Открытие новых экспортных направлений и снижение курса национальной валюты позволили российским производителям свинины более чем на треть увеличить объем поставок на внешние рынки, свидетельствуют данные обзора о состоянии рынка свинины в России, подготовленного Центром отраслевой экспертизы Россельхозбанка (РСХБ, опубликован в августе). По итогам первых четырех месяцев 2021 года экспорт продукции отечественных свиноводов превысил 69 тыс. тонн (плюс 30% к аналогичному периоду 2020 года), при этом ключевым импортером впервые стал Вьетнам, на который пришлось более 50% российского экспорта: поставки в эту страну выросли в пять раз и превысили 36 тыс. тонн. Лидер прошлогоднего рейтинга — Гонконг — опустился на четвертую строчку, сократив закупки мяса из России на 63%.
По оценкам генерального директора Национального Союза свиноводов (НСС) Юрия Ковалева, переломным для отрасли стал 2018 год: Россия достигла 100% самообеспеченности, а еще в 2012 году была импортером № 1 в мире по этому мясу.
В 2019-м экспорт свинины впервые превысил импорт — страна стала нетто-экспортером, а в 2020 году Россия вошла в топ-10 мировых экспортеров свинины.
Продолжат ли экспортные поставки играть ключевую роль в развитии отрасли и с какими вызовами она столкнется в ближайшее время?
Свинья как драйвер
По данным экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр», производство мяса всех видов в РФ за последние пять лет возросло на 18% (на 1,7 млн тонн). В 2020 году в стране произвели 11,2 млн тонн мяса в убойном весе, на 3,4% больше, чем в 2019 году. Основной драйвер — свинина (прирост 8,9%). Для сравнения, птица и говядина — всего по 0,3%. А баранина, например, по итогам года показала падение на 0,9%. По оценкам АБ-Центра, «прирост производства свинины во многом обеспечен за счет высвобождения существенной доли рынка, ранее занятой импортной продукцией: импорт свинины в 2020 году по совокупности факторов практически полностью прекратился».
По словам Юрия Ковалева, производство свинины в 2020 году составило 5,5 млн тонн в живом весе, из них 4,8 млн тонн выпустили крупные сельхозпредприятия:
— По сравнению с 2019 годом общий прирост превысил 445 тыс. тонн в живом весе (350 тыс. тонн в убойном), что почти в два раза больше. Объем производства компаний топ-20 вырос на 476 тыс. тонн, а их доля — более чем на 3%, теперь она составляет — 71%. В числе лидеров — Мираторг, Великолукский свиноводческий комплекс, Русагро, Черкизово, Сибагро и т.д.
— В ближайшие пять лет сельхозпредприятия увеличат производство свинины до 6 млн тонн ежегодно. При этом предприятия топ-20 к 2024 году увеличат ежегодное производство на 66% по сравнению с 2019-м, суммарный прирост за этот период составит около 1,9 млн тонн, а их доля вырастет до 80%
По информации НСС, за последние шесть лет ежегодное потребление свинины из-за снижения цен возросло более чем на 0,7 млн тонн: «Снижение оптовых цен на 10% в первом полугодии прошлого года, а также “ковидные” факторы (отсутствие выездного туризма; денежные выплаты населению; формирование денежных запасов населения из-за отсутствия расходов на предметы длительного пользования в условиях экономической неопределенности) обеспечили увеличение потребления свинины на 4,4% — до 4 млн тонн по итогам 2020 года». Сравните, потребление говядины в 2020 году сократилось на 2,1% — до 1,8 млн тонн, птицы на 1,3% — до 4,9 млн тонн. «Снижение цены стало большим испытанием для отрасли, эти 10% по году могли вылиться в потери порядка 50 млрд рублей, — анализирует ситуацию Юрий Ковалев. — К счастью, по итогам года средняя оптовая цена восстановилась и осталась на уровне 2019 года. Положительный тренд — потребление свинины выросло почти на 173 тыс. тонн, она стала единственным сегментом рынка мяса, где потребление увеличилось существенно, до уровня 27,9 кг на человека в год. Потребление всех видов мяса достигло уровня 76,5 кг на человека в год».
— В течение последних пяти лет доля свинины в структуре потребления мяса неуклонно растет, в 2020 году она достигла уровня 36%, что стало одним из наибольших значений за последние 30 лет, — рассказали в НСС.
Экспорт свинье товарищ
Еще один фактор роста — экспорт. «С 2018 года экспорт является одним из важных факторов роста объемов производства отечественной свинины с учетом того, что замещение импортной продукции уже состоялось: к 2021 году поставки из-за рубежа сократились практически до нуля. В настоящее время экспорт продолжает расти хорошими темпами, что, безусловно, будет способствовать стабилизации ситуации на внутреннем рынке свинины», — сообщили в пресс-службе группы «Черкизово».
По мнению руководителя Центра отраслевой экспертизы РСХБ Андрея Дальнова, значительный рост поставок за рубеж объясняется открытием новых экспортных рынков, в первую очередь на азиатском направлении, где на фоне вспышки африканской чумы свиней (АЧС) в Китае в 2018 — 2020 годах сохраняется дефицит местного производства.
— Экспорт продукции свиноводства вырос на 90%, превысив 206 тыс. тонн (344 млн долларов). При этом наиболее существенно (+118%) вырос экспорт свинины, доля которого от общего экспорта достигла 65%. Экспорт свиных субпродуктов увеличился (+45%) за счет восстановления объемов экспорта в Гонконг и Вьетнам, — констатирует глава НСС. — Важными точками роста стали рынки Монголии (+137%, 3,6 тыс. тонн) и Казахстана (+406%, 4,9 тыс. тонн). Экспорт во Вьетнам показал почти шестикратный рост (+462%, 63,4 тыс. тонн). По итогам 2020 года России удалось занять четверть рынка импорта Вьетнама, совместно с Бразилией она обеспечила почти 50% импорта в эту страну.
Продукция российских свиноводов традиционно широко востребована в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, отмечают в Центре отраслевой экспертизы РСХБ.
В начале прошлого года они составляли 50% в структуре российских экспортных поставок, а за первые четыре месяца 2021 года их доля увеличилась до 65%.
Всего в 2020 году более 20 стран импортировали свинину российского производства. При этом экспорт в четыре страны (Вьетнам, Гонконг, Украину и Беларусь) составил более 85% (178 тыс. тонн). «Для снижения рисков необходима дальнейшая страновая диверсификация», — подчеркивает глава НСС.
Отечественные игроки активно осваивают азиатские рынки. Так, одно из уральских предприятий компании «Сибагро» в марте 2021 года начал поставлять продукцию в Гонконг. Экспортное направление компания развивает с 2016 года, наладив сотрудничество с Белоруссией, в 2017 году — с Монголией, в 2019 году — с Вьетнамом. «В 2021 году список экспортных поставок расширился. Наш продукт востребован у восточных стран, что подтверждает долгое сотрудничество с Монголией и Вьетнамом: наших партнеров устраивают и качество, и цены. Конечно, есть некоторые нормативные формальности, которые сопровождают экспортные контракты. Так, мы получили разрешение на вывоз продукции в Гонконг в мае 2020 года, а отправить продукцию смогли только сейчас», — рассказал начальник отдела экспортных продаж Сибагро Георгий Чолокян.
— В ближайшие годы Россия увеличит поставки в страны Юго-Восточной Азии, пока локальное производство свинины в странах региона будет восстанавливаться до уровня 2017 — 2018 годов, а дефицит предложения будет сохраняться, — прогнозирует Андрей Дальнов. — Для российских производителей свинины рынки Юго-Восточной Азии выглядят наиболее перспективными с точки зрения логистики и спроса, так как на них приходится порядка 70% (7,5 млн тонн) мировых поставок свинины. В случае открытия Китая для поставок российской свинины объем экспорта может вырасти на 50% и более и превысить 300 тыс. тонн уже по итогам текущего года. Только в прошлом году экспорт в Китай составлял 32% всех мировых поставок свинины.
Глава Центра отраслевой экспертизы РСХБ убежден, что еще одним перспективным рынком сбыта для российских свиноводов станет Африка: «Отечественные производители мяса все активнее осваивают рынок африканского континента, поставки российской свинины увеличились в 25 раз до 674 тонн по итогам января — апреля 2021 года. В текущей структуре российского экспорта свинины африканские страны обеспечивают немногим менее 1% и в перспективе могут занять до 3 — 5%. Вслед за увеличением численности населения континента, которая сегодня составляет 1,3 млрд человек, растет и численность более платежеспособного среднего класса. Поэтому поставки мясной продукции на африканский континент становятся все более востребованными».
Экспортные перспективы и рост потребления свинины мотивируют крупных игроков открывать новые производственные площадки. Так, в Альшеевском районе Башкирии «Уральская мясная компания» (ГК «Таврос»; работает на рынке РБ более пяти лет, входит в топ-20 производителей свинины в России) в июне запустила комплекс мощностью 7,5 тыс. тонн свинины в живом весе в год. Объем инвестиций — 1,6 млрд рублей. «После выхода на полную загрузку на площадке планируют содержать 60 тыс. голов свиней, — сообщил глава РБ Радий Хабиров на своей странице «ВКонтакте». — Уже в конце августа заработает вторая площадка Уральской мясной компании в Белебеевском районе. В перспективе инвестпроект ГК «Таврос» объединит откормочные площадки и современный мясокомбинат. Его запустят в 2022 году. Там будут производить из собственного сырья 200 тонн охлажденного мяса и 100 тонн колбасных изделий в сутки».
По данным Минсельхоза РБ, общий объем инвестиций в реализацию проектов в Альшеевском и Белебеевском районах составит 3,2 млрд рублей.
Новая реальность для свиноводства
Эксперты обращают внимание игроков на то, что перспективы отрасли неоднозначны: производство свинины в первом квартале 2021 года продемонстрировало минимальный за последние 10 лет прирост.
«В 2021 году впервые за долгие годы отмечается сокращение производства мяса в России. Производство мяса всех видов в хозяйствах всех категорий в убойном весе составило 2,5 млн тонн, что, на 2,2% (на 57,5 тыс. тонн) меньше, чем за аналогичный период 2020 года. Сокращение производства может быть связано с высокой степенью насыщенности внутреннего рынка, а также ростом цен на корма», — комментируют итоги первого квартала специалисты АБ-Центра.
Глава НСС подтверждает негативный тренд: «Из-за резкого роста затрат на корма маржинальность бизнеса не только кратно снизится, но и может перейти в отрицательную зону».
По данным пресс-службы группы «Черкизово», ситуация остается напряженной — цены на зерно и другие кормокомпоненты продолжают расти, хотя и не такими темпами, как в прошлом году: «Тем не менее, согласно прогнозу НСС, цены на свинину во второй половине года будут снижаться. Это подталкивает производителей повышать эффективность, увеличивать загрузку мясоперерабатывающих мощностей, наращивать экспорт».
В первом полугодии 2021 года суммарный прирост производства свинины составил всего 2,1% — это самый низкий показатель за последние десять лет. Основная причина — комплекс эпизоотических проблем. «Россия ежегодно обеспечивает прирост производства свинины в среднем на 300 тыс. тонн. В этих условиях биологическая безопасность будет оставаться на первом месте. Текущая ситуация по распространению АЧС находится в критическом положении: страдают как личные подсобные хозяйства, так и мелкие, средние и крупные производители. Совместно с Россельхознадзором, ветеринарной службой и Минсельхозом бизнес прилагает все усилия, чтобы не допустить распространения АЧС. Наряду с АЧС тревогу вызывает и распространение других заболеваний, как, например, репродуктивно-респираторного синдрома свиней», — считают в группе «Черкизово».
Юрий Ковалев считает, что по итогам 2021 года отечественное производство свинины увеличится на 4 — 5% (150 — 170 тыс. тонн в убойном весе): «В связи с практическим “обнулением” импорта в 2020 году резервов по его снижению нет. В 2021 году из-за значительного роста предложения и ограничения ресурсов дальнейшего роста спроса (отсутствие возможности дальнейшего снижения импорта, низкая вероятность существенного роста экспорта, сокращение покупательной способности населения) цена должна была снизиться на 4 — 5% и составить порядка 95 руб./кг с НДС. Однако совокупность других факторов может сформировать цену на уровне 105 — 110 руб./кг».
— Резкое усиление конкуренции на рынках Вьетнама и Гонконга, а также отсутствие допуска на рынок Китая гарантирует, что даже при благоприятном сценарии экспорт продукции свиноводства останется на уровне 200 тыс. тонн (±10%), то есть не имеет существенных перспектив роста, — прогнозирует Юрий Ковалев. — В первом полугодии этого года экспорт свинины вырос лишь на 16%, хотя темп прироста упал в несколько раз по сравнению с 2020 годом. Причем основным и единственным фактором роста стал экспорт во Вьетнам. Его объем уже превышает 50% общего объема экспорта. Все другие направления экспорта имеют или отрицательную динамику, или незначительные объемы.
По мнению Юрия Ковалева, для российского свиноводства наступает новая реальность:
— В связи с достижением 100% самообеспеченности по свинине и продолжающимся ростом отечественного производства резко возрастает внутренняя конкуренция, из-за чего оптовые цены будут планомерно снижаться или как минимум не расти в условиях инфляции в ближайшие годы. Второй фактор — ускоренное развитие в последние два-три года экспортной инфраструктуры зерна создает условия для роста объемов его экспорта, превышающие темпы роста его производства, что практически гарантирует формирование высокого уровня цен на зерно на внутреннем рынке в среднесрочной перспективе (более 15 тыс. руб./т с НДС) даже с учетом мер таможенно-тарифного регулирования. Третий фактор — переход от импортозамещения к экспортной стратегии отечественного свиноводства означает наступление нового периода прямой жесткой конкуренции с мировыми грандами в экспорте свинины не только на защищенном внутреннем рынке РФ (пошлина 25%), но прежде всего на рынках Юго-Восточной Азии. Совокупное действие этих факторов придаст дополнительный новый импульс необходимости повышения эффективности и конкурентоспособности отрасли всеми имеющимися методами (снижение затрат, генетика, корма, ветпрепараты и т.д.).
Игроки сегмента говорят о необходимости поддержки со стороны государства.
«Господдержка российских производителей свинины могла бы быть в части предоставления субсидий на развитие генетической базы для снижения зависимости от импортного материала, а также на инвестиционные проекты по мясопереработке и на проекты в области экологии. Еще одним направлением поддержки государства может быть развитие отечественного производства ветеринарных препаратов и вакцин», — полагают в группе «Черкизово».
— Главными вызовами отрасли станут риск перенасыщения отечественного рынка свинины, открытие рынка Китая и других стран Юго-Восточной Азии для экспорта российской свинины как единственный шанс для радикального смягчения негативных последствий; значительное усиление консолидации продуктового сетевого ритейла; нарастание проблем, связанных с природоохранным законодательством в части, касающейся свиноводства, — итожит Юрий Ковалев.
Потребление свинины по итогам первого полугодия продолжает расти (+1,5%), хотя темпы роста кратно ниже, чем в первом полугодии 2020 года (+5,2%). «Высокий уровень внутреннего потребления свинины, который сформировался во втором полугодии прошлого года под действием COVID-19, продолжает быть актуальным, — отмечают в НСС.