Вопреки ожиданиям, страховой рынок не сильно упал в 2020 году (пока доступна статистика только по итогам 9 месяцев). В целом по стране за этот период сбор страховых премий (здесь и далее — без страхования жизни) увеличился на 3% — это худший результат за последние три года, но все же это плюс, а не минус.
![Страховые компании Урала и Западной Сибири по итогам 9 месяцев 2020 года Таблица 1.](/media/photologue/photos/cache/030_expert_ural_6_600_500_nocrop.jpg)
Общий фон
Первый квартал оказался для страховщиков очень удачным: прирост 12% к аналогичному периоду 2019-го — это лучший результат с 2013 года. Затем последовал спад во втором квартале (11%) и восстановительный рост в третьем (7%). Отметим, что первый квартал — традиционно провальный по многим экономическим показателям из-за обилия праздников, но в страховой отрасли он самый «хлебный»: на него приходится 27 — 28% сборов всех премий за счет корпоративного страхования (ДМС, имущества и других видов).
Перед тем, как приступить к анализу основных сегментов рынка, сделаем оговорку. После присоединения группы ВТБ Страхование к группе Согаз (процесс начался в 2018 году и в основном завершился в 2020-м) последняя стала крупнейшим игроком на рынке с долей 26%, а по отдельным направлениям — еще больше (страхование имущества юрлиц — 57%, от несчастных случаев и болезней — 50%, ДМС — 42%, ОПО — 40%). Поэтому влияние Согаза на совокупные показатели стало значительным. Рассматривая показатели рынка, мы будем отделять крупнейшего игрока, если он влияет на совокупные показатели (на рынок автострахования, например, не влияет).
![Крупнейшие страховщики каско в Уральском регионе по итогам 9 месяцев 2020 года Таблица 2.](/media/photologue/photos/cache/029_expert_ural_6-3_600_500_nocrop.jpg)
Сегмент ДМС сократился на 1,9% (без учета Согаза еще больше — на 2,8%), страхование от несчастных случаев и болезней показало прирост 3,7% (появились страховки от коронавируса), да и страхование банковских заемщиков внесло свой вклад. Каско приросло на 1,2%, ОСАГО — на 6,5%. Страхование имущества юридических лиц — на 14% (но без учета Согаза лишь на 5%), имущества граждан — на 1% (без Согаза — на 5,9%: у компании падение на 34%, вероятно, после объединения она свернула часть программ). Сегмент страхования жизни вырос на 4% (а без Согаза сократился на 2%). По прочим видам — падение 2,2%.
В Уральском регионе (а это десять субъектов РФ) доля Согаза значительно выше — 34%, а в страховании имущества юрлиц — 85%, поэтому разница в показателях больше. Общий прирост премий без страхования жизни составил 18,4% (без Согаза сокращение на 1,4%), ДМС показал минус 1% (без Согаза — минус 3,7%), НС и болезни — 44% (минус 10%), каско — 2,7%, ОСАГО — 3,4%, имущество юрлиц — 214% (минус 19%), имущество граждан — минус 6,3%, прочие виды — минус 16%.
В то же время карантинные меры и снижение активности оказали влияние на выплаты: в целом по стране они сократились на 9% от уровня 9 месяцев 2019 года. Даже автострахование показало минимальный рост в каско и падение на 1% в ОСАГО за счет снижения аварийности и страхового мошенничества. Сокращение выплат коснулось большинства сегментов, так, по ДМС выплаты сократились на 11%, страхования имущества — на 25%, грузов — на 72%, сельхозстрахования — на 8%.
Автострахование
Автострахование — самый массовый, рыночный (несмотря на обязательность ОСАГО) и стабильный сегмент. В совокупности на каско и ОСАГО приходится 35% сборов, а в регионах и все 45%.
Автокаско поддерживается прежде всего продажами новых авто, причем рынок этот достаточно инертный: новый автомобиль страхуется более чем на год, компании предлагают франшизы и скидки безаварийным клиентам.
В результате стоимость полиса последние пять лет не растет, а снижется. Наши цифры показывают, что конкуренцию выигрывают крупные компании, способные инвестировать средства в электронные сервисы, доля мелких игроков сокращается.
![Крупнейшие страховщики ОСАГО в Уральском регионе по итогам 9 месяцев 2020 года Таблица 3.](/media/photologue/photos/cache/029_expert_ural_6-2_600_500_nocrop.jpg)
Основной проблемой ОСАГО является нерыночное ценообразование. В итоге есть невыгодные для компаний клиенты и целые регионы, одни клиенты платят за других. Если посмотреть на динамику автопарка и динамику полисов ОСАГО, то видно, что в 2015, 2016 и 2019 годах, несмотря на рост автопарка и продажи новых автомобилей, количество полисов сокращалось. По оценкам страховщиков, сейчас до 15% автовладельцев не страхуют свою ответственность. Поэтапная либерализация рынка — расширение ценового коридора (последнее произошло в сентябре), а потом и вовсе переход на свободное ценообразование, электронные полисы и маркетплейсы делают рынок, по мнению его участников, более привлекательным.
Страховщики прогнозируют, что режим экономии все же даст о себе знать уже в 2021 году: корпорации сократят расходы в первом квартале.
В то время есть надежда, что эпидемия идет на спад, и уже с лета экономика войдет в привычное русло.