Одна из главных задач развития Курганской области в 2020 году — сокращение миграционной убыли населения. Для региона со сложной демографической ситуацией и серьезными экономическими амбициями это очень важно. Как удержать население? Нет ничего проще, если у вас уже имеются качественные медицина и образование, продвинутая городская инфраструктура, рабочие места и жилье. Но это очень сложно, если последние 30 лет вы не инвестировали в социальную сферу, развитие коммунальной и транспортной сети. Разрушенная инфраструктура — плохой помощник в решении задачи сохранения человеческого капитала. А именно эту задачу курганский губернатор Вадим Шумков год назад (избран в сентябре 2019 года) назвал в разговоре с «Э-У» ключевой для исполнительной и муниципальной власти.
Что изменилось за это время? По словам Вадима Шумкова, для соцсферы в регионе сделано столько, сколько не делалось за последние 25 лет:
— В самом Кургане практически каждая вторая школа или детский сад претерпели капитальный ремонт. Подобная картина по другим муниципалитетам. Отремонтировано более 200 социальных объектов образовательного профиля, это в десятки раз больше, чем делалось ранее. Сделан полный или частичный ремонт более 30 больниц и поликлиник. Установлено 32 новых ФАПа, получено 65 машин скорой помощи и медицинского оборудования на сумму более 2,5 млрд рублей. Поступает огромное количество нового оборудования — МРТ, КТ, УЗИ, ИВЛ, флюорографы стационарные и мобильные, рентгены стационарные и палатные. Проведен капитальный ремонт Курганской больницы скорой медицинской помощи, начаты ремонты областной клинической больницы, инфекционной и второй городской. В 2019 году введена взрослая поликлиника и в планах до 2023 года строительство детской поликлиники в Кургане, хирургического корпуса областного онкологического диспансера, акушерского корпуса Шадринской ЦРБ. В прошлом году отремонтированы все пять филиалов Курганской детской поликлиники. В рамках программы модернизации первичного звена здравоохранения на 2021 — 2025 годы запланированы модернизация и ремонт 157 объектов медицинских учреждений на общую сумму более 882 млн рублей. В 2021 году ремонт будет проведен в 70 объектах медицины.
О том, какие инструменты сегодня нужны региону для динамичного развития, мы говорим с Вадимом Шумковым.
— Вадим Михайлович, инвестиции в социалку — это главное, чтобы прекратить отток населения?
— Дело не только в выборе социальной сферы как цели для инвестиций. Нужно последовательно и целенаправленно менять ситуацию. Люди выбирают власть с одной целью — чтобы жить было лучше. Сделать это сложно, если территория деградировала тридцать лет. Это не волшебной палочкой махать — «раз и готово», это нужно делать поэтапно. Меня назначили в конце 2018 года, в 2019 году состоялись выборы. Были определены финансовые источники, привлечено дополнительное финансирование. Начались торги, а там как у всех — проблемы с готовностью заказчиков: модернизацией не занимались десятилетиями, большинство глав и уполномоченных органов не могли ни подготовить технические задания на ремонты, ни разместить их на торговых площадках. Хотя перед этим большинство было уверено, что именно отсутствие денег является главным тормозом развития. А уже 2020 год во многом стал переломным. Потому что у людей, которые раньше скептически относились ко всему происходящему, сложилось понимание, что регион меняется, и это не временное явление. Чтобы придать переменам необратимый характер, недостаточно сказать, что завтра будет по-другому, нужно, чтобы все происходящие изменения были системными, чтобы в них были задействованы все — власть, предприятия, люди на местах. Если вы видите, что в школе, в которую ходит ваш ребенок, меняют окна и кровлю, рядом с вашим домом строят дорогу, а в поликлинике, где вы лечитесь, появилось новое оборудование, — к вам приходит убеждение, что все эти перемены носят долгосрочный характер, и это делается для людей. Двести отремонтированных соцобъектов в 2019 — 2020 годах — много не только по масштабам Курганской области, это для любого региона очень большая цифра. Школы и детсады были в запущенном состоянии: стены в плесени, кровля дырявая, окна вываливались, внутри было холодно. Сегодня многие объекты благоустроены.
И эта работа будет продолжаться постоянно, пока не приведем в надлежащее состояние все основные объекты.
С Газпромом подписана Программа развития газоснабжения и газификации области на 2021 — 2025 годы общим объемом инвестиций почти 17,5 млрд рублей. В результате ее реализации Курганская область будет магистрально газифицирована вся: газ получат десять административных центров, ранее его не имевших, а также 116 населенных пунктов. Уровень газификации в целом вырастет на 11%, с 59% до 70%. Переведем школы, детсады, администрации, которые отапливались дровами и углем, на газ, сможем экономить на топливе. После завершения этой программы продолжим газификацию внутри населенных пунктов и сельских территорий.
Чиновники должны работать круглосуточно
— А дорог сколько построили?
— В 2019 году было отремонтировано и построено 300 километров, в 2020 году — уже 400. Мы очень планомерно занимаемся инфраструктурой. В Кургане полностью заменили уличное освещение, в Шадринске, Далматово завершим замену в этом году. Такие же процессы идут в остальных административных центрах. В городах началась плановая смена разбитых и ржавых остановок, распахнутых всем ветрам. В Далматово же и Каргаполье строим очистные сооружения, заканчивается проектирование новых очистных в Варгашах. В Кургане завершается канализование Восточного района. Проведен капитальный ремонт большого коллектора на улице Омской: он был бичом всех прилегающих территорий, топя их и уничтожая запахом. Начат ремонт подобного коллектора на улице Куйбышева. В ближайшем будущем начнем капремонт полуразрушенной городской КНС.
И уже поэтапно входим в модернизацию городского водозабора 1938 года постройки. В Шадринске закончены городские канализационные очистные и первый этап очистных по воде. В этом году — второй. Завершено строительство водопровода в районных центрах Мокроусово и Половинское.
Реконструированы, по сути — построены, набережные в Кургане и Шадринске, небольшие набережные появились в Катайске и Петухово. Отремонтировано за счет госпрограммы 23 здания — памятники регионального значения, и эта работа также будет продолжена. В Далматово идет комплексное благоустройство центра города, инвестиции — 86 млн рублей. Реконструировали стадион за 46 млн рублей. В Кургане завершается реконструкция Центрального парка культуры и отдыха, городского сада. В Шадринске в три этапа классно благоустроим центральную аллею. В перспективе хотим развивать там туристическое направление — организовать автобусные туры из Екатеринбурга и Тюмени с осмотром основных достопримечательностей в формате туров выходного дня, запустить в этих городах мини-отели, кафе. Это новые рабочие места.
— Муниципальной власти приходится менять приоритеты, работать больше?
— Раньше можно было прийти на работу в девять утра, а уйти в пять вечера. С такого чиновника никто и ничего не спрашивал. Сейчас он должен работать 24 часа в сутки и быть доступен семь дней в неделю. Он всё должен успевать. И это большая работа над собой.
Ведется качественная перезагрузка органов местного самоуправления. Ранее свои администрации и думы были в каждом селе, в городе районного значения, в районе. И все это многообразие форм и органов слабо влияло на изменение жизни людей в лучшую сторону. Потому за полтора года резко снижено количество муниципальных «начальников» и уже пошла работа по созданию муниципальных округов. Это принципиально важно, чтобы они хозяйством занимались, светом, уборкой дорог, чтобы они, а не губернатор, отвечали на вопросы жителей о наличии воды, ремонте объектов и т.д. Это самый прямой вариант исполнения властных полномочий.
— Жители теперь знают, когда, где и что именно будет построено, отремонтировано?
— Мы стараемся планировать все основные работы. Начали с того, что подготовили трехлетнюю программу комплексного развития. Она связана с бюджетным планированием, национальными проектами. Что в нее вошло? Все объекты, которые мы поддержали деньгами нацпроектов, федеральных и региональных программ, крупных корпораций, частных инвесторов.
В итоге мы можем вам показать в любом муниципалитете, что сделано в 2020 году и будет сделано в 2021 году. Планы на 2022 — 2023 годы тоже понятны, но они могут корректироваться в зависимости от объема бюджетных средств. Планы эти публичны, жители могут посмотреть, когда отремонтируют дорогу или школу. Это важно, потому что появляется предсказуемость.
И исполнительная власть становится не бездельником или волшебником, а именно исполнительной — исполняя то, что спланировано. А когда есть понимание, что город или район будет меняться, то и уезжать из него не хочется. В 2020 году отток жителей трудоспособного возраста сократился, более того, люди потихоньку возвращаются.
— Работу они здесь найдут?
— Это в том числе вопрос донастройки системы коммуникаций подготовки и переподготовки кадров. Региональной экономике уже не хватает кадров. Для примера, многие подряды на ремонты и благоустройство мы просто не смогли законтрактовать, потому что объемы работ выросли в десятки раз. Да, у нас нет углеводородов, цветных металлов, крупных налоговых доноров, функций административного центра. Но у нас есть промышленность и аграрный сектор. Потому нами выбран самый трудоемкий и самый долгосрочный, но единственно верный вариант — развивать промышленность и АПК. Будем двигаться путем максимального удешевления затрат инвесторов, создавая индустриальные парки. В течение трех лет мы планируем запустить семь индустриальных парков, из которых один уже практически завершен, три в стадии строительства, два начнем в этом году, а седьмой — в 2022-м. Когда предприятия начнут работать, будем помогать им со сбытом. Уже идут запуски новых производств. В первом парке — 23 новых предприятия начали выпускать продукцию. Второй пока строится, туда уже контрактуют оборудование для новых заводов. В третьем также резиденты готовятся к выходу весной на площадки. Несколько новых заводов стартуют на площадках вне индустриальных парков — мы поддерживаем их финансово и организационно. Металлообработка, машиностроение и приборостроение, переработка полимеров и фармацевтика. Всем предлагается субсидирование приобретаемого оборудования. Мы возвращаем до 50% его стоимости через компенсацию первого взноса по договорам лизинга. Нам нужно очень много новых заводов, чтобы вернуть регион в строку наиболее динамично развивающихся. И мы это сделаем в ближайшие несколько лет.
В агросекторе ситуация была еще тяжелее. Поголовье КРС сократилось более чем в восемь раз, свиней — в шесть раз, было брошено много земли. Сформировали несколько новых видов господдержки, наполнили их деньгами. В первую очередь там, где идет речь о реализации инвестиционных проектов и создании новых рабочих мест. План по АПК — ежегодная реализация 100 аграрных проектов формата мини, не менее десяти среднетоварных и 15 проектов в переработке — выполняется. За два года ввели в оборот более 70 тыс. гектаров земли. В ряде районов впервые за много лет за землю пошла конкуренция. Мы предоставляем бесплатно до 100 га под свое хозяйство, в собственность, и до 1 га под свой дом. Даем субсидии, гранты и микрозаймы под 0,1%. На свой дом даем субсидию до 500 тыс. каждому, кто переселяется в сельскую местность. Сейчас изучаем дополнительные возможности стимулировать этот важнейший сектор. Только так можно перезапустить курганскую экономику в этих сферах.
Минусы в преимущества
— Подготовленная производственная площадка это хорошо, но мы с вами неоднократно говорили, что у нас очень дорогие деньги.
— Ставка в 10 — 12% — не для промышленности, исключение могут составлять только высокомаржинальные сектора. Вы не можете, имея доходность производства в 5 — 7%, строить завод на заемные деньги, привлекаемые под 10 — 12%, покупая при этом землю и платя за сети. Экономика — это всегда математика. А здесь она на уровне арифметики. Завод создается 3 — 5 лет. Потому, взяв 60 — 80% средств от суммы проекта в кредит под 10 — 12% годовых, вы получаете следующую модель. Три года несете только расходы: оформление земли, технологические подключения, проектирование и строительство, закуп оборудования, наем персонала, выстраивание сбытовой политики. На это сверху еще ложится 10 — 12% на обслуживание привлеченного кредита, плюс возврат части его «тела». Через три года вы запускаете завод, выводите на полную мощность, ищете покупателей, контрактуетесь. И в итоге, если вам повезло и бизнес доходный, вы получаете доход в 5 — 7% в год. При этом жестко конкурируя с Китаем и иным импортом. Где здесь арифметика? Ее нет. Потому просто предлагать льготные налоговые ставки, ничего больше не делая, не получится — никто не придет. Задача государства в такой ситуации — аккумулировать все ваши возможности и предложить инвестору пакетные условия, когда он не бегает с покупкой земли и подключением сетей, а получает это льготно или бесплатно. Когда он может взять льготно в аренду готовый цех или участок с уже подведенными сетями, получить возмещение на приобретаемое новое оборудование и вместе с местными СПО осуществлять подготовку или переподготовку персонала. Вот все это в пакете вместе с налоговыми льготами может сделать бизнес окупаемым при условии понятной процентной ставки.
Я не могу отвечать за кредитную политику для реального сектора, но то, что мы можем делать на месте, — делаем. Именно потому во всех трех ТОСЭР будут последовательно появляться индустриальные парки. В двух случаях, Варгаши и Далматово, это формат гринфилд, в Катайске, возможно, браунфилд. В Варгашах первый этап по созданию индустриального парка уже завершается: 10 гектаров с разведенными сетями (свет, газ) и дорогой мы закончим в первом полугодии этого года. А в 2022 году еще увеличим мощность очистных сооружений. Таким образом, в ближайшем будущем 27 гектаров там будут разбиты на участки со всеми необходимыми для строительства заводов сетями. И плюс к этому — налоговые льготы, наша финансовая поддержка и ориентированный на кадровые потребности предприятий колледж.
За полтора года резко снижено количество муниципальных «начальников» и уже пошла работа по созданию муниципальных округов. Это принципиально важно, чтобы они хозяйством занимались, светом, уборкой дорог, чтобы они, а не губернатор, отвечали на вопросы жителей о наличии воды или ремонте объектов
Такой же формат мы планируем отработать в Далматово. В Катайске пойдем путем реконструкции откровенно уставшего завода путем реконструкции и строительства цехов под создание новых производств. Так уже делаем в Кургане на трех площадках. Но эти планы не останавливают развитие производств: во всех трех муниципалитетах, где есть ТОСЭР, параллельно с планами по созданию индустриальных парков уже создаются новые производства на действующих площадях. Это заводы по пищевке, производству нефтегазового оборудования. То есть план — двигаться комплексно, задействуя уже имеющиеся площадки, а также создавая новые через стройку и реконструкцию. Главное — новые рабочие места.
— ИТ-экономику будете развивать?
— Конечно. Мы создаем в Кургане ИТ-колледж и ИТ-институт с общим объемом подготовки кадров более 1,5 тыс. человек и пакетом льготных условий для развития ИТ-компаний: 1% ставка УСН и 1 рубль за кв. метр аренда офисов, плюс финансовая поддержка. За полтора года мы получили 119 новых субъектов предпринимательства в сфере ИТ. Для нашего региона — это практически прорыв. Потому вектор определен абсолютно правильно.
Мы также намерены развивать городскую экономику: общественное питание, ритейл, предприятия сферы услуг. Это налоги и комфортные рабочие места. Уже сейчас в микрорайоне Заозерный в разной стадии готовности реализация четырех проектов по созданию торгово-сервисных объектов. В итоге люди не будут в таком количестве уезжать в крупные города, чтобы удовлетворять свои потребности. А постепенно с этим будет уходить и признак захолустья.
— Может быть, мишленовский ресторан открыть?
— А кто будет потребителем такой услуги? Мы не можем только на туристов ориентироваться, тем более в текущих условиях. Многие коронные прежде проекты в городах дали минус. Простаивают объекты спортивные, досуговые, их приходится содержать за счет бюджета. Это не очень простая тема. Я по-другому мыслю: надо по одежке протягивать ножки. Главные потребители — местные жители. В следующем году закончим набережную в Кургане, сейчас ее протяженность — 3,2 км, позже достроим еще 700 метров. Будет прокат спортинвентаря, скутеры, самокаты, ролики. Сейчас убеждаем предпринимателей этим заняться. Завершим велодорожку, ее в этом году почти на 99% сделали, она упирается в только что введенную лыжную базу, где мы сейчас готовим освещение лыжероллерной трассы. С другой стороны — в центре города ЦПКиО, горсад и парк Молодежный с новым оснащением. На следующий год планируем делать набережную в районе жилого комплекса «Солнце-парк». Появится практически единая территория с прогулочными объектами, кафе, возможностью занятий спортом и рекреацией.
У Кургана своя ниша. Он не будет таким, как крупные города, но в этом и плюс. Пандемия показала, что далеко не всем уютно жить в больших городах, они не всегда комфортны и безопасны. И их невозможно сделать комфортными: там нет малоэтажки, нет такого количества скверов и парков, потому что все отдано под девелопмент.
А человек — существо биологическое, ему все это нужно. Потому мы намерены вчерашние минусы Кургана планомерно переводить в его естественные преимущества. Просто надо этим заниматься, вкладывать деньги. Так что мы идем своим путем.
В Кургане продолжается модернизация аэропорта. В микрорайоне Заозерный, где в этом году начнется строительство большой детской поликлиники, начнем строить и новую школу на 1500 мест. Там же расположится восемь новых детских садов, часть из которых уже построена. В этом году там строим бассейн. Ввели новую большую красивую улицу, и от нее стартуем сразу строительством еще нескольких. А в привязке ко всей этой создаваемой инфраструктуре последовательно выводим на торги более 250 гектаров под жилую застройку. Наряду с приведением в порядок старой части города Курган будет планомерно превращаться в уютный, удобный для проживания и комфортный для работы город с нормальной инфраструктурой.
— Как вы оцениваете состояние региональной экономики после «ковидного» года? Какие сектора пострадали в большей степени?
— Нормально оцениваю. Если бы не приняли ряд мер опережающего развития федерального и регионального уровня (льготные кредиты, субсидии, общественные работы), было бы намного тяжелее и трагичнее. В целом изменение экономического цикла и смещение интереса в сторону реального сектора и ИТ нам на руку, потому что мы свои усилия последние год-полтора ориентируем в этих же направлениях.
Мы не отказались ни от одного проекта, не стали останавливать ни одно крупное предприятие. Мы довели до конца все программы развития, увеличили в полтора раза инвестиционную программу по ремонту школ и детских садов, чтобы дать дополнительные рабочие места. Пострадала в основном городская экономика, связанная со снижением платежеспособности и ограничением мобильности покупательских потоков. Курган в силу своих размеров в меньшей степени был зависим от этих сфер. Здесь не так много крупных торговых центров и услуг, ориентированных на разнопланового городского обывателя. Более того, год показал: болтовня про постиндустриальную экономику в стране, занимающей 1/7 часть суши, прекрасна, но бесполезна. Чтобы содержать и развивать такую территорию, нужно на порядок больше производств реального сектора и в промышленности, и в АПК. А это все как раз про Курган и Курганскую область. С учетом программы поддержки правительства РФ, подписанной в Кургане 25 февраля 2020 года, мы усиливаем это направление. Потому еще раз убедились — все делаем верно.
— Как оцениваете уровень поддержки бизнеса во время пандемии?
— В 2020 году были реализованы беспрецедентные для прежних возможностей региона меры поддержки экономики. Не считая поддержки АПК, мы направили на поддержку малого и среднего бизнеса 823 млн рублей. Это деньги федерального и регионального бюджетов. Для Курганской области это вообще небывалые цифры. Огромное количество предприятий получили поддержку впервые в жизни. Каждая субсидия — это проект. Почти 70 микрозаймов выдали за 2020 год. А каждый микрозайм — это микропроект. Потому что мы в основном выдаем их только на проекты, которые предполагают реконструкции, строительство с созданием рабочих мест. В 2021 году будем продолжать: масштабное субсидирование приобретения нового оборудования и техники в промышленности и АПК, льготные микрозаймы, гранты, создание готовых цехов и площадок с сетями под новые производства, максимальная коррекция подготовки кадров под нужды реальной экономики.
— Как региональная система здравоохранения справляется с пандемией?
— Как все. Везде есть свои проблемы в этой части. Система здравоохранения Курганской области 2018 года и 2021 года — это уже две разные системы. Военные медики, прибывшие по нашему приглашению при поддержке Минздрава, отметили, что по препаратам регион подготовился очень хорошо — одна из лучших ситуаций. По оснащению необходимым оборудованием — хорошо. Мы разводили кислород в стационарах, создали огромное количество новых кислородных точек. Купили почти 150 ИВЛ, большое количество флюорографов. С учетом всех приобретений 2020 — 2021 годов у нас аппаратов КТ будет достаточно впервые за всю историю курганской медицины. Но есть другая задача — научить ими пользоваться. И с этим связана еще одна оценка: с внутренним управлением на уровне учреждений, умением и желанием самого персонала поворачиваться к людям лицом — не всегда очень хорошо. Основная масса медиков — ответственные и порядочные люди, преданные своему делу. Но, к сожалению, есть и те, кто вместо спасения жизни и здоровья людей посвящает себя чему-то другому.
Главный врач только называется врач, специфика его работы в первую очередь управленческая и включает в себя администрирование важнейших процессов. А этому мало кого учили. Например, была проблема с тестированием. Выяснилось, что тестов делали втрое больше, чем в среднем по РФ, но не всегда тем, кому они предписаны, а ответственные лица не позаботились о контрактовании реагентов. Эти проблемы мы также разрешали вручную.
Направлений работы будет три. Утроенными темпами будем модернизировать материально-техническую базу, заниматься дооснащением. Но самое главное — будем учить и управленческим компетенциям, и клиентоориентированности.
— Как кадры будете привлекать?
— Это самая больная тема. Мы относительно неплохо укомплектованы средним персоналом, но не хватает врачей. Штатная численность укомплектована только на 50%. Это следствие того, что в регионе у медиков не очень высокие заработные платы. Если здесь врач получает 45 — 55 тыс. рублей, то в ряде других субъектов — 150 — 250 тысяч. Разумеется, если врач профессиональный, крайне высоки риски, что он уедет туда, как только там появятся вакансии. Как остановить? Первое — для медиков вне очереди выделили субсидии на приобретение жилья, до 500 тыс. рублей. Это дополнительно к тому, что заявила федерация: земский фельдшер может рассчитывать на 0,75 — 1,5 млн рублей. Второе — 300 тыс. рублей подъемных для иногородних врачей и оплата жилья на первое время. Третье — выделение земельных участков. Мы делаем разовые выплаты, проводили конкурсы, но в целом проблему нужно решать на федеральном уровне. Предложения в этой части мы направили. Надеемся, нас услышат и поддержат.