Пока сложно сказать, заканчивается или еще нет пандемия коронавируса, но страна и отдельные российские регионы вновь открываются миру.
И что же мир? Уже успела опостылеть фраза о том, что он не будет прежним. Тут и к гадалке не ходи: обострится борьба за ресурсы (как между странами, так и между социальными группами), ускоренными темпами будут развиваться цифровизация, биотехнологии, технологии дистанционной работы и обучения. Так получилось, что журнал «Эксперт-Урал» в связи с отмечаемым двадцатилетием еще до COVID-19 задался целью спрогнозировать будущее на пару десятилетий вперед и начал информационный проект «20 + 20». Публикация в рамках этого проекта есть и в этом номере. Но оставим футурологам размышления о будущем человечества через десять или двадцать лет. Не менее важно то, как мы проживем текущий год, пока не роботизировали планету.
А реальность такова, что ВВП России по итогам 2020 года почти наверняка ожидает спад. По версии Минэкономразвития РФ, падение составит 5%, Международный валютный фонд прогнозирует сокращение на 6,6%. Похоже, не минует чаша сия и Урало-Западносибирский макрорегион. В лидерах увеличения промышленного производства здесь долгое время был Ямало-Ненецкий автономный округ, показывая двузначные проценты роста. В апреле 2020 года по сравнению с тем же месяцем предыдущего года промпроизводство ЯНАО сократилось на 6,9%. А наихудший результат показал Ханты-Мансийский автономный округ — минус 16,8%.
Какую стратегию, точнее, тактику развития выбрать в сегодняшней ситуации российским регионам? В этом номере мы рассматриваем несколько ключевых направлений: встраивание в новую реальность малого и среднего бизнеса, в том числе высокотехнологичного, использование аналитики больших данных в промышленных отраслях, обустройство промышленных инвестиционных площадок (индустриальных парков и особых экономических зон), развитие такого актуального на сегодня элемента торговли, как e-commerce, влияние единого государственного экзамена на поступление в вузы инорегиональных выпускников школ. Эти и многие другие факторы влияют на развитие регионов уже сейчас. Они гораздо важнее роботов и биотехнологий, которыми можем заняться, когда выживем.