Лизинг пережил непростой 2020 год лучше, чем ожидалось. Вместо прогнозируемой просадки как минимум на четверть объем нового бизнеса участников исследования Национального рейтингового агентства (НРА) сократился только на 10%, а по количеству договоров и предметов лизинга удалось выйти на положительную динамику. Сможет ли отрасль удержать темп в текущем году, мы обсудили за круглым столом «Уральский рынок лизинга», организованным журналом «Эксперт-Урал» и АЦ «Эксперт».
Драйверы есть
По оценкам директора рейтингов финансовых компаний НРА Марии Сулимы, в этом году объем нового бизнеса вырастет как минимум на 20%:
— Рост рынка лизинга будет обусловлен ростом ВВП и инвестиций в основной капитал, а также потребностью в обновлении изношенных фондов. По оценкам Росстата, 20% основных фондов в экономике требуют либо незамедлительной замены, либо реновации. Основная доля износа (более 50%) приходится на капиталоемкие сектора: связь, транспортировку, добычу полезных ископаемых. Высокая степень износа в торговле и обрабатывающей промышленности.
Как полагает аналитик, поддержку лизингу окажет реализация нацпроектов: «На текущий год государственное финансирование национальных проектов заложено в объеме 2,2 трлн рублей». Традиционно спрос на лизинг обеспечивает автодорожное строительство, а также строительство и обновление железнодорожной магистральной инфраструктуры, и здесь хорошие драйверы: «На финансирование автодорог на ближайшие три года заложено 178 млрд рублей». Импульс, по мнению Марии Сулимы, дадут также проекты частных компаний: по оценкам аналитического агентства INFOLine, сейчас на территории Российской Федерации реализуется более 200 крупных инвестиционных проектов совокупной стоимостью 60 трлн рублей, из них на топливно-энергический комплекс приходится 40%, на транспортную отрасль — 28%, на обрабатывающую промышленность — 11%. Наличие спроса — один из основных факторов, который позволит отрасли удержать маржу на уровне 4%, прогнозирует аналитик. Кроме того, по ее словам, может сократиться доля фондирования за счет собственных средств лизинговых компаний, а этот источник наиболее дорогостоящий: «Лизинговые компании будут больше использовать долговой капитал, в том числе и за счет выпуска облигаций, что также будет способствовать росту маржинальности».
На возможности и ограничения роста лизинга указывают и другие исследования. Так, управляющий директор группы рейтингов финансовых институтов агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР) Михаил Доронкин ожидает рост нового бизнеса в этом году на уровне 15%. Динамику, по его мнению, будет определять ситуация в ведущих отраслях:
— В структуре отраслевого портфеля крупнейшая доля приходится на авиационный сектор, который несет потери из-за закрытия границ. Внутренний туризм лишь частично компенсирует спад выручки. Поэтому многие авиакомпании приостановили программы развития, а значит, перестали закупать в прежних объемах технику в лизинг. Потенциал роста в сегменте железнодорожной техники сдерживается слабым спросом на перевозки, в частности угля и нефтепродуктов. Драйвером рынка, как и годом ранее, останется автосегмент, здесь мы увидим динамику заметно выше среднерыночных значений.
Сверьте курс
Последние два года сегмент автолизинга и спецтехники рос благодаря программе государственной поддержки автопрома: Минпромторг компенсировал часть затрат на авансовый платеж лизингодателям, а те предоставляли скидки клиентам. Формально программа действует и сейчас, но, во-первых, в ее рамках очень быстро заканчиваются лимиты, во-вторых, доступ к ней имеют все меньше игроков, и в основном это крупные компании с госучастием.
Поэтому участники рынка в своих прогнозах на 2021 год этот фактор не учитывают, рассчитывая главным образом на собственную технологичность и рыночный спрос:
— Пандемия подтолкнула всех участников отрасли к цифровой трансформации, это один из основных трендов ушедшего года. Наша компания не исключение, хотя цифровизацией бизнес-процессов занимаемся уже несколько лет: мы ускорили реализацию некоторых проектов, например внедрили мобильное приложение для клиентов и приложение для дистанционного осмотра авто и техники, — рассказывает директор екатеринбургского филиала компании «Балтийский лизинг» Лариса Гартвич. — В этом году мы видим предпосылки для восстановления рынка и роста спроса. В инфраструктурных проектах, где государство является заказчиком, деловая активность по-прежнему остается высокой. Подрядчики крупных проектов в свою очередь обеспечивают заказами предприятия из сегмента МСБ, который тоже нуждается в обновлении производственных мощностей. Все это и дает основания для позитивного прогноза. По оценкам экспертов, рост объемов нового бизнеса отрасли в 2021 году может составить 10 — 15% к прошлому году.
Заместитель генерального директора по Уральскому региону ЛК «Сименс Финанс» Вадим Константинов считает, что основным драйвером в этом году останется лизинг транспорта и оборудования:
— Парк техники в России изнашивается и требует обновления. Я не вижу предпосылок для снижения динамики лизинга оборудования. В прошлом году заметную активность проявили предприятия, которые занимаются производством нефтепромыслового оборудования: труб, погружных насосов, запорной арматуры. В регионе, от Удмуртии до Курганской области, их достаточно много. Несколько десятков наших клиентов из этого сектора взялись за обновление производственного парка, прежде всего в металлообработке. И процесс продолжается, что создает основу для роста в этом сегменте.
В качестве возможного ограничения директор по маркетингу компании «АС Финас» Илья Лесников рассматривает колебания валютного курса: «Как показал 2020 год, сильное падение рубля может стать отрицательным драйвером. За 2020 год доллар просел на 20%, а евро на 30%. Учитывая, что значительная часть нашего портфеля — имущество, рассчитанное в валюте, это отражается на финансовых результатах. Если подобных колебаний в этом году не будет, мы планируем рост в объеме 20 — 25%».
Основными рисками в автосегменте станут рост инфляции, падение рубля и дефицит автомобилей, считает региональный директор региона СибУр компании РЕСО-Лизинг Екатерина Ерохина: «По этой причине мы уже видим рост стоимости автомобилей, и все это происходит на фоне их дефицита. Ориентируемся на то, что ситуация переломится в середине лета, когда начнется пополнение складских запасов. Кроме того, планируем расти за счет расширения продуктовой линейки, в частности продуктов на приобретение б/у спецтехники и легковых автомобилей. Для этого уже разработан и успешно внедрен продукт “Вторая жизнь”».
— Со стороны спроса мы не видим ограничений. На реализацию бизнес-планов клиентов больше влияют другие факторы. Сейчас всех беспокоит рост инфляции, что приведет к удорожанию техники, поэтому клиенты демонстрируют осторожность и пытаются поймать удобный курс, — говорит директор филиала в Екатеринбурге ГК «Ураллизинг» (Практика ЛК) Елена Печорина. — Другой сдерживающий фактор — ограниченное предложение со стороны поставщиков и невозможность удовлетворить весь спрос с короткими сроками поставок. Эта ситуация сложилась в результате простоев в пандемию производителей как автомобилей, так и комплектующих. Для нас 2020 год сложился лучше ожиданий, и в 2021-м мы рассчитываем как минимум сохранить динамику.
В структуре клиентской базы лизинговых операторов, работающих на территории региона, традиционно преобладает малый и средний бизнес: по результатам исследования АЦ «Эксперт» в 2020 году на субъекты МСП пришлось 84,8% совокупного объема нового бизнеса и 81,5% текущего портфеля.
На этом фоне несколько отличается бизнес-модель компании «ПР-лизинг». По словам финансового директора «ПР-лизинг» Вадима Асанбаева, более 70% портфеля компании приходится на крупных корпоративных клиентов и госпредприятия. «ПР-лизинг» вышла на рынок чуть позже и сейчас на эффекте низкой базы каждый год демонстрирует феноменальные темпы роста, по итогам прошлого года «ПР-лизинг» показала прирост нового бизнеса на 83%. «В 2020 году наш объем продаж составил 3,7 млрд рублей, в этом году планируем приблизиться к 8 млрд рублей, — говорит Вадим Асанбаев. — Среди драйверов такой динамики — масштабирование бизнеса, подключение новых регионов к нашим алгоритмам. При этом мы стараемся не участвовать в борьбе за клиента через демпинг, ведем сложные, в том числе внешнеторговые, контракты предприятий региона. Некоторые сегменты выпадают из поля зрения федеральных компаний, а мы беремся за такие долгосрочные проекты».
К вопросу целеполагания
Глобальный вызов для отрасли — введение регулирования. Банк России уже несколько лет выступает за построение модели надзора, аналогичной микрофинансовому рынку. Законопроект на основе этой концепции прошел в Думе первое чтение. Однако лизинговое сообщество сочло подход необоснованным и предложило свою концепцию. Ее поддержали Минэкономразвития и Минпромторг. Так появился альтернативный вариант законопроекта, по которому формальные полномочия регулятора предполагается закрепить за Минэком.
— Мы согласны с тем, что регулирование отрасли нужно, но у нас с ЦБ расходятся цели, — обосновывает позицию отраслевого сообщества председатель подкомитета по лизингу Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Царев. — Банк России хочет добиться транспарентности, снижения рискованности и прозрачности. Это необходимо для усиления финансовой стабильности отрасли. Мы же настаиваем на том, что этих целей недостаточно. Лизинговая отрасль и сегодня достаточно стабильна, а реформирование отрасли нужно государству прежде всего для того, чтобы усилить роль лизинга как одного из эффективных инструментов прямых капиталовложений и обновления основных фондов. Целесообразно говорить о разделении функций регулирования и надзора: регулирование закрепить за профильным федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за экономический рост, а надзор и контроль за органом, имеющим необходимые ресурсы и опыт, и определенным правительством.
Второй пункт разногласий касается правовых основ лизинга. По словам Евгения Царева, рынок настаивает на сохранении правовой природы лизинга — аренды, а в случае настройки регулирования по модели некредитной организации эта сущность теряется.
— Наша позиция в вопросе регулирования рынка лизинга основывается на статистике: в мире примерно поровну стран, в которых осуществляются регулирование и усиленный контроль рынка лизинга, однако существенных отличий в результатах деятельности не наблюдается, — приводит аргумент Илья Лесников. — Учитывая этот факт, считаю, что регулирование рынка лизинга лишь повлечет за собой дополнительную трату ресурсов без каких-либо эффектов. Авторы законопроекта таким образом планируют снизить риски для экономики, но, по нашему мнению, эти риски должно просчитывать и анализировать не государство, а инвесторы лизинговых компаний — банки, держатели облигаций и т.п.
Вадим Асанбаев полагает, что рынок лизинга уже находится в зоне регулирования:
— Де-факто мегарегулятор ЦБ в значительной степени через кредиты банков или через контроль за выпущенными нами облигациями реализует часть контрольных функций. Минпромторг может контролировать рынок при предоставлении субсидий лизинговым компаниям, поскольку в этом случае запрашиваются отчетность и информация.
Участников рынка больше беспокоит, что реализация некоторых новаций уже началась. Отрасль столкнется с необходимостью выполнения требований в рамках реформы бухучета: с 1 января 2022 года все арендаторы и арендодатели, включая лизингодателей и лизингополучателей, должны перейти на использование стандарта учета арендных операций ФСБУ 25/2018.
— По сути, это означает внедрение стандартов МСФО не только лизингодателями, но и лизингополучателями. Думаю, с октября от клиентов будет вал запросов, как исполнять эту норму, — прогнозирует Вадим Константинов.
По всей видимости, лизинговым компаниям придется взять на себя издержки по изменению учетной политики клиентов. И это оправдано, считает Илья Лесников:
— Лизинговые компании выступают своего рода аутсорсерами для клиентов в части инвестиций. И как аутсорсер мы должны взять на себя функцию консультирования по вопросам изменения учетной политики инструмента, чтобы наши клиенты в дальнейшем смогли им комфортно пользоваться.