Российские регионы постепенно снимают ограничения. На этом фоне обостряются прежние социально-экономические проблемы, но в изменившихся реалиях для их решения необходимы новые подходы. Один из таких вызовов — влияние на экономику регионов нелегального торгового оборота. Учитывая масштаб и важность проблемы, Южно-Уральская торгово-промышленная палата провела онлайн круглый стол «Противодействие нелегальному рынку потребительских товаров в Челябинской области: ход и перспективы работы».
Проблема контрабанды потребительских товаров особенно остра для приграничных территорий, и Челябинская область в полной мере испытывает давление больших потоков контрафактной продукции. Предприниматели оценивают риски роста теневого оборота после нескольких месяцев режима ограничений как очень высокие. Это связано с двумя факторами.
Одним из главных инструментов борьбы с контрафактом являются контрольные мероприятия. Но «в 2020 году в связи с пандемией количество надзорных мероприятий и количество субъектов, которые попали под наши контрольно-надзорные функции, снизилось почти в два раза, — говорит начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Ольга Лаба. — Соответственно, и количество продукции, которая могла подлежать инспектированию по качеству и безопасности, ниже по сравнению с 2019 годом».
Президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов оценил ущерб добросовестных ритейлеров по всей стране в десятки миллиардов рублей и тысячи потерянных рабочих мест:
— В период режима повышенной готовности нелегальный рынок получил преимущество, так как был готов к работе с нарушением закона, а многие легальные точки либо закрылись, либо понесли дополнительные расходы на соблюдение санитарных требований.
Второй фактор, который используют поставщики нелегальной продукции, — цена.
В условиях нарастающего кризиса, роста безработицы и падения доходов населения потребитель после снятия режимов самоизоляции и активизации торговли будет выбирать дешевую продукцию, что также создает предпосылки для роста теневого рынка. Особенно это критично для предпринимателей, работающих в сегменте сигарет и алкоголя. Как показывают исследования, именно стоимость сигарет и спиртного служит для потребителя критерием выбора торговой точки для приобретения всех товаров продуктовой корзины.
Кроме сегмента подакцизных товаров потери от давления контрафакта несут продавцы и производители обуви, одежды, игрушек, считает ведущий эксперт Ассоциации компаний розничной торговли Лариса Кузнецова. Особенно беспокоит предпринимателей высокий процент нелегальной продукции в легкой промышленности. «Российские производители находятся вне конкурентных условий: несут потери, не могут бороться за своего потребителя законными методами», — подчеркивает Лариса Кузнецова.
Ощутимы потери от контрафакта и для бюджетной системы. По данным аналитического агентства Nielsen, каждая четвертая пачка сигарет в регионе контрафактная, ущерб бюджета от черного рынка сигарет в Челябинской области превышает 1,6 млрд рублей в год. Общие потери государства от черного рынка нелегальных сигарет, по оценке экспертов, — свыше 100 млрд рублей в год и стремительно растут.
Председатель общественного совета по проблеме подросткового курения Светлана Чернышева обращает внимание на еще одно следствие контрафактных сигарет на прилавках магазинов — подрыв здоровья нации: «По результатам исследования, в семи из десяти точек, продающих нелегальный табак в Челябинске, “тайный покупатель” смог купить сигареты. При этом точки, где продают легальные сигареты, правила чаще всего соблюдают и не отпускают свой товар детям».
У надзорных ведомств есть определенный набор инструментов для борьбы с нелегальным торговым оборотом. Главный — контроль над источником попадания нелегальной продукции на рынок региона. По словам заместителя начальника Челябинской таможни по экономической деятельности Станислава Васёва, с созданием ЕАЭС произошли законодательные изменения, которые поменяли формат работы ведомства в контроле перемещения продукции. Сейчас обязательный досмотр отменен, основную работу выполняют мобильные группы, при этом уничтожать конфискат в ряде товарных групп не позволяет закон.
Пока сложно судить об эффективности правовых новаций. По словам Станислава Васёва, на границе с Казахстаном действуют только две мобильные группы, этого при отсутствии обязательного контроля явно недостаточно, чтобы осуществлять досмотр всего транспорта, который может вызывать вопросы. Тем не менее за 2019 год удалось изъять 350 тыс. пачек сигарет на границе и еще более 50 тысяч на внутреннем рынке. Ввиду отсутствия соответствующих норм в российском законодательстве большую часть такой продукции приходится просто вывозить в страну экспорта, в основном в Казахстан. При этом, несмотря на внушительные объемы выявленных таможней объемов нелегальной продукции, в 2019 году заведено лишь три уголовных и 42 административных дела.
1 июля 2020 года в России введена новая мера — обязательная маркировка некоторых типов товаров средствами идентификации. Маркировка стала необходимой для обуви, лекарств и табачной продукции. Однако участники рынка особого воодушевления от новации не испытывают.
Лариса Кузнецова считает, что эта мера пока дает, скорее, обратный эффект, так как приводит к еще большему увеличению нагрузки на добросовестный бизнес: «Обязательная маркировка подразумевает тотальное использование электронного документооборота, но на практике предпринимателям приходится дублировать большинство документов и предоставлять их по требованию на бумажных носителях, что затратно и абсолютно неэффективно. Чтобы снизить нагрузку на бизнес и полностью перевести контроль за добросовестными участниками рынка в удаленный формат, контрольно-надзорные органы должны иметь полный доступ к этой информации и могли проводить свои контрольные мероприятия удаленно, без отвлечения участников рынка от своей хозяйственной деятельности».
Судя по статистике, действующих инструментов все же недостаточно. По словам менеджера по работе с органами государственной власти JTI Россия Романа Трошкина, за период с 2017 по 2019 год доля нелегальной табачной продукции в Челябинской области выросла в десять раз.
По мнению Ларисы Кузнецовой, необходимо менять фокус в борьбе с нелегальной торговлей: «В настоящее время контролю подвергается 5 — 10% производителей и ритейлеров. Большая часть из этих участников рынка — это добросовестные предприниматели, остальные работают в серой или черной зоне, выпадают из контроля.
Бизнес считает, что способы борьбы с нарушителями не должны на практике усиливать давление на тех, кто соблюдает закон: такая борьба подорвет основы предпринимательства. Нужно жестче бороться с криминалом и усиливать ответственность.