К охлаждению подготовиться

Ирина Перечнева
31 января 2022, 00:00

В этом году банковский рынок ждет умеренное снижение динамики бизнеса, максимально сильное влияние монетарной политики регулятора и ужесточение конкуренции за вкладчика

БОРИС ЯРКОВ
Читайте Monocle.ru в

11 января ВТБ повысил ставки в рамках базовых программ по ипотеке как для готового, так и строящегося жилья на 1 п.п., до 10,3%. Таким образом, ипотека перешагнула психологически важный барьер и снова вышла на двузначный уровень стоимости. Два года сегмент был драйвером банковской розницы. Что ждет банковский рынок в этом году, менеджеры региональных и федеральных банков обсудили за круглым столом «Банковский сектор Урала: итоги второго полугодия-2021 и контуры будущего», организованным журналом «Эксперт-Урал» и АЦ «Эксперт».

2021-й стал для банковской системы годом кредитного бума, что сильно выбивается из обычных сценариев посткризисного восстановления экономики. Статистических данных по итогам минувшего года в целом пока (на момент сдачи номера) нет, но, судя по результатам трех кварталов, внушительную динамику покажут все сегменты.

Бизнес в условиях высокой инфляции

По расчетам АЦ «Эксперт», портфель кредитов юридическим лицам увеличился на 9% по отношению к аналогичному периоду 2020 года. Однако экспертные оценки со стороны кредиторов указывают на неоднозначную ситуацию в бизнесе.

По словам заместителя управляющего по малому и среднему бизнесу Екатеринбургского офиса банка «Окрытие» Татьяны Парвадовой, в предыдущие годы портфель юридических лиц рос во многом благодаря спросу на рефинансирование и инвестиционные кредиты, а в 2021 году динамику обеспечивали в основном кредитные линии для пополнения оборотных средств. Эксперт видит в этом результат влияния внешних факторов на бизнес в начале пандемии, когда произошел разрыв производственных цепочек из-за введения локдаунов во всем мире:

— У компаний начался рост дебиторской задолженности, многие приостановили реализацию инвестиционных проектов. Добавился и другой фактор: компании взяли паузу в связи с ожиданием роста ключевой ставки. По нашим наблюдениям, в такой ситуации предприниматели пытаются решить проблемы покрытия кассовых разрывов не за счет кредитов, а путем договоренностей с партнерами и контрагентами о товарных кредитах или отсрочках. В редких случаях они рассматривают приобретение подешевевших активов в расчете на их будущую окупаемость за счет предполагаемого роста цен на товары и услуги.

Такая модель управления объяснима, поскольку менеджеры и собственники готовятся к ведению бизнеса в условиях высокой инфляции, когда можно покрывать кассовые разрывы за счет роста цен: это выгоднее, чем кредиты под 11 — 12% годовых.

Директор филиала СДМ банка в Екатеринбурге Ольга Шарушинская, напротив, видит среди своих клиентов компании, которые используют текущую ситуацию для развития: 

 — 2021 год для бизнеса стал тяжелым, выжили сильнейшие. Ряд бизнесов сократились или вынуждены были уйти, на многих рынках произошло перераспределение. Есть отрасли, которые существенно выросли в период пандемии: производство продуктов питания, упаковки и т.д. Большинство клиентов стараются укрепить положение на рынке. Конечно, банк стремится быть полезным клиентам для сохранения и развития их бизнесов. Мы видим, что с точки зрения оценок платежеспособности заемщиков у оставшихся игроков заметно меньше рисков, и мы можем профинансировать их инвестиционные проекты.

 Перераспределение произошло и в самом банковском секторе, как это часто бывает в кризис. Ограничения и карантины прошлого года на состоянии балансовых отчетов компаний отразились негативно, и многие по итогам года показали формальное падение выручки, а значит, такие компании не проходят по критериям надежности крупнейших банков и не могут получить там финансирование. По словам председателя правления банка «Кетовский» Евгения Кафеева, такие клиенты сейчас чаще всего идут в региональные банки:

— Показатели компаний по формальным причинам не укладываются в алгоритм крупных банков. Мы же можем детально разобраться в причинах падения выручки и видим, что системных рисков у этих заемщиков нет, ухудшение связано с общей ситуацией в стране, и такие компании могут качественно обслуживать кредит.

Ресурсы у региональных банков стоят дороже, говорит Евгений Кафеев, но предпринимателей устраивает, что объявленная ставка конечна:

— У нас нет скрытых комиссий, мы никогда не навязываем дополнительные услуги, например, страхование. А это означает, что компании могут сразу на входе рассчитать себестоимость и учесть эти параметры в бизнес-плане. Для небольшого бизнеса это довольно критичный момент, предприниматель хочет видеть понятные и прозрачные условия, чтобы не приходилось высчитывать затраты и искать в договорах подводные камни. Им просто нужно понимать, сколько они заплатят банку. Да, мы не можем соперничать с крупными банками по ставке, но клиенты готовы платить, когда они понимают, за что платят.

Портфель кредитов малому бизнесу в 2021 году, вероятно, покажет динамику на уровне 20%. Однако, в отличие от 2020 года, вес госпрограмм в этой динамике уже не так высок. Обновленная программа займов пострадавшим от коронакризиса отраслей ФОТ-3 оказалась не сильно востребована бизнесом. В отличие от первой программы поддержки занятости ФОТ-2, запущенной в 2020 году, сейчас государство предложило бизнесу возвратные кредиты, а не субсидии, сокращен перечень ОКВЭД, да и объем программы существенно меньше.

По общему мнению участников дискуссии, в этом году спрос на кредитные ресурсы со стороны бизнеса будет зависеть от общего состояния экономики, запуска стимулирующих программ и инфраструктурных проектов.

Конец дешевой ипотеки

Банковская розница, по предварительным данным, побьет все рекорды. По расчетам АЦ «Эксперт» за девять месяцев, кредиты физлицам в целом показали рост на 18,5%, а ипотечные — на 20,6% год к году.

По оценкам агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР), 2021 год стал самым результативным за всю историю российского ипотечного рынка. Уже по итогам января — октября объем выдач ипотеки составил 4,5 трлн рублей против 4,4 трлн рублей по итогам 2020 года. Главный двигатель сегмента — кредиты на покупку жилья в новостройках, рынок разогрели государственные программы льготной ипотеки и ажиотажный спрос на жилье.

Не последнюю роль в обеспечении динамики розничного портфеля сыграли настроения потребителей. Во втором полугодии прошлого года решения принимались на фоне новостей об изменении денежно-кредитной политики, отмечает директор по развитию розничного бизнеса СКБ-банка, руководитель образовательной программы магистратуры УрФУ «Финансы в цифровой экономике» Алексей Луценко: «Рост портфеля и выдач был вызван ожиданиями потребителей в отношении предстоящего роста процентных ставок. В таких ситуациях люди считают, что проценты по кредитным инструментам банков пойдут вверх и начинают быстрее совершать покупки, в том числе и с помощью кредитов».

Предположения потребителей оправдались. В начале декабря прошлого года ВТБ поднял ставки по ипотеке на 0,3 п.п., до 9,3%. До такого же уровня довел ставки и Сбербанк, с 6 декабря 2021 года поднявший стоимость кредитов на новостройки и на вторичное жилье на 0,5 и 0,2 процентного пункта соответственно. В начале этого года повышение ВТБ ставок до 11% завершило эпоху дешевых кредитов на рынке ипотеки. (Правда, в ВТБ подчеркивают, что ставки по кредитам на новостройки в рамках госпрограмм остаются на прежних уровнях: семьи с детьми смогут оформить жилищные кредиты от 4,7%, ставка по ипотеке с господдержкой сохраняется от 5,75%.)

Большинство аналитических групп ожидают охлаждения ипотечного рынка:

— В 2022 году рынок будет стремиться к равновесному состоянию, — отмечает в прогнозе управляющий директор «Открытие Research» Константин Енин. — Первичный рынок будет поддерживаться множеством сохраняющихся льготных ипотечных госпрограмм. В октябре 2021 года в 16 регионах России средний выдаваемый ипотечный кредит был меньше 3 млн рублей. Еще в 26 регионах сумма кредита была в пределах 3 — 3,5 млн рублей. То есть почти половина регионов страны укладываются в максимальный размер кредита по государственной программе льготной ипотеки. Следовательно, их жители все еще могут рассчитывать на субсидированную ставку по госпрограмме вплоть до середины 2022 года.

Бизнес готовится к управлению финансами в условиях высокой инфляции и пересматривает каналы пополнения оборотных средств

При этом практически все аналитики уверены, что на существенное снижение цен на жилье рассчитывать не стоит. Во-первых, нет предпосылок для уменьшения себестоимости строительства: инфляция прогрессирует во всем мире. Во-вторых, застройщики будут стараться сохранить рост экспонируемых цен, считает Константин Енин. По его мнению, для увеличения продаж они, скорее всего, задействуют совместные с банками программы, будут давать клиентам дополнительные прямые и скрытые скидки.

В совокупности это позволит снизить среднегодовую фактическую цену продажи квартир по отношению к уровням конца 2021 года на 3 — 5%.

В «Открытии Research» считают, что с учетом продолжающегося цикла повышения ключевой ставки наиболее вероятным сценарием станет сохранение ставок по ипотеке в диапазоне 10 — 12% на протяжении большей части 2022 года. Неизбежное удорожание повлияет на динамику выдач: спрос начнет возвращаться к относительно умеренным уровням допандемийных 2018 — 2019 годов, по оценкам, в 2022 году объем выдач может быть на 20 — 25% меньше показателей прошлого года.

Прогноз НКР также предполагает, что в 2022 году рынок не повторит прежних рекордов, но торможение будет мягким, снижение составит примерно 10%.

Тратить нельзя копить

Инвестиции в жилье в предыдущие годы росли во многом на фоне не слишком привлекательных условий для сбережений, что хорошо видно по статистике. По расчетам АЦ «Эксперт», за девять месяцев этого года объем срочных вкладов упал на 4,5%. Учитывая низкий уровень ставок по ипотеке и невысокую доходность по инструментам сбережений, люди предпочитали тратить, а не копить. Однако с ростом ключевой ставки повысится и доходность депозитов. Разворот в моделях уже наметился.

— Ставки по вкладам начали повышаться. К концу 2021 года появились предложения выше 9%. В статистике маркетплейсов за четвертый квартал прошлого года отмечается рост объемов привлечения средств во вклады, — отмечает Алексей Луценко. — Сейчас банки начнут удлинять вклады для того, чтобы выровнять процентные риски, в которые банки вошли в связи с ростом ключевой ставки. На рынке был определенный период, когда ставки по вкладам росли быстрее, чем по кредитам. В связи с этим банковский сектор сейчас испытывает давление на маржу и старается с этим бороться.

Однако простого повышения ставок и удлинения сроков, как в прежние периоды посткризисного восстановления, будет недостаточно. В последние годы банки научились зарабатывать комиссионные на транзакционной активности клиентов, и это может стать решающим при разработке новых стратегий, считает директор дивизиона Екатеринбург УБРиР Денис Бабушкин:

— Мы не разделяем некоторый оптимизм на рынке относительно роста срочных вкладов. По нашему мнению, упор, наоборот, сдвинется в сторону накопительных счетов, которые получили широкое распространение в последние два года. Банки сейчас заинтересованы не просто в привлечении средств на депозиты для обеспечения пассивной базы, как это было раньше, им нужны активные клиенты, которые могут постоянно совершать транзакции. Поэтому, скорее всего, получат распространение несколько другие продуктовые решения, например открытие накопительного счета, привязанного к карте. В этом случае, если клиент делает транзакции, он получает либо кешбэк, либо повышенные процентные ставки по накопительному счету. Возможно, появятся и новые маркетинговые решения.

Технодинамика

При реализации бизнес-планов по всем направлениям банковский сектор будет опираться на дальнейшую эволюцию технологий.

Значительная часть продаж продуктов уже происходит по дистанционным каналам, и это становится нормой. По наблюдениям заместителя председателя правления АО «Банк Оренбург» Александра Меркитанова, таким образом банковский сектор реагирует на спрос:

 — Клиенты все чаще обращаются к цифровым сервисам. Это обусловлено увеличением доли экономически активного населения, для которого использование цифровых каналов коммуникации стало органичным и объективно необходимым. Существенную роль сыграла и пандемия COVID-19. Ограничения, действующие в 2020 году, вынудили людей использовать дистанционные каналы, обеспечивающие получение необходимых услуг без посещения офисов.

В части внедрения технологий 2021 год по многим позициям стал прорывным.

Так, по мнению Алексея Луценко, индустрия довольно сильно продвинулась в построении маркетплейса: «Уже год на Московской бирже работает маркеплейс по вкладам. В ноябре прошлого года запущен банк кредитования и сейчас идет шлифовка процессов».

Сектор будет вынужден приспосабливаться к новым условиям привлечения внимания клиента, полагает Алексей Луценко: «На платформе главную роль играет ценовая конкуренция, клиент уже меньше будет реагировать на другие элементы, например бренд. И это меняет правила игры, раньше мы могли использовать элементы неценовой конкуренции, например, выбор клиентом отделения банка в шаговой доступности, теперь клиентский выбор максимально упрощается».

Банковские услуги в целом становятся проще и технологичнее. К примеру, сервисы переводов в Системе быстрых платежей (СБП) для физических лиц уже стали стандартом, и индустрия активно движется в сторону применения этих технологий для обеспечения расчетов между юридическими лицами. В частности, в начале этого года группа СКБ-банка запустила в пилотную эксплуатацию через СБП сервис переводов В2В.

По словам Алексея Луценко, индустрия сейчас обсуждает выход СБП за пределы Российской Федерации, и трансграничные переводы могут стать заменой классической системе переводов, которая традиционно используется потребителями для проведения таких операций со странами ближнего зарубежья.

У каждой группы банков своя стратегия в области цифровизации. Региональные кредитные учреждения в большинстве случаев не имеют возможности создавать собственные уникальные цифровые сервисы и, по словам Александра Меркитанова, реализуют такие проекты в кооперации с другими участниками экономической деятельности:

— За последние два года банк «Оренбург» запустил проекты, связанные с системой быстрых платежей и оплатой товаров с помощью QR-кодов. В декабре 2021 года была внедрена в промышленную эксплуатацию программа предоставления услуг с использованием единой биометрической системы и цифрового профиля. Совместно с министерством цифрового развития и связи Оренбургской области наш банк реализовал проект «Универсальная карта жителя Оренбургской области», который позволил обеспечить создание единого комплекса банковских и небанковских цифровых услуг.

В новом деловом цикле конкуренция за средства населения будет увязана с транзакционной активностью банковских клиентов 

Под давлением маржи и регулятора

Прогноз развития отрасли на этот год почти у всех аналитических групп умеренно позитивный.

По оценкам АКРА, 2021 год банковская система РФ завершит с рекордной чистой прибылью выше 2,4 трлн рублей, что в 1,5 раза больше результата 2020 года. Однако повторение рекорда в 2022-м маловероятно. По прогнозу агентства, чистая прибыль составит 2,1 — 2,2 трлн рублей, ожидается умеренное снижение маржинальности банковских операций. Предполагается, что влияние ужесточения монетарной политики Банка России на сектор достигнет максимума, при этом конкуренция за ресурсы для фондирования приведет к опережающему росту ставок по привлеченным средствам.

В НКР считают, что банки столкнутся с падением динамики роста бизнеса. Ключевая причина — резкий подъем ставок, исчерпание эффекта отложенного спроса на кредиты и высокая база 2021 года. Динамику потребительского кредитования будет сдерживать политика введения жестких ограничительных мер со стороны Банка России. По итогам — увеличение кредитных портфелей и доли комиссионных доходов. Среди негативных факторов — ожидаемое снижение маржи.