Екатеринбургский стартап Paycon совместно с московской сетью магазинов продуктов для здорового питания «ВкусВилл» реализовал ИТ-решение быстрых покупок, предполагающее онлайн-расчеты покупателей без задействования кассиров. В пяти торговых точках Москвы формата «магазин у дома» появились произведенные в Екатеринбурге умные тележки самообслуживания, оснащенные сканером товара. Покупатель выбирает товар и самостоятельно считывает штрихкод на его упаковке. На экране высвечиваются список покупок и общая сумма к оплате. Данные о выбранных и отсканированных товарах передаются в одно касание с применением автоматической идентификации объектов RFID на кассу или терминал самообслуживания. Покупки оплачиваются любым удобным способом, выкладывать из тележки товары перед кассиром не нужно.
Тележка объезжает очередь
— Это первый наш контракт с торговой сетью, — рассказал «Э-У» CEO и сооснователь Paycon Игорь Ушаков. — Мы своими силами разработали программное обеспечение, спроектировали и осуществляем конечную сборку тележек из поставляемых комплектующих. Первый тест в магазине «ВкусВилл» успешно пройден в августе-сентябре прошлого года. Поменяли несколько версий тележки, остановились на четвертой. Это уже устоявшаяся базовая версия, которая будет работать и дальше. Но мы не говорим, что она финальная. Есть планы по развитию «железа» и программной части продукта, например, мы рассматриваем возможность предоставления покупателю различных персональных рекомендаций исходя из истории покупок, информирования о скидках и акциях в тот момент, когда он передвигается по магазину. Следующий шаг — переход к масштабированию. На данный момент мы работаем в пяти магазинах. Думаю , к концу года их число вырастет.
Заказчика результат радует:
— На этапе теста мы видим, что продавцы вздохнули — огромные покупки теперь не проходят через руки кассиров и продавцов, уменьшились очереди, скорость обслуживания выросла. Еще есть над чем поработать в системе, но пока тележки вызывают положительный отзыв у тех, кто не боится пробовать новое, — отметила помощник территориального управляющего «ВкусВилл» Марина Фролова.
В каждом магазине формата «у дома», участвующем в проекте, используются до десяти тележек самообслуживания. Здесь за короткое время доля покупателей, пользующихся ими, уже выросла до 20% и продолжает увеличиваться. Отзывы покупателей об инновации на сайте торговой сети весьма позитивные. Выгоды в том, что время передачи данных обо всех выбранных товарах занимает не больше минуты (обычное время обслуживания — две-три минуты), можно сразу видеть весь список выбранных товаров и сумму покупки на экране тележки, а покупку оплатить по безналичному расчету на терминале самообслуживания, избежав очереди.
Магазин также оказывается в выигрыше: скорость обслуживания покупателей в итоге влияет на рост выручки (из-за очередей ритейлеры теряют до 12% дохода). Через тележки проходит примерно 20% выручки магазина, что позволяет расширить узкое горлышко при оплате на кассе. Часть трафика идет через терминал самообслуживания, тем самым разгружается персонал. Кроме того, инновация привлекает отдельные категории покупателей — молодежь, активно пользующуюся гаджетами, и родителей с детьми (уже замечено: маленькие покупатели в восторге от интерактивных покупок). Тележки способны функционировать полный рабочий день (16 часов) и заряжаются за ночь.
Неспящие в Сиэтле
Разумеется, идея магазина без кассиров не нова. Тестовая торговая точка Amazon Go, где нет ни продавцов, ни касс, ни очередей, открылась в Сиэтле еще четыре года назад. Там при входе в магазин покупатель должен авторизоваться на смартфоне через QR-код в мобильном приложении Amazon и показать сканеру код на экране. Если этого не сделать — турникет заблокирует вход. С помощью видеокамер, установленных во всех уголках магазина и даже на потолке, система наблюдения отслеживает местоположение каждого покупателя, а сканеры RFID-меток на полке определяют, когда взяли товар. Amazon декларирует, что в рамках технологии Just Walk Out используются «машинное зрение, алгоритмы глубинного обучения и сочетание сенсорных данных из разных источников». Мобильное приложение автоматически осуществляет транзакцию при выходе из магазина. Все просто: авторизовался, зашел, набрал товары, ушел.
Почему подобные магазины не завоевали мир? Все дело в размере инвестиций. Стоимость одного магазина Amazon Go — от 4 до 8 млн долларов. Соответственно, если не делать значительную наценку на товары, срок окупаемости будет бесконечно долгим.
Решение, предложенное стартапом Paycon, оригинально тем, что избавляет от необходимости оборудовать весь магазин видеокамерами, а все торговые полки — специальными датчиками. Достаточно оснастить тележки сканером товара. Вся система включает в себя программу, серверы и собственно умные тележки. Масштабирование на один магазин площадью 200 квадратов стоит 1,5 — 2 млн рублей , то есть в десятки раз дешевле американского аналога. Бизнес-модель Paycon предполагает не только плату за продажу оборудования и внедрение системы, но и прием регулярных платежей за сервисное обслуживание.
— С другими ритейлерами действующих контрактов у нас пока нет. Но по нескольким торговым сетям мы готовим пилотные проекты. Думаю, в течение этого года реализуем от одного до трех таких пилотов. Скорее всего, это снова будет Москва. Мы не ограничены географически, но получается так, что в Москве принимаются решения очень быстро. Кроме того, готовимся протестировать один из магазинов в Тюмени (проект Paycon прошел в финал «Битвы стартапов», состоявшейся в мае прошлого года в рамках тюменского инновационного форума InnoWeek-2019, и был отмечен самым большим денежным призом в 6 млн рублей. — Ред.), — делится Игорь Ушаков. — Но умная тележка — лишь один из наших продуктов. Задача нашей компании — ускорять процесс обслуживания в магазине. А решений предлагаем много.
Тюмень — Москва — США
Свои первые бизнесы команда, образовавшая позже Paycon (четверо молодых людей), начала развивать четыре-пять лет назад. Дальше стали совместно думать, во что бы реинвестировать полученные доходы. Увидели определенные проблемы в ритейле. Эти задачи им показались интересными и решаемыми. В апреле 2018 года возник стартап Paycon, а уже через полгода — первый продукт — умная корзина для торговых сетей, предшественник умной тележки для ВкусВилла.
Корзина с помощью четырех встроенных камер умеет сама определять сложенные в нее товары и, благодаря предварительно скачанному мобильному приложению, выводит на экран смартфона покупателя список выбранных товаров с помощью QR-кода. Программа считает общую стоимость, на выходе из магазина нужно просто подойти к терминалу и оплатить покупку.
— Чтобы продемонстрировать ритейлерам, как в принципе может работать система, на обычную корзину из магазина мы навесили камеры с четырех сторон, — вспоминает Игорь Ушаков. — Но встретили непонимание со стороны потенциальных заказчиков. Они воспринимали демонстрационную версию как готовый продукт, говорили, что покупатели в первый же день сломают камеры, прикрепленные к корзине. Мы поняли, что бесполезно объяснять словами, как должно быть. И поставили себе задачу сделать максимально приближенную версию умной корзины со встроенными камерами. Сами разработали форму корзины, нашли в Екатеринбурге предприятие, специализирующееся на 3D-печати из пластика. Только после этого некоторые ритейлеры проявили интерес.
Тележка со сканером, разработанная для ВкусВилла, — более экономичное и простое решение: покупателю нужно самому прикладывать выбранный товар к сканеру, зато мобильное приложение скачивать не требуется.
Еще один продукт Paycon для быстрых покупок — умные весы. Smart scale не только максимально точно взвешивают товар, но и избавляют покупателя от запоминания номера кнопки и поиска ее в длинном списке. На умные весы товар достаточно положить, а нейросеть самостоятельно распознает его (изображение появляется на экране, искать соответствующий номер в списке товарных позиций не нужно). Покупателю остается подтвердить выбор, просто нажав на появившееся изображение. Таким образом, экономится время. Для торговых сетей решение выгодно тем, что сокращает расходы (не нужно тратиться на наклейки со штрихкодами) и ускоряет процесс обслуживания (сотрудники магазина избавлены от необходимости взвешивать товар).
Команде Paycon отчасти повезло. На начальной стадии развития стартапа хватило собственных сбережений. Но впереди необходимо определиться с сильным партнером. Проблема в том, что сегодня на российском венчурном рынке работают преимущественно крупные корпорации, а для стартапов сотрудничество с ними — не самый правильный путь (незрелые компании скупают по сильно заниженной стоимости). Поэтому одним из вариантов развития для своего стартапа инноваторы из Екатеринбурга рассматривают выход на венчурный рынок США.