Аналитический центр «Эксперт» подвел итоги ежегодного рейтинга аудиторско-консалтинговых компаний Урала и Западной Сибири.
Анкеты для участия в исследовании прислали 17 компаний. Десять из них участвуют в пяти волнах исследования кряду: в 2019 году их доля в суммарной выручке составила 62,2%.
Первенство в годовом рейтинге сохранила за собой компания «Авуар» (17,4% суммарной выручки), на второй позиции, как и прежде, аудиторская группа «Капитал» (13,6%), замыкает тройку центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право» (11,3%). Темпы наращивания выручки замедлились: если в 2018 году самая динамичная компания удвоила ее, то в 2019-м лидер (им стал «Инвест-аудит») — увеличил ее только на 14,1%. При этом с отрицательной динамикой выручки год закончили шесть компаний, по итогам 2018 года таких было всего две.
Сжатие
Суммарная выручка участников рейтинга аудиторско-консалтинговых компаний выросла по итогам 2019 года на 1,2% (правда, с учетом инфляции сократилась на 1,8%) до 976,7 млн рублей. Совокупная выручка от аудиторских услуг составила в 2019 году 328,2 млн рублей (33,6% от совокупной выручки аудиторско-консалтинговых компаний). Годом ранее номинальная выручка от аудита была на 2,9% меньше — 318,9 млн рублей. Основная доля выручки приходится на общий аудит — 311 млн рублей (94,7% совокупных доходов от аудита), выручка от него за год выросла на 5,5%.
Аудит финансовых институтов потерял 6,2% (в структуре совокупной выручки он составляет всего 1,8%, в структуре выручки от аудиторских услуг — 5,2%).
На услуги в области МСФО пришлось 5,3% совокупной выручки от аудиторских услуг: семь компаний рейтинга, оказывающих такие услуги, заработали на них 18,2 млн рублей (44,7% из них пришлось на долю «Екатеринбургского Аудит-Центра»), что на 16,4% больше, чем годом ранее. Наиболее востребованной услугой в области МСФО оказался собственно аудит: на него пришлось три четверти совокупной выручки. Спрос на услуги по оценке и трансформации отчетности — 13,3% и 10,5% совокупной выручки от услуг по МСФО соответственно. Среди клиентов, пользующихся этими услугами, больше компаний нефинансового сектора, в том числе промышленных предприятий, — 54,5%. Остальные — банки и инвестиционные компании.
Среди консалтинговых услуг почти все виды практик показали отрицательную динамику: юридический консалтинг — 22,9%, налоговый — 13,3%. В плюсе оценочная деятельность (7,6%) и финансовый консалтинг (2,9%). При этом и финансовый, и налоговый консалтинг остаются ведущими практиками, на них приходится 29,9% и 20,9% совокупной выручки участников рейтинга соответственно.
Главный капитал аудиторско-консалтинговой компании — персонал. Численность специалистов, состоящих в штате участников рейтинга, сократилась по сравнению с 2018 годом на 48 человек. Всего в компаниях нашей выборки занято 584 человека (минус 7,6%), численность аттестованных аудиторов в штате сократилась на 12% (28 человек) до 204, в том числе с единым аттестатом — до 61 (минус три человека или 4,6%). Среднее количество аттестованных аудиторов компаний-участников — 12, с единым аттестатом — 3,6. Средняя выручка на одного специалиста за год выросла на 9,5% до почти 1,7 млн рублей.
Сокращается количество не только аудиторов, но и компаний: по данным Реестра аудиторских организаций Минфина России, по состоянию на 11 апреля 2020 года в стране 3928 аудиторских организаций, в том числе на территории Урала и Западной Сибири — 482, что на 20 меньше, чем в апреле 2019 года.
Аудит как сервис
Как показал наш опрос, динамику выручки сейчас обеспечивает качественный аудит с элементами налогового консалтинга.
— Прозорливые предприниматели понимают ценность профессиональных аудиторов-консультантов. Как правило, такие специалисты весь год вместе с главными бухгалтерами разбираются в сложных вопросах, — говорит управляющая группой компаний Левъ&Левь-аудит Анна Дубровина.
По оценке директора АБК «Счетовод» Юлии Мазеиной, на рынке формируется запрос на постановку и ведение управленческого учета:
— Бизнесу важны не только регламентированная отчетность бухгалтерского учета, но и реальные результаты деятельности. Предприниматели хотят видеть возможности для принятия грамотных управленческих решений на основании актуальных данных «день в день».
В 2019 году набрал популярность новый вид консалтинга — кадровый аутсорсинг, говорит Юлия Мазеина:
— Такой спрос спровоцировали проверки трудовой инспекции с мультиштрафами даже за незначительные нарушения оформления кадровых документов. Постепенно на рынке начала формироваться комплексная услуга, включающая аудит, восстановление кадрового учета на предприятиях и дальнейшее его ведение. По сути, впоследствии консультант замещает функционал штатного сотрудника отдела кадров.
Ужесточение контроля со стороны государства стимулирует бизнес совершенствовать технологии бизнес-администрирования. И это, по мнению старшего партнера ГК «Авуар» Алексея Овакимяна, приводит к замене спроса на налоговую оптимизацию спросом на повышение эффективности и безопасности бизнеса.
По наблюдениям руководителя группы компаний «Партнерство Маминой» Ирины Маминой, под влиянием таких факторов формируется другой запрос:
«В 2019 году мы видели интерес к экспертизам и проектам по реструктуризации бизнеса для устранения рисков дробления и иных налоговых схем».
Чтобы отвечать на эти запросы, аудиторская компания должна иметь не только профессиональные кадры, но и высокий уровень информационных технологий. Так, отмечает Ирина Мамина, «в отрасли в целом и в нашей компании в частности серьезно выросла автоматизация отдельных аудиторских процедур, в первую очередь — аудиторских выборок».
Юлия Мазеина приводит пример применения технологий в своей компании:
— Мы используем облачный корпоративный портал Битрикс-24, в котором есть возможность создавать боты для внутренних бизнес-процессов и для взаимодействия с клиентами и сбора заявок со всех площадок. Благодаря этому программному продукту мы легко перешли на удаленный формат работы во время самоизоляции. Контроль задач, видеоконференции, чаты общения, сбор документов от клиентов через Экстранет — все эти функции обеспечили удобство не только руководству и сотрудникам компании, но самое главное — клиентам.
Наряду с решением текущих задач на рынке появляются проекты, нацеленные на кардинальную трансформацию бухгалтерского учета и аудита отчетности. Именно с таким подходом группа «Авуар» год назад создала финтех-сервис Genplace.ru. Алексей Овакимян связывает перспективу аудита исключительно с разработкой уникальных ИТ-решений:
— Мы сделали личный кабинет для клиента бухгалтерской компании, в котором он может планировать сделки, оформлять документы, совершать платежи и получать оперативные данные для управленческого учета в онлайн-режиме. Сегодня создаем экосистему финансовых сервисов для малого бизнеса в «одном окне». Мы предлагаем бизнесу не услугу по интеграции, а продукт, включающий в себя все ИТ-решения, используемые в учете, документообороте и работе с банками. Для этого мы разработали собственное программное обеспечение. О том, что мы движемся в правильном направлении, говорит тот факт, что недавно одна из компаний группы ООО «Генплейс» с финтех-сервисом Genplace стала резидентом Сколково. Мы убеждены, что аудит рано или поздно тоже станет ИТ-продуктом, которым будет управлять эксперт.
Регулятор как фактор неопределенности
Построению долгосрочных стратегий аудиторско-консалтинговых компаний уже несколько лет мешают регуляторные проблемы, порождающие неопределенность. Три года назад Банк России, недовольный качеством работы аудиторов, по заверению отчетности банков, решил забрать у Минфина часть надзорных функций и одновременно провести ряд преобразований. В частности ЦБ настаивал на ужесточении требований для входа в профессию, наличии в штате определенного количества аудиторов. Споры шли почти три года. В конечном итоге бурные дебаты с регуляторами аудиторской деятельности и сообществом завершились компромиссом. Аудиторская компания, желающая заверять отчетность особо значимых обществ (ОЗО) из финансового сектора, должна иметь в штате как минимум семь аудиторов по основному месту работы (с 2023 года — 12), при аудите других организаций со статусом ОЗО — трех аудиторов (с 2023 года — пять). В остальных аудиторских организациях, как и прежде, должно быть не менее трех аудиторов по основному месту работы. «Это значит, что небольшим аудиторским компаниям дали шанс на выживание», — расценивает итог дискуссий Юлия Мазеина.
При этом в отношении института саморегулирования законодатель не счел компромисс необходимым. В результате из-за жестких критериев по численности к 2019 году из пяти СРО на рынке остались две — Аудиторская Палата России и Аудиторская Ассоциация «Содружество». Попытки объединиться или сохранить две СРО ни к чему не привели. После того, как аудиторские компании «большой четверки» сделали выбор в пользу СРО «Содружество», на рынке осталась одна эта СРО, под крылом которой на момент написания статьи было 3410 аудиторских организаций.
Алексей Овакимян считает, что таким образом институт СРО утратил первоначальный смысл:
— Регулирование отрасли теперь проводится государством напрямую. Отсутствие альтернативных организаций и реальных полномочий у СРО, по сути, делает эту организацию подразделением Минфина, работающим на принципах самоокупаемости.
— Итог многолетней реформы — централизация саморегулирования, — констатирует Ирина Мамина. — Отрасль получила очередные неоправданные финансовые затраты, половина аудиторов страны потеряли ранее уплаченные компенсационные взносы в свою СРО.
COVID-коррекция
Между тем перед отраслью стоят довольно острые вызовы, для преодоления которых сообщество должно объединить усилия. Ограничения, связанные с пандемией коронавируса, безусловно, отразятся на выручке этого года, считает Ирина Мамина: «Остановка экономики, вызванная COVID-19, неизбежно снизит интерес к аудиту».
— Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничительные меры для граждан и бизнеса перечеркнули все планы, — соглашается Анна Дубровина. — Бизнес в России замер. Большинство предприятий МСП, а это основная масса национальных аудиторских и консалтинговых компаний, приостановила деятельность. Из-за закрытия судов, переноса аудиторских проверок на период карантина, ограничительных мер аудиторы несут большие потери.
В этой связи Юлия Мазеина ожидает на рынке аудиторских услуг «отрицательного роста примерно на 20% по итогам этого года»:
— Главный фактор, влияющий в 2020 году на всю экономику в целом, — это последствия коронавируса. Кроме того, и экономика, и деятельность компаний-клиентов зависят от ослабления рубля на фоне падающих цен на нефть на мировом рынке.
В этой ситуации спрос на обязательный аудит и ведение бухучета у выживших компаний малого и среднего бизнеса сохранится, но стоимость аудиторских услуг станет ниже.
Алексей Овакимян в прогноз этого года закладывает сокращение рынка и клиентской базы аудита, снижение или неповышение стоимости услуг, усиление процессов консолидации и уменьшение численности участников рынка, а также ужесточение госрегулирования отрасли.
По мнению Анны Дубровиной, на общие проблемы экономики накладывается организационная неопределенность:
— До сих пор нет ясности, куда движется и чем закончится реформа аудиторской деятельности, нет понимания того, во что выльется функционирование единственного СРО аудиторов в России. Со стороны СРО так и не решена задача методической, организационной и технической поддержки аудиторов.
Очевидно, отрасли придется решать и застарелую проблему низкого качества услуг. Буквально на днях в «Содружестве» создана рабочая группа по борьбе с демпингом.
Точно так же остается актуальным падение авторитета аудиторской профессии на государственном уровне и в предпринимательской среде.
Юлия Мазеина рассматривает проблему дефицита кадров как одну из острейших:
— Профессия аудитора стремительно стареет. Опытные аудиторы выходят на пенсию, а притока новых кадров нет. На аттестат аудитора сдают около 30%. Экзамены проводятся только в Москве, стоимость обучения и экзаменов — около 150 тыс. рублей, не считая расходов на проезд и проживание. И это если сдаешь с первого раза, что случается крайне редко. Чаще требуется от двух до пяти попыток.
Алексей Овакимян видит необходимость технологической трансформации отрасли, повышения качества экспертизы и, за счет этого, — доверия к институту аудита.
При внедрении электронного документооборота, интегрированного в бухгалтерский учет, проверку баз данных будет делать робот, а заключение по результатам проверки — выносить квалифицированный эксперт-аудитор. Регулятор должен поддержать эти изменения.
Ирина Мамина полагает, что в этом году на отрасль, помимо общих экономических факторов, окажут влияние нормативные изменения:
— Во-первых, контроль над ГИРБО (государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности) передан от органов статистики Федеральной налоговой службе. Во-вторых, в законодательство внесены изменения, обязывающие компании сдавать уточненную бухгалтерскую отчетность в ФНС. И в сотни раз планируется повысить штрафы за непредставление или несвоевременное представление бухотчетности в ГИРБО по проекту КоАП. На мой взгляд, это повысит дисциплину и, возможно, качество отчетности. Кроме того, по проекту КоАП планируются штрафы за непроведение аудита до 500 тыс. рублей. Недавно КоАП доработали и на днях передали в общественное обсуждение, то есть высока степень его готовности для принятия Государственной думой. И даже если штрафы будут снижены в окончательной версии документа, очевидно, что санкции ожидаются более серьезные, чем действуют в настоящее время. Возможно, в этом случае нормы закона об обязательном аудите заработают.
По мнению генерального директора ООО «Инвест-аудит» Егора Чурина, в краткосрочной перспективе существенно изменится порядок работы:
— В связи с тем, что многие организации-потребители аудиторских услуг вынуждены приостановить деятельность или работать дистанционно, увеличится количество удаленных аудиторских процедур. Для формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо будет проводить дополнительное изучение рисков по непрерывности деятельности. Многие предприятия будут близки к банкротству, что накладывает дополнительную ответственность на аудиторов при выражении мнения.
Пока резкого падения спроса на аудиторские и консалтинговые услуги нет, завершаются работы по контрактам прошлого года, говорит Егор Чурин: «Но в середине 2020 года падение спроса мы увидим. На уровне нашей компании мы видим возможность хотя бы сохранить уровень выручки 2019 года. В дальнейшем ситуация будет зависеть от развития и сохранения бизнеса в стране, от государственной поддержки экономики».
Кризис ускорит процессы укрупнения и консолидации рынка, считает эксперт:
— Острее обнажатся проблемы, связанные с демпингом и качеством услуг. Недобросовестные игроки, которые и раньше «умирали», будут цепляться за каждого клиента низкой ценой. Но вряд ли им это поможет, потому что глобальные тенденции не остановить: произойдет очистка рынка и предъявление претензий по качеству в связи с волной банкротств.
Кроме того, рынок ждет появления регулирующих документов, в том числе в области внедрения международных стандартов аудита, которые будут обосновывать и укреплять понятие «аудит ограниченной уверенности», прогнозирует Егор Чурин:
— Не стоит путать его с дистанционным аудитом, хотя он и будет включать некоторые элементы дистанционного аудита. Этот аудит будет жить и входить в нашу практику наряду с документами регламентирования аудита в цифровом мире.