Негативный эффект от введения санкций в наибольшей степени ощутили экспортеры, поэтому сессия «О развитии экспорта предприятий Свердловской области» на прошедшем в Екатеринбурге форуме «Большой открытый диалог» собрала немало участников.
Ни денег, ни логистики
Прямые ограничения на поставки пока носят умеренный характер: ЕС запретил только импорт из РФ части сталелитейной продукции. Российские компании несут потери в основном из-за самоограничения иностранных партнеров, которые отказываются работать с контрагентами из России.
И касается это преимущественно компаний малого и среднего бизнеса. В последние годы многие предприниматели Свердловской области сделали разворот в сторону экспортно ориентированных моделей бизнеса, вложив в это направление финансовые и интеллектуальные ресурсы. Их усилиями регион вошел в десятку сильнейших по уровню развития несырьевого экспорта.
Сегодня компании вынуждены отражать удар кризиса на всех этапах экспортной сделки:
— На стадии исполнения экспортного контракта есть перебои с поступлениями валютной выручки — покупатели не могут произвести расчет из-за санкций в отношении банков или поставщиков комплектующих. Страдает логистика: невозможно получить груз с оплаченной продукцией или доставить груз по контракту. Сильно бьет по экономике экспортеров рост стоимости комплектующих в связи с падением рубля. Беспокоит предпринимателей доступность оборотных средств: валютной выручки нет, а часть банков приостановила рассмотрение заявок на кредиты, — называет проблемы заместитель министра инвестиций и развития Свердловской области Евгений Копелян.
Пока внимание государства сосредоточено на логистике и льготном кредитовании:
— Минпромторг анонсировал заключение соглашения с РЖД о льготных тарифах для экспортеров по определенным направлениям (Иран, Пакистан, Китай). Возобновляется грузовое паромное сообщение по направлению Турция, принято решение по льготному финансированию государственных лизинговых компаний, ведутся переговоры с банками на предмет льготного финансирования предприятий-экспортеров по ставке 11%. Принято решение о компенсации до 80% транспортных затрат по доставке экспортных грузов, — перечисляет заместитель министра промышленности и науки Свердловской области Наталия Мартынова.
Власти региона также пытаются снизить давление на бизнес:
— Больше всего запросов поступает относительно стоимости заемных ресурсов. Программы фонда привязаны к ключевой ставке, проработаны условия по новой продуктовой линейке, где ставка по большинству займов составила 15%. Еще один опробованный финансовый инструмент — списание процентов по действующим займам фонда. Вполне вероятно, будет введена реструктуризация займов на определенный период, — рассказывает замглавы Мининвеста о мерах со стороны Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства.
Требуется анализ новых рынков
— Традиционная география поставок меняется, и предпринимателям требуется маркетинговый анализ новых рынков, а это большие затраты, — подчеркивает насущную проблему Евгений Копелян.
Фонд активно собирает информацию о новых рынках, рассказывает руководитель центра поддержки экспорта СОФПП Татьяна Лагунова.
— Сами предприниматели не ждут, пока все рассосется, не слушают прогнозы оптимистов о том, что скоро санкции начнут отменяться. Их можно понять: каждый день простоя — это потери. Поэтому они постоянно просят нас помочь зайти на другие рынки, — говорит президент Уральской торгово-промышленной палаты (ТПП) Андрей Беседин.
Тем более что на этом пути экспортеры, помимо системных ограничений, сталкиваются и с новыми административными барьерами. Так, 9 марта правительство приняло постановление № 311, в соответствии с которым экспортер должен предъявить на таможне сертификат СТ-1.
— Страна вынуждена вводить контрмеры в ответ на санкции, поэтому было принято решение ограничить поставки некоторых видов товаров. Ограничения потребовали нового контроля со стороны государства, в том числе через ФТС, — объясняет Андрей Беседин. — ТПП является той организацией, которая выдает сертификаты. Мы, понимая важность проблемы, выдаем их за два дня. (Впрочем, уже после мероприятия стало известно о расширении перечня документации, которая может быть использована для подтверждения российского происхождения товара.)
Коммерческий директор НПО «Экспериментальный завод» (единственный в СНГ производитель камнерезного оборудования) Андрей Гармс относится к тем экспортерам, груз которых постановление 311 догнало в дороге:
— ТПП отработала задачу в течение двух дней. Но нам сказали, что «это пока», потом возможно будет дольше и дороже. Не хотелось бы…
Предприниматель столкнулся со всеми проблемами экспортера в кризис:
— У нас месяц стоят два эшелона с экспортными грузами на Автово до Санкт-Петербурга. Уже 28 февраля мы начали поиск альтернативных поставщиков, до этого закупали комплектующие в Италии, Австрии, Швейцарии. Пришли на биржу импортозамещения, но оказалось, что три позиции отсутствуют вовсе… Нужен какой-то другой инструментарий на предмет того, как помогать с комплектующими. Есть иллюзорная надежда на Китай, но профессионалы знают, что это будет непросто: цены не меньше, качество ниже, а сроки доставки — большая головная боль.
С текущими ограничениями Андрей Гармс так или иначе справляется, но ответа на вопрос, как конкурировать на новых рынках с нашим уровнем доступности оборотных средств, у него нет:
— Сейчас идет большая битва за Африку. Я четыре года осваивал этот регион, пробивался туда всеми возможными способами. Долго убеждал партнеров работать на условиях 100% предоплаты, в итоге они согласились на 20%, некоторые на 40% предоплаты. А сейчас они мне говорят: «Мы будет работать с вами только на условиях оплаты по факту при наличии машины в Африке». Оказывается, китайские компании, как только началось введение санкций, поставили в страну, которую я хотел сделать базовым регионом,15 машин за счет государства! Мгновенно! Наши рынки для технологичной продукции известны — Африка и Ближний Восток. Как бы ни складывалась ситуация, в Европу нас не пустят, итожит предприниматель. Поэтому нужна программа, в соответствии с которой мы будем осваивать новые рынки.