Немцы в городе

Артем Коваленко
28 сентября 2020, 00:00

О влиянии немецкой диаспоры на развитие промышленного и культурного Екатеринбурга

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ЕКАТЕРИНБУРГА
Читайте Monocle.ru в

28 сентября в Екатеринбурге стартовала Неделя немецкой культуры. Проект проходит в рамках Года Германии в России и включает в себя несколько важных мероприятий. Так, в рамках Недели состоится авторское чтение произведений русско-немецкой писательницы Алины Бронски и ее беседа с Генеральным консулом ФРГ Матиасом Крузе, авторское чтение произведений немецкой писательницы

Кристианы Нойдекер с последующей дискуссией, видеоэкскурсия по городу «Екатеринбург немецкий», мероприятия Немецкого языкового центра — партнера Гёте-Института: викторина, семинар для учителей немецкого языка, страноведческий экскурс. Неделя завершится 2 октября онлайн-концертом фортепианного дуэта Pianotainment.

Накануне серии этих событий «Э-У» стал участником запуска совместного проекта Генерального консульства ФРГ и Музея истории Екатеринбурга (МИЕ) «Екатеринбург немецкий», который посвящен истории немецкой диаспоры с 1723 года до современности, ее роли в становлении и развитии города. В сентябре прошла презентация одноименного туристического маршрута.

— С самого основания Екатеринбург был мультинациональным: у его истоков стояли шведы, немцы, русские, поляки. Но немцы занимают особое место — в XVIII столетии именно немецкие специалисты создавали российскую горнозаводскую отрасль. Многие из них основали здесь целые династии, представители которых возглавляли производственные направления, преподавали в гимназиях, учреждали различные общественные организации, — рассказала автор маршрута, научный сотрудник МИЕ Екатерина Калужникова. — Сама структура управления строилась по немецкому образцу — на «саксонский манир». Так, за основу регионального управленческого органа горного ведомства была взята модель горнозаводской администрации в городе Фрайберг (Саксония).

Немецкая школа как социальный лифт

Маршрут начинается на главной городской площади, где во времена правления Анны Иоанновны, в 1730 — 1740-е годы, была построена деревянная лютеранская кирха (простояла до 1791 года). Услуги пастора оплачивались из казны. Один из первых пасторов Екатеринбурга Лаврентий Зехтинг помимо церковной службы занимался преподаванием. Первыми прихожанами были шведы, позже основной паствой стали немцы.

С 1801 по 1822 год богослужения проходили в здании Горной канцелярии (о нем — чуть дальше), затем кирха с колокольней была возведена на территории Екатеринбургского завода. В 1861-м лютеранская община получила разрешение на строительство каменного храма Петра и Павла на углу Главного проспекта и улицы Солдатской (напротив теперешнего Театра музыкальной комедии). В новой кирхе были орган, молельный зал на 120 мест и небольшое кладбище. После революции храм перестроили под коммуналки, а в 1930-х и вовсе снесли.

Всего маршрут охватывает 17 исторических мест, которые обязаны своим появлением немецкой диаспоре. Один из знаковых объектов — не сохранившаяся немецкая школа на месте сквера перед сегодняшней гимназией № 9. Учебное заведение было открыто по инициативе Василия Татищева в 1735 году и просуществовало до 1786 года. Поиск и наем учителей был поручен Иоганну Улиху. Первым ректором был назначен Бернгард Вильгельм Штермер. Перед ним стояла задача не просто научить детей читать литературу по горному делу (в XVIII веке основная часть трудов по геологии, строительству заводов были написаны на немецком языке), а подготовить местные кадры. Помимо немецкого здесь преподавали латынь, математику, пробирное дело, черчение, закон божий (в зависимости от вероисповедания). Школа стала своеобразным социальным лифтом для учеников не из «аристократии» — детей мастеровых и работных людей, солдат. Способные выпускники могли рассчитывать на успешную карьеру, продолжить обучение горному и заводскому делу, работать переводчиками при контрактерах. «Для того времени это очень необычная история, и у нее исключительно уральские корни, — подчеркивает Екатерина Калужникова. — Немецкие горные инженеры, металлурги, рудознатцы приезжали в Екатеринбург по контракту на 5 — 6 лет, чтобы помочь становлению промышленности и подготовить местных специалистов».

Важнейший объект — Горная канцелярия (старейшее каменное сооружение города). Ее построили по проекту немецкого архитектора Иоганна фон Баннера в 1737 году. Здесь находилось управление горными предприятиями. В XVIII веке в руководство Уральского горного управления входили администраторы немецкого происхождения: Михаэлис, Блюер, Гейденрейх, Райзер, фон Баннер, Леман. Управление просуществовало до 1919 года, в 1934-м здание передали Уральской консерватории.

Де Геннин — немец, а не голландец

Особое место в экскурсии отводится Вильгельму де Геннину. По словам Екатерины Калужниковой, вопрос о его происхождении значительное время оставался открытым: «Во многих источниках его называют голландцем. Разобраться помог немецкий фотограф, который недавно побывал в Екатеринбурге. Ему удалось обнаружить в метрической книге церкви Святого Николауса в городе Зиген запись о крещении де Геннина в 1676 году. Тогда это было княжество Нассау, сейчас Северный Рейн-Вестфалия. Зиген считался горнозаводским городом, Вильгельм де Геннин начал карьеру формовщиком на металлургическом предприятии. Затем поступил на службу в голландскую армию, откуда его в чине унтер-офицера в 1697 году пригласили в Москву, где он познакомился с Петром Первым, а затем в Екатеринбург на должность Горного командира (с 1722 по 1734 год)».

— Человека, который руководил строительством Екатеринбургского и многих других заводов на Урале, в том числе Сысертского и Полевского, по сути, вычеркнули из истории во времена СССР, — констатирует автор маршрута. — Тогда шла борьба за патриотическое прописывание истории. Иностранцев из нее просто вымарывали. Обратите внимание, на горельефе, установленном к очередному юбилею Свердловска, рядом с водосбросом изображен Татищев, пишущий письмо Петру I. Его окружают раскольник, солдат, первооткрыватель уральского золота Ерофей Марков. Все, кроме де Геннина. Реабилитировали де Геннина только в 1990-е.

Вильгельм де Геннин был также инициатором строительства Монетного двора, который позволил Екатеринбургскому заводу перейти на самофинансирование. В ХIХ веке двор станет градообразующим предприятием. Благодаря ему на протяжении 100 лет Екатеринбург будет ассоциироваться у остальной России с деньгами.

Во второй половине XIX — начале XX века потомки ассимилировавшихся немцев открывали торговые предприятия, игравшие значимую роль в экономическом и культурном развитии города 039_expert_ural_40-2.jpg МУЗЕЙ ИСТОРИИ ЕКАТЕРИНБУРГА
Во второй половине XIX — начале XX века потомки ассимилировавшихся немцев открывали торговые предприятия, игравшие значимую роль в экономическом и культурном развитии города
МУЗЕЙ ИСТОРИИ ЕКАТЕРИНБУРГА
 039_expert_ural_40-3.jpg МУЗЕЙ ИСТОРИИ ЕКАТЕРИНБУРГА
МУЗЕЙ ИСТОРИИ ЕКАТЕРИНБУРГА
 039_expert_ural_40-4.jpg МУЗЕЙ ИСТОРИИ ЕКАТЕРИНБУРГА
МУЗЕЙ ИСТОРИИ ЕКАТЕРИНБУРГА

Еще один объект на карте маршрута — дом Главного начальника горных заводов на берегу городского пруда (ул. Набережной Рабочей молодежи, 3). Высшую должность на Урале в ХIХ столетии занимали 11 офицеров и горных инженеров, несколько из них имели немецкие корни: Дитерихс (1831 — 1836), Фелькнер (1856 — 1863), Иосса (1863 — 1870). «При генерале Глинке, который занимал высокий пост очень продолжительное время, работали несколько выдающихся чиновников, которые видоизменили целые отрасли. Один из самых уважаемых — Иван Шульц, главный горный лесничий. Именно он составил первую картографию уральских лесов, которая актуальна до сих пор, начал рекультивацию насаждений и постарался исключить из практики топоры: пила рациональнее — от нее щепок нет», — рассказывает Екатерина Калужникова.

Немецкие предприниматели

Пополнение немецкой диаспоры происходило не только за счет чиновников, но и за счет предпринимателей, которые открывали в Екатеринбурге магазины, типографии, аптеки, переплетные мастерские и пивоварни. Так, саксонец Людвиг Христиан Мейндерсон разбил при Горной аптеке (сейчас музей камнерезного искусства) лечебно-экспериментальный сад. После того как Горную аптеку закрыли, в городе действовали пять частных аптек, в том числе Альфреда Вейерсберга (ул. Пушкина, 16), основного поставщика лекарств для Екатеринбургского земства. После его смерти аптека неоднократно меняла владельцев, но сохранила назначение и по сей день. А параллельно с аптечным бизнесом он основал небольшой кожевенный завод, за организацию которого получил малую серебряную медаль Сибирско-Уральской выставки 1887 года.

На улице Карла Либкнехта стояли несколько зданий, имеющих отношение к немецкой диаспоре. В частности, там располагался магазин музыкальных инструментов Кеттерера. Уроженец Бадена прибыл в Екатеринбург в 1882 году и организовал мастерскую по ремонту и настройке роялей, пианино и фисгармоний. Со временем он открыл магазин, где продавал музыкальные инструменты, ноты и билеты на концерты.

В ассортименте также были патефоны и граммофоны. Считается, что именно Кеттерер-старший организовал доставку десятирегистрового органа в кирху Петра и Павла. Через несколько домов располагался магазин спортивных и технических товаров Рихарда Штроля, который приехал в Екатеринбург в 1890-е как представитель петербургской фабрики велосипедов Лейтнера. Позднее расширил бизнес и открыл магазин резиновых и парфюмерных изделий. Состоял в городском обществе велосипедистов-любителей, а в 1898-м завоевал титул «лучшего ездока Екатеринбурга». Кроме того, Штроль был организатором гонок на мотоциклетках и первых рекламных автопробегов.

И семейству Кеттерер, и Штролю пришлось расстаться с бизнесом: в 1915 году немецкие подданные, не сменившие гражданства, поражались в правах. Кеттереры продали свой магазин, а Штроль был обвинен в прогерманских настроениях и выслан в Иркутск.

ХХ век — переломный и трагический в истории немецкой диаспоры. Это, с одной стороны, история немцев, вынужденных покинуть Екатеринбург в 1914 — 1915 годах, в разгар антинемецкой кампании, с другой — судьбы новых «мигрантов»: коммунистов, иностранных специалистов 20 — 30-х годов, спецпоселенцев 40 — 50-х. В годы Великой Отечественной войны на территории Свердловска были организованы лагеря для военнопленных, которые до амнистии 1955 года работали на строительстве многих городских объектов.

В ХХI веке екатеринбургские немцы возвращаются к корням: изучают язык, историю своих семей. В Екатеринбурге действуют российско-немецкие сообщества, учебные и культурные учреждения, способствующие укреплению культурных связей России и Германии, говорят в МИЕ.

— Проект «Екатеринбург немецкий» направлен на сохранение исторической памяти, он рассказывает о сотрудничестве России и Германии, вкладе немецкой диаспоры в становление и развитие Урала, — резюмирует Матиас Крузе.