назад, начали оказывать влияние на экономическое развитие страны? Можно изучить отчеты Минфина, Счетной палаты, региональных правительств о размерах выделенных/полученных средств. Второй вариант — опросить представителей транспортной отрасли. Журнал «Эксперт-Урал» провел 28 февраля круглый стол по грузоперевозкам в Уральском регионе и выяснил самочувствие транспортников.

Придите и координируйте

Напрямую или косвенно грузоперевозчики должны быть вовлечены в большинство нацпроектов, в том числе как адресаты различных форм господдержки (многие транспортные компании являются представителями малого и среднего бизнеса, экспортерами услуг и пр.). Проблема номер один — на уровне субъектов РФ в транспортной сфере отсутствует властный координирующий орган, который отслеживал бы исполнение национальных проектов на территориях.

— Возьмем нацпроект «Международная кооперация и экспорт». Компетенций как таковых в отношении реализации этого проекта у Минтранса Свердловской области нет. Аналогичная ситуация и в других уральских субъектах РФ. Нет ответственных профильных ведомств, — констатирует руководитель филиала по

УрФО Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Александр Салаутин. — Отсюда возникает очень много проблем — к кому может обратиться за поддержкой предприятие, осуществляющее международные перевозки? В конце прошлого года мы направили губернатору Свердловской области ряд предложений, в том числе о том, чтобы определить областной Минтранс координатором в этой части выполнения национальных проектов. Ответ пока не получили. В Свердловской области по итогам прошлого года рост автомобильных перево­зок экспортных и импортных грузов составил всего 0,8%. Если показатель экспорта в валютном выражении увеличивается, то объемы перевозок не растут. Поэтому говорить о том, что нацпроект «Международная кооперация и экспорт» на Урале в приоритете, невозможно. Считаем, что необходимы конкретные программы по каждому проекту и степень участия органов региональной власти в транспортной сфере.

— По статистическим данным, в Свердловской области нет ухудшения показателей по грузоперевозкам. На Свердловской железной дороге растет погрузка, хотя сократились объемы транзита. По автомобильным перевозкам тоже наблюдается небольшой рост, — включается в разговор заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Дмитрий Брусянин. 

Как рассказал замминистра, ведомство участвует как минимум в трех нацпроектах: «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) — основной, за который оно отвечает; «Экология» (федеральный проект «Чистый воздух» — по Нижнему Тагилу), а также «Международная

кооперация и экспорт» (большие объемы в экспорте транспортных услуг дают в основном авиаторы, которые оказывают услуги в аэропорту Кольцово иностранным авиаперевозчикам). Особенность БКАД в том, что этот нацпроект не просто ставит задачи отремонтировать определенное количество километров дорог. Важно достичь ряда ключевых показателей. Например, к 2024 году доля автодорог регионального значения в нормативном состоянии должна составлять не менее 51,7% (сейчас этот показатель 50,3%). К концу 2020 года в министерстве планируют достичь 50,5% . Конкретно по Екатеринбургской и Тагильской агломерациям к 2024 году в нормативном состоянии должно быть 85% дорог (сегодня — 66,2%), и для этого предусмотрено вложение значительных средств, подчеркивает замминистра. Среди других ключевых показателей — снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на дорожной сети и сокращение доли автодорог, работающих в режиме перегрузки. Выполнение этих показателей как раз должно дать эффект для транспортников. Также чиновники рассчитывают на то, что помимо дорожной сети будет развиваться сеть газовых заправок.

— Поскольку в нацпроектах четко поставлены задачи по сохранению и приведению сети в нормативное состояние, развивается сеть пунктов весового и габаритного контроля. То есть за перегрузом будет вестись очень жесткий контроль, в том числе на сети автомобильных дорог регионального назначения. Здесь очень большую работу проводит СвЖД, чтобы определенные грузы переключать с автомобильного на железнодорожный транспорт. Мы эту работу приветствуем, — говорит Дмитрий Брусянин.

Вместе с тем грузоперевозчики просят укомплектовать пункты автоматического весогабаритного контроля электронными табло переменной информации (эти устройства работают в связке с датчиками весовых нагрузок). Просьба вполне понятная: должны быть созданы условия для устранения выявленных нарушений (если в процессе транспортировки груз сместился, водителю надо остановиться и привести в соответствие осевые нагрузки — обеспечить безопасность). Хотя Минтранс России своим приказом исключил требование по оснащению таких пунктов электронными табло, отдельные регионы (Нижегородская, Калининградская области, Коми и многие другие) все-таки этими табло оснащают. В Свердловской области этот вопрос пока не решен.

— Пока неясно, как будут проходить автоматизированный весовой контроль контейнеровозы, — добавляет генеральный директор ООО «Автоколонна 1212» (Екатеринбург) Ирина Шведова. — Позитив в том, что перевозчики объединились, создана рабочая группа при комитете по транспорту Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей. На этой рабочей группе мы обсуждаем проблемы контейнерных перевозок, изменения в федеральное законодательство, в частности, чтобы контейнеры признать неделимым грузом. Потому что специальное разрешение сегодня получить невозможно, а ведь контейнерные перевозки нужны и автомобилистам, и железной дороге.

Раздвигая границы

Перевозчики рассказали и о других важных вопросах, которые вроде бы должны решаться в рамках отдельных нацпроектов, но этого не происходит. Так, сегодня нет системы подготовки водителей категории Е для автотранспортных предприятий. Найти водителя-профессионала, который мог бы управлять современным грузовиком, очень сложно.

Другой пример касается не заработавшего в отдельных регионах механизма поддержки экспортеров. В прошлом году правительство РФ ввело коэффициент 1,05 (то есть 5%) для компенсации затрат на отгрузку продукции за рубеж при использовании российского транспортного средства. По заявлению региональных чиновников, в Свердловскую область денег на эти цели не поступало. А ведь это может помочь не только предприятиям-экспортерам, но и нашим транспортным компаниям успешнее конкурировать в собственном регионе с иностранными автоперевозчиками, доля которых сегодня составляет уже более половины от всех объемов международных грузоперевозок.

В сфере международных перевозок работу транспортным компаниям в последнее время стремится значительно облегчить таможня. Президентом России была поставлена задача сократить сроки таможенного оформления при сохранении уровня таможенного контроля. Таможенники пошли путем внедрения различных электронных механизмов взаимодействия с участниками ВЭД.

— В настоящий момент все декларирование у нас в электронном виде, в том числе и то, что касается перевозчиков (транзитные декларации также переведены в цифру), — доложил первый заместитель начальника Уральского таможенного управления Алексей Фролов. — В прошлом году были реализованы два больших проекта: внедрены авторегистрация и автовыпуск как при основном таможенном оформлении, так и при оформлении процедуры транзита. На сегодняшний день порядка 70% электронных транзитных деклараций проходят авторегистрацию. Из них около 10% проходят автовыпуск. Чтобы было понятно, норматив на проверку транзитной декларации установлен четыре часа. При автоматическом выпуске счет идет уже на минуты.

В рамках Федеральной таможенной службы создана возможность для каждого участника внешнеэкономической деятельности, а также организаций, оказывающих услуги в таможенной сфере, открыть на сайте личный кабинет. Через него можно взаимодействовать с таможенными органами в электронном виде: предоставлять и получать информацию (например, о состоянии своих счетов, которые есть в таможенных органах), заказывать справки о вывозе товара, причем эта информация в дальнейшем может использоваться и налоговыми органами.

— Российскими железными дорогами реализуется, с моей точки зрения, замечательный проект по переходу на электронные железнодорожные накладные. Здесь мы оказываем всемерную поддержку, потому что тоже в этом заинтересованы, — подчеркнул Алексей Фролов. — Благодаря электронному документообороту мы не только уходим от бумаги, но и существенно сокращаем сроки. Таможенным кодексом установлено, что товар должен быть выпущен не позднее следующего дня после подачи декларации, а за прошлый год у нас средний срок выпуска по экспортным декларациям составил 43 минуты, по импортным декларациям — полтора часа.

Представители автотранспортных компаний поддерживают цифровизацию отрасли грузоперевозок, подчеркивая, что переход на электронные транзитные декларации, применение процедуры автоматической регистрации и автоматического выпуска существенно облегчили жизнь международным грузоперевозчикам. Но у них свои расчеты, и пока не настолько радужные, как у таможенников.

— Считается, что водитель автотранспортного средства при выполнении всех норм режимов труда и отдыха проезжает примерно 650 — 700 км в сутки, — приводит доводы руководитель филиала компании «ТРАСКО» в Екатеринбурге Максим Игнатов. — Давайте обратимся к элементарным вычислениям: средний пробег нашего автопарка за месяц составляет

12 тыс. км. Делим эту величину на количество дней в месяце и получаем средний ежесуточный пробег автомобиля в 400 км. Это значит, что мы теряем много времени при прохождении государственной границы и таможенного контроля либо в пунктах отправления, либо в пунктах назначения. При ускорении сроков оформления автомобиля на пограничных переходах мы готовы снизить свои тарифы примерно на 10%. Уверены, что это позитивно воспримут все наши заказчики, поскольку сегодня пребывание машины на пограничном переходе в конечном счете оплачивает потребитель услуг.

Насколько оперативно можно решать проблемы международных грузоперевозчиков, показывает пример работы таможеннных органов КНР. Естественно, ситуация с рапространением в Поднебесной коронавируса COVID-19 в значительной степени осложнила работу транспортных компаний по обе стороны российско-китайской границы. Китайские фабрики не работали около месяца, грузы для перевозки не производились и, как следствие, транспортникам фактически нечего было перевозить. При этом таможенные органы китайской Манчжурии (основной пограничный переход между КНР и РФ, с российской стороны — Забайкальск) подтвердили готовность ускорить процесс оформления грузов, следующих на территорию нашей страны. Грузоперевозчики рассчитывают, что аналогичные меры по ускорению таможенного оформления транспортных средств и минимизации простоя на пограничных переходах будут приняты и российскими таможенниками, иначе грузопоток все равно будет тормозиться — в Забайкальске.

Поезд ускоряется

На железной дороге сокращение сроков таможенного оформления грузов ведется более успешно, поскольку процесс централизован в масштабах территориальных филиалов РЖД.

— На данный момент в цифровизации экспорта, оформления электронных железнодорожных накладных мы находимся на финишной прямой: с применением электронно-цифровой подписи оформляются уже 86% экспортных документов.

Соответственно отметки таможенных органов также подгружаются автоматически, — сообщил заместитель по таможенной деятельности начальника Свердловского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) РЖД Юрий Мехрюков. — По сути, клиент взаимодействует с таможней и с нами как с перевозчиком в одном окне в удаленном виде непосредственно со своего рабочего места. Совсем недавно мы встречались с руководством металлургических предприятий Нижнетагильской агломерации и в ближайшее время совместно начнем процесс перехода на цифру. Думаю, что до конца этого года мы на 100% перейдем на электронные цифровые накладные в части экспорта.

Что касается импорта, то процедуру таможенного транзита с применением электронного документооборота Свердловский ТЦФТО проводит примерно по 70% транзитных деклараций. По большому счету здесь остаются нерешенные вопросы по завершению транзита на крупных контейнерных терминалах. Там своя специфика — подъездные пути. Терминалы находятся на некотором удалении от станции назначения, соответственно возникают технические вопросы по времени передачи таких уведомлений. Но эти вопросы также решаются, например, на терминалах «Трансконтейнера» в ноябре прошлого года начали завершать таможенный транзит в электронном виде.

К концу текущего года планируется и это направление закрыть на 100%.

Серьезные изменения происходят на железной дороге и в отношении внутринациональных грузоперевозок.

— По итогам 2019 года погрузка на Свердловской железной дороге выросла к уровню предыдущего года на 0,5% и составила 140,8 млн тонн. Это рекордный показатель за последние 27 лет. Наибольший прирост в прошлом году достигнут по строительным грузам. Данный грузопоток в том числе был возвращен с альтернативных видов транспорта. Например, это карьерные грузы, которые перевозились автомобилями с нарушением осевых нагрузок. В части дополнительных услуг у нас реализуются сервисы ускоренной доставки — это перевозка составов по расписанию, по аналогии со следованием пассажирского поезда. Кроме того, мы объединяем повагонные и групповые отправки и пропускаем их в ускоренном режиме на определенных участках тоже по расписанию в рамках механизма «грузовой экспресс», — перечисляет новшества заместитель по транспортному обслуживанию начальника Свердловского ТЦФТО Максим Вяткин. — С нашими грузоотправителями мы договариваемся о предоставлении тарифных преференций на гарантированные объемы перевозок. Данный инструмент также хорошо себя зарекомендовал. Этим сервисом активно пользуются отправители трубной продукции, черной и цветной металлургии.

Определенным прорывом для железной дороги должен стать запуск контрейлерных перевозок — с комбинированием при доставке груза автомобильного и железнодорожного видов транспорта. Стоимость контрейлерных перевозок приравнена к стоимости контейнерных. И сейчас совместно с дочерней Федеральной грузовой компанией железнодорожники ведут переговоры с автотранспортной компанией «Лорри» (Екатеринбург) по организации тестовой контрейлерной перевозки с Урала в Москву. Рассчитывают реализовать проект в этом году и в перспективе организовать регулярный контрейлерный маршрут на Москву со сроком доставки груза от терминала до терминала около 50 часов. Для участия в этом сервисе будут приглашены все желающие автоперевозчики, интерес с их стороны есть.

Задача железнодорожников на текущий год — побить прошлогодний рекорд погрузки. Достичь этого планируют в том числе за счет завоза грузов на строительство и ремонт объектов в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Они готовы предложить свои терминальные мощности с сопутствующими услугами погрузки, выгрузки, хранения строительных грузов. Вообще связка железной дороги с автоперевозчиками в последние годы показывает успешные примеры обоюдовыгодного взаимодействия. Но это не отменяет необходимость координации развития транспортной отрасли со стороны профильных госорганов.