В России стартует масштабный проект Год Германии в России 2020/21. Он должен стать источником новых полезных импульсов для российско-германских отношений в различных сферах жизни. Об особой значимости проекта говорит тот факт, что Год пройдет под патронажем президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера. Отличительной чертой всех событий Года Германии будет совместное участие немецких и российских партнеров в рассмотрении и представлении российской публике тем, актуальных для обеих стран. Проект не будет фокусироваться только на мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург, мероприятия пройдут по всей России.
В частности, в Екатеринбурге 28 сентября стартует Неделя немецкой культуры.
О предстоящем событии, а также о развитии российско-германских отношений на Урале и в Западной Сибири «Э-У» рассказал Генеральный консул Германии в Екатеринбурге Матиас Крузе.
— Г-н Генеральный консул, какие задачи стоят перед организаторами Года Германии 2020/21 и какие события в рамках проекта пройдут в Екатеринбурге?
— Это масштабный проект, который начнется в конце сентября и завершится летом 2021 года. В нем будут участвовать все представительства Германии на территории РФ, а также Гёте-Институт и Российско-Германская внешнеторговая палата. Год Германии в России призван дать новые импульсы сотрудничеству российских и немецких партнеров в сфере экономики, культуры, образования, гражданского общества, науки и устойчивого развития. Проект представит Германию как современную страну, надежного европейского партнера России. Планируется огромное количество мероприятий, которые мы собираемся проводить с участием российских партнеров. В Екатеринбурге Год Германии начнется 28 сентября Неделей немецкой культуры. Она включает в себя авторские чтения, программы для изучающих немецкий язык и в завершение — трансляцию онлайн-концерта.
Условия для нового старта
— 1 июля Германия стала председателем в Совете ЕС. Какие ключевые вызовы стоят перед вашей страной на этом поле деятельности?
— Германия взяла на себя роль председателя в Совете Европейского союза в очень сложные времена, которые не имеют аналогов в истории. Перед нами действительно стоят большие вызовы. Прежде всего я говорю о борьбе с вирусом и последствиями пандемии, а также о вызванной всем этим необходимости экономической и социальной стабилизации общества. Кроме того, Германия ставит акцент на вопросы, касающиеся европейского будущего: цифровизация экономики, защита климата. Самое важное, что все члены ЕС соглашаются с принимаемыми мерами по восстановлению экономики. Так, коллективным решением был создан антикризисный фонд объемом 750 млрд евро. Эти средства помогут решить накопившиеся проблемы и создать условия для нового старта на следующий период.
— Федеральный министр иностранных дел Хайко Маас заявил, что в рамках председательства в Совете ЕС Германия намерена стать движущей силой и модератором. Что это подразумевает? Как вы намерены решать вопросы распределения средств антикризисного фонда?
— Германия должна дать импульс для решения разного рода задач, в том числе политических. Мы должны способствовать выработке общих решений, приемлемых для всех стран-членов ЕС. Создание антикризисного фонда — замечательный пример того, как нам это удается. Фонд является частью многолетнего финансового плана ЕС. Сейчас вместе с Европейским парламентом мы обсуждаем, как эффективно реализовать принятые решения.
— Смогут ли жители консульского округа получить информацию о дискуссиях, которые будут проходить на заседаниях Совета ЕС?
— Как раз наше председательство в Совете ЕС мы хотели бы использовать для того, чтобы предоставлять жителям региона больше информации о том, что такое Европейский союз, какова его структура и функции, какие вопросы обсуждаются на заседаниях Совета ЕС. Уверен, что молодежь интересуют вопросы, касающиеся ЕС. И, отвечая этому интересу, мы хотели бы предоставлять соответствующую информацию. На нашем сайте и в соцсетях мы регулярно информируем общественность о важных событиях, которые происходят. На официальной странице председательства Германии в Совете ЕС вы также сможете найти много интересного. 24 сентября в Екатеринбурге стартует совместный с представительствами других стран-членов ЕС проект: в Ельцин Центре пройдет серия лекций, которые будут посвящены актуальным темам Европейского союза.
Нужно действовать решительно
— Готова ли Германия делиться опытом по восстановлению экономики после коронакризиса и борьбе с эпидемией? Какие решения вы считаете наиболее эффективными?
— Думаю, для начала нужно констатировать факт, что каждая страна затронута этой пандемией в различной степени. Это означает, что и условия, которые создаются для преодоления кризиса, также отличаются. Несмотря на это, мы готовы к обмену опытом. Для преодоления последствий кризиса те, кто несет ответственность за принятие политических решений, должны действовать четко. Также мы придерживаемся позиции, что помощь должна быть целевой и оказываться именно тем, кто в ней нуждается. И третий важный момент — в обществе есть определенная солидарность, и это настроение способствует решению экономических проблем.
— Может ли в свете последних событий здравоохранение стать сферой для сотрудничества двух стран?
— Считаю, что в сфере здравоохранения международное сотрудничество должно быть более тесным. Это направление будет играть большую роль в рамках нашего председательства в Совете ЕС. В данном случае международные рамки — это правильный формат для сотрудничества, поэтому я надеюсь, что кооперация с Россией будет только укрепляться. По моим сведениям, такая работа уже ведется на федеральном уровне.
— Давайте поговорим о германско-российских отношениях. Это многолетнее сотрудничество в области экономики, культуры, науки. Но, к сожалению, имеется и ряд серьезных разногласий, которые в последнее время дополнились несколькими инцидентами, в их числе — хакерская атака на германский бундестаг, убийство в берлинском Тиргартене, ситуация с Навальным. И опять приведу слова Хайко Мааса: «Германо-российские отношения слишком важны, чтобы пускать их на самотек». Как сегодня выстраиваются взаимоотношения двух стран?
— Действительно, отношения с Россией для нас имеют важнейшее значение. В течение долгих лет во многих областях мы развили очень тесное сотрудничество. Но, к сожалению, последние события не облегчают наши взаимоотношения. Что касается случая с Алексеем Навальным, то по этому вопросу Федеральное правительство Германии и весь Евросоюз, а также страны-члены Большой семерки требуют, чтобы Россия дала объяснения, как на ее территории могло быть совершено покушение с использованием нервно-паралитического боевого отравляющего вещества, а также, чтобы случай с господином Навальным был расследован.
Европа решает самостоятельно
— На ваш взгляд, как сложится судьба «Северного потока-2», учитывая готовящиеся рестрикции в отношении проекта со стороны США?
— Как вам известно, реализация этого проекта — дело компаний, которые принимают в нем участие. Это коммерческий проект. Позиция федерального правительства не изменилась: оно поддерживает завершение проекта в соответствии с действующими нормами законодательства. Кроме того, федеральное правительство уже много раз заявляло о том, что экстерриториальные санкции со стороны США неприемлемы. Европа самостоятельно решает, какую энергетическую политику ей проводить.
— Как вы считаете, когда возобновятся авиаперелеты в Германию и начнется выдача виз? На какую динамику туристического потока в Германию из России вы рассчитываете по завершении пандемии?
— Возобновление авиасообщения является следствием развития эпидемиологической ситуации в обеих странах. Мы до сих пор заняты решением вопросов по преодолению пандемии. Федеральное правительство проводит мониторинг ситуации по отдельным регионам. Цель — как можно скорее восстановить регулярное авиасообщение. Но в данном случае мы должны оценивать ситуацию с точки зрения безопасности здоровью граждан. Защита населения в этом смысле является для нас приоритетом. Я надеюсь, что после нормализации ситуации Германия, как и прежде, будет привлекать большое количество туристов, в том числе из России.
— Как на работе Генерального консульства сказалась пандемия? Контакты, договоренности, проекты пришлось отложить на неопределенное время?
— Пандемия существенно ограничила работу Генерального консульства во многих областях, и я сожалею о том, что многие проекты мы должны были приостановить или закрыть. Особенно сложно было прервать контакты с партнерами, органами власти субъектов РФ, компаниями, общественными организациями, СМИ. Эффективность нашей работы во многом зависит от общения с ними. В условиях пандемии мы были вынуждены провести некоторые мероприятия в онлайн-формате. Я рад, что ситуация стабилизируется и мы постепенно возвращаемся к обычному режиму работы.
И первым проектом, который мы вновь смогли провести вживую, стала экскурсионная программа «Екатеринбург немецкий», реализованная нами в сотрудничестве с Музеем истории Екатеринбурга. Это рассказ об участии немцев в становлении и развитии вашего города с момента его основания в 1723 году и до наших дней. Правда, на презентацию мы пока смогли пригласить только ограниченное количество участников.
Активная позиция
— Германское Генеральное консульство среди дипломатических миссий на Урале занимает одну из самых активных позиций: 15 лет — достаточно большой срок, чтобы наладить успешные деловые и культурные отношения. Как вы их оцениваете? Какие задачи стоят перед консульством?
— Подводя итог пятнадцатилетней деятельности, мы можем с уверенностью сказать, что достигнуты хорошие результаты. Нам удалось занять довольно сильную и активную позицию в регионе. Мы являемся надежным партнером местных органов власти, успешно поддерживаем представительства немецких предприятий в регионе.
В этом поддержку нам оказывают Российско-Германская внешнеторговая палата и Уральская торгово-промышленная палата. В этом смысле существует сильное сообщество, которое позволяет немецким предприятиям общаться друг с другом. Кроме того, в области культуры мы также развили серьезные, тесные отношения с огромным количеством партнеров.
Мы охотно поддерживаем и новые направления. В прошлом году успешно организовывали поездки по теме переработки бытовых и промышленных отходов. В будущем планируем реализовать мероприятия подобного рода в области здравоохранения. Кроме того, я поставил себе задачу укрепить сотрудничество между регионами консульского округа и федеральными землями Германии.
— Какие немецкие компании сегодня представлены на Урале? Какова динамика торгово-экономического оборота между Германией и регионами консульского округа?
— В Уральском регионе представлены более 150 немецких предприятий. Эти компании занимают лидирующие позиции в различных секторах экономики: нефтегазопереработке, металлургии, энергетике и защите окружающей среды. Это такие крупные концерны, как Siemens, Bayer, Knauf. Есть также предприятия среднего сектора экономики, например, Enviro-Chemie, Bentec и Schattdecor. Эти компании вне зависимости от величины вносят существенный вклад в развитие региональной экономики. По внешнеторговому обороту со Свердловской областью Германия на протяжении последних трех лет занимает четвертое место.
— В сентябре вы стали свидетелем переговоров свердловского губернатора с представителями компании Karcher. Есть ли намерения у одного из крупнейших производителей техники для уборки и очистки организовать производство на Урале?
— Рад, что Karcher заинтересован в присутствии в этом регионе. Я также знаю, что правительство Свердловской области со своей стороны проявляет интерес и прилагает усилия к подобному сотрудничеству.
Высокий интерес к немецким компаниям
— Не мешают ли развитию отношений административные барьеры? C какими проблемами сталкивается немецкий бизнес?
— Экономическое сотрудничество с различными регионами консульского округа развивается по-разному. Немецкие предприятия сконцентрированы чаще всего в экономических центрах. Наряду со Свердловской областью можно привести в пример также Тюменскую область. У меня была возможность несколько раз пообщаться с тюменским губернатором Александром Моором. Мы знаем, что предприятия, которые присутствуют в этом регионе, получают значительную поддержку со стороны правительства области. Мне не известно о каких-либо существенных сложностях, которые касались бы ведения бизнеса в других регионах. Как правило, интерес к сотрудничеству с немецкими предприятиями высок во всех областях консульского округа.
— Как вы оцениваете деловой климат территорий консульского округа, кто из них преуспел в создании условий для привлечения иностранных инвестиций?
— В первую очередь меня радует то, что регионы обращаются к Генеральному консульству ФРГ, предлагая поддержку и особые условия для немецких предприятий на территории своих областей. Немецких предпринимателей ценят за инновационный подход и высокое качество продукции и прилагают усилия, чтобы привлечь их внимание. Немецкие инвестиции в России по-прежнему находятся на высоком уровне. Из-за пандемии во втором квартале текущего года был отмечен существенный спад в этой сфере. Тем не менее в первой половине года сумма инвестиций составила около 700 млн евро. И это вселяет надежду, что, несмотря на все сложности, сотрудничество в области экономики будет развиваться на хорошем уровне. Есть очень успешные примеры инвестиций, назовем «Уральские локомотивы» — совместное предприятие Siemens и Группы Синара.
— Немецкие компании традиционно специализируются за рубежом на машиностроении, внедрении новых технологий управления, а также на производстве техники для защиты окружающей среды и энергосбережения. В каких еще отраслях Германия могла бы лидировать в Урало-Западносибирском регионе?
— Конечно же, вы правы, Германия во многих этих отраслях уже очень хорошо представлена. Согласно последнему опросу, который провела Российско-Германская внешнеторговая палата, немецкие предприятия определили для себя сферы с наибольшим потенциалом для сотрудничества с РФ, к ним относятся машиностроение, приборостроение, нефтегазовая промышленность и производство энергии из возобновляемых источников. Я убежден, что именно в сфере зеленой энергетики мы наиболее активно будем развивать дальнейшее сотрудничество. Кроме того, большим потенциалом обладают такие области, как использование умных технологий в городской среде, общественный транспорт, коммунальное хозяйство и профессиональное образование.
— Господин Генеральный консул, прошел год с момента вашего назначения на пост главы дипломатической миссии. Какими вы видите итоги работы в этой должности? На каких вопросах вы планируете сосредоточить внимание в ближайшее время? Изменилось ли ваше представление об Урале?
— В прошлом году я имел возможность познакомиться с регионом. Меня очень тепло принимали и административные органы власти, и общественные институты, и бизнес. Благодаря этой поддержке удалось реализовать множество инициатив. Я в очередной раз убедился, что здесь интерес к сотрудничеству с Германией очень высок и отношения будут развиваться дальше.
Моей основной задачей остается расширение экономического сотрудничества с акцентом на стратегию непрерывного развития. Что касается культуры, будем продолжать поддерживать изучение немецкого языка. Также в качестве одного из приоритетных направлений я для себя вижу развитие диалога с гражданским обществом, развитие контактов с некоммерческими организациями.
— До Екатеринбурга вы работали в Италии, Румынии, Казахстане, Катаре, США. Большой список. Какой дипломатический опыт вы получили во время работы в этих странах и пригодился ли он вам в России?
— В каждой из этих стран я получил совершенно разный опыт. И сейчас мне очень помогает то, что я научился общению с людьми из разных сфер жизни, с абсолютно различными официальными организациями. Конечно же, этот опыт я использую здесь, в Екатеринбурге.
— Как строится рабочий день Генерального консула?
— Моя главная задача — встречаться с людьми, налаживать как можно больше контактов. Я стараюсь как минимум половину рабочего времени проводить на встречах за пределами консульства.
— Как вы провели свой отпуск?
— В этом году я посвятил его семье и друзьям в Германии.