Аналитический центр «Эксперт» и журнал «Эксперт-Урал» провели второе исследование, посвященное состоянию некоммерческого сектора и корпоративной благотворительности в период пандемии COVID-19. Год назад мы констатировали (подробнее см. «Сильные стали сильнее», «Э-У» № 43 — 44 от 26.10.2020), что коронавирус сильно ударил по благотворительному сектору — многим фондам и компаниям пришлось приостановить традиционные программы. В ответ на это сектор запустил процесс цифровой трансформации, частично перейдя в онлайн-формат. Самым неожиданным выводом стало то, что денег в некоммерческий сектор пришло больше и благотворительные бюджеты у многих НКО выросли. Еще один важный тренд — в работу благотворительных организаций активно включился малый и средний бизнес, встал вопрос о переориентации его на системную благотворительность. Выросло и число волонтеров. Вместе с тем многие сетовали на откат от программной деятельности в сторону распределения помощи нуждающимся.
В этом году мы снова опросили ряд участников исследования и экспертов, чтобы узнать, какие изменения произошли в их работе за прошедший год, сохранились ли выявленные тенденции, появились ли новые.
Тренды старые и новые
Нагрузка на сектор НКО в период пандемии сохраняется высокая. «Мы и до пандемии работали с большой нагрузкой, а в период изоляции у нас практически выходного дня не было, — вспоминает президент СОО «Аистенок» Лариса Лазарева. — Где-то с апреля и практически по сентябрь 2020 года мы превратились в небольшой “собес”: просьб о помощи стало больше, и мы сами развозили помощь, потому что люди не могли приехать к нам». Рост нагрузки и интенсивности работы отмечает и руководитель СРОО «Добровольческое движение “Дорогами Добра”» Валерий Басай. При этом, по его словам, был пересмотрен внутренний регламент: «До пандемии все сотрудники находились на стопроцентной очной работе, а сейчас нам самим выгоднее с некоторыми работать на дистанте, и новых людей принимаем с условиями дистанционной работы».
Несмотря на ограничения, участникам исследования удалось запустить новые проекты. «У нас две крупные линии работы, — поделилась руководитель медиацентра «УралДобро» Яна Смирнова. — Во-первых, мы развиваем в УрФУ проектное обучение: получились интересные сильные проекты со студентами. Во-вторых, сложилось несколько плодотворных коллабораций, в частности с администрацией Екатеринбурга (медиацентр стал муниципальным информационным ресурсным центром. — «Э-У»). Мы стали целенаправленно готовить материалы о действующих благотворительных проектах и размещать на портале “Екатеринбург.рф”, чтобы горожане увидели эту информацию».
В прошлом году многие отмечали откат от системной работы, как в некоммерческом секторе, так в корпоративных благотворительных фондах. Правда, некоторые эксперты, в частности исполнительный директор «Форума Доноров» Александра Болдырева, говорят, скорее, о переносе: системные проектные программы были заморожены по объективным причинам.
«Компании реагировали на запрос от местных сообществ, а запрос был на простые решения, которые в наше представление о красивой филантропии могут и не укладываться, — рассказывает она. — В крупных благотворительных фондах предприняты попытки проанализировать новые условия, чтобы адаптировать или трансформировать стратегию. Опыт прошлого года не потерян. Я знаю, что есть компании, у которых не было в пакете, например, программ медицинского характера, но они появились».
Системная благотворительность крупных компаний пока не вернулась на доковидный уровень и продолжает ориентироваться на адресную помощь, констатирует директор центра «Благосфера» Наталья Каминарская.
Малый и средний бизнес, волонтеры, которые в прошлом году начали помогать сектору НКО, в этом году по большей части остались, но есть ряд оговорок. «Волонтеры, включившиеся в работу в пандемию, уже не так активно помогают, потому что раньше многие работали на дистанте, а сейчас перешли на очную форму и уже не могут уделять время», — рассказывает Лариса Лазарева. Это «понятная история, когда кто-то включается, потом отключается, потом опять, может быть, включится. Новые люди появляются. Но в ситуации кризиса вовлеченность всегда выше, чем в спокойной ситуации», — аргументирует Александра Болдырева.
«Был эмоциональный резкий заход в прошлом году, многие люди, организации, которые никогда ни в чем не участвовали, в прошлом году нашли себя в сфере НКО. Не все они остались: люди устали или просто посчитали, что ситуация поменялась и государство многое взяло на себя. Государство тему волонтерства монополизирует, создавая новые структуры для его развития. И это убивает волонтерство как добровольное участие», — подчеркивает Наталья Каминарская.
Чтобы не лишиться рабочих рук, движение «Дорогами Добра» с 2000-х годов реализует технологию «базового якоря» — проект, за которым закрепляется группа волонтеров. «Мы не почувствовали потерю волонтеров», — говорит об эффективности подхода Валерий Басай.
На финансовой стороне деятельности пандемия не сказалась: пожертвований не стало меньше, «наоборот, люди помогали, взносы от физических лиц увеличились, увеличились предложения помощи, в том числе от бизнеса, как местного, так и московского», — рассказывает Лариса Лазарева.
Государство продемонстрировало, что это оно всех спасло, и многие компании посчитали, что раз спасло, то пусть и дальше спасает
Но и тут не обошлось без госучастия: «Государство продемонстрировало, что это оно всех спасло, и многие компании посчитали, что раз государство спасло, то пусть государство и дальше спасает», — отмечает особенность момента Наталья Каминарская.
Для расширения круга партнеров НКО разрабатывают новые инструменты. Одним из таких стали коллаборации — объединение возможностей НКО, бизнеса, граждан, государства. Это, по словам Яны Смирновой, один из трендов года. Примером такой коллаборации стало сотрудничество медиацентра «УралДобро» с екатеринбургской школой № 165: дети по своей инициативе стали онлайн-волонтерами.
Еще одно новое направление — развитие социального бизнеса, выпуск и продажа собственной продукции, выход на онлайн-платформы. На этом фоне возникает запрос на новые компетенции. Опытом поделилась директор АНО «Открытый Город» Анна Келещёва: «С 2018 года у нас работают мастерские. В феврале мы вышли с их продукцией на крупные маркетплейсы и начали стремительно эту историю превращать в бизнес с серьезной социальной составляющей. Отчасти это сделано для того, чтобы создать еще одну финансовую опору, постоянный финансовый поток, который позволил бы придать организации устойчивость. Сейчас мы стремимся к самоокупаемости».
Мир на проводе
Повседневная деятельность НКО переживает цифровую трансформацию: стали применяться системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-системы), онлайн-инструменты для совместной работы, социальные сети. «Мы четко поняли, что сейчас все коммуникации идут через социальные сети. Если до пандемии у нас много обращений было от человека к человеку, то в пандемию резко возросли роль и статус социальных сетей, оптимизировались контакты с органами власти, потому что многие из них тоже стали рассматривать возможность дистанционной работы», — перечисляет Валерий Басай.
Медиацентр «УралДобро» много консультировал НКО по переходу в онлайн: «У организаций, которые работают с молодежью, возникли вопросы по организации волонтеров, когда офлайн резко отменился, — рассказывает Яна Смирнова. — Эта тема осталась в тренде, все более-менее сориентировались и работают. Расширилось взаимодействие с молодежью онлайн».
Но в целом по сектору НКО ситуация неоднородная. Так, СОО «Аистенок» смогло перевести в онлайн только работу с приемными семьями — консультации. «Но все равно специалисты приходили помимо онлайн-консультации, работали с детьми напрямую», — говорит Лариса Лазарева.
«Всем давали деньги на цифровизацию. Кто-то смог не просто закупить оборудование и не просто создать СRМ-системы, а именно перестроить деятельность в цифре. Но есть ряд тематик и ряд организаций, которые в силу объективных причин не могут ничего сделать с цифровизацией, эта задача для сектора так и осталась нерешенной», — итожит Наталья Каминарская.
За прошедший год сектор НКО и корпоративная благотворительность проявили гибкость и адаптировались к работе в условиях пандемийных ограничений — появляются новые инструменты привлечения партнеров и средств, продолжается цифровая трансформация. Но сокращение активности волонтеров и обеднение населения создают угрозы для развития сектора, лишая его рабочих рук. Замороженной пока остается и системная работа.
Результаты исследования будут подробно представлены на конференции «Благотворительность на Урале: цифровизация сектора» 22 сентября этого года, а итоги конференции появятся в октябрьском номере журнала «Эксперт-Урал».