Аудит меняет ландшафт

Санкции выведут с рынка международные компании, а регуляторные новации — мелких игроков. Шанс на прорыв получат средние технологичные аудиторско-консалтинговые группы

pixabay.com
Читайте Monocle.ru в

Аналитический центр «Эксперт» подвел итоги ежегодного исследования аудиторско-консалтинговых компаний Урала и Западной Сибири. На этот раз анкеты для участия в исследовании предоставили 14 компаний, почти все они принимают участие в исследовании пять лет подряд и более.

По итогам 2021 года лидерство в рейтинге традиционно держит компания «Авуар» (26,4% суммарной выручки), на второй позиции — «ЮКей» (13,8%), тройку также традиционно замыкает Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право» (12%). Самую высокую динамику выручки не первый год показывает тот же «Авуар»: компания нарастила доходы почти на четверть. При этом с отрицательной динамикой выручки год закончили шесть участников исследования, да и в целом темпы роста отрасли замедлились.

Тем не менее суммарная выручка участников рейтинга аудиторско-консалтинговых компаний выросла по итогам 2021 года на 6,8% (все данные — год к году, если не указано иное) и составила 936,1 млн рублей. Общие доходы от аудиторских услуг достигли почти 300 млн рублей, 32% от совокупной выручки аудиторско-консалтинговых компаний, и это самый низкий показатель доли аудита в совокупной выручке участников рейтинга за последние пять волн исследования.

Аудит образца 2021-го

Общий аудит — традиционно ведущая практика, в 2021 году на него пришлось 93,3% совокупной выручки от аудита (279,7 млн рублей), это почти 30% суммарной выручки компаний-респондентов. Динамика доходов от этой практики составила 3,2%.

На аудит финансовой сферы в совокупной выручке пришлось 2%, в выручке от собственно аудита — 6,7%, участники исследования показали темп роста этой практики на уровне 13,7%.

Доля услуг в области МСФО составляет 7,5% в совокупных доходах от аудиторских услуг: семь компаний-участниц рейтинга, оказывающих эти услуги, заработали на них на треть больше — 22,65 млн руб­лей. При этом 36,9% совокупной выручки от практики пришлось на «Екатеринбургский Аудит-Центр», 24,7% — на «Новый аудит», замыкает тройку «ВнешЭконом­Аудит» (18,4%). Наиболее востребованной услугой в области МСФО остается аудит: на него пришлось 81% совокупной выручки от практики. Спрос на услуги по трансформации отчетности и консалтинговые услуги существенно ниже: 9,9% и 9% от совокупной выручки услуг в сегменте соответственно. Услуги по оценке для целей МСФО участники рейтинга в 2021 году не оказывали.

В разрезе клиентов структура выручки практики по МСФО следующая: 54% приш­лось на услуги, оказанные промышленным предприятиям и компаниям нефинансового сектора, 45,5% — на услуги банкам и инвестиционным компаниям. Услуги страховым компаниям в прошедшем году участники рейтинга не оказывали.

Среди практик консалтинга более всего прибавили консалтинг финансовый (+20,5%) и налоговый (+11,4%). Юридический и производственный, напротив, просели, на 6,7% и 24,2% соответственно. Ведущие позиции у консалтинга финансового (27,1% совокупной выручки), налогового (14,9%) и юридического (11,9%).

Кадровый состав участников рейтинга вырос: численность специалистов, состоящих в штате, увеличилась на 12 и составила 447 (+2,8%), в том числе численность аттестованных аудиторов в их штате составила 166, из них единый аттестат имеют 58. Среднее значение аттестованных аудиторов среди участников — 12 (в прошлом исследовании мы фиксировали цифру 11), с единым аттестатом — 4 (годом ранее 3,4). Средняя выручка на одного специалиста за год составила 1,87 млн рублей.

Российский рынок аудиторских услуг отличается сильной географической концентрацией. С 14 апреля 2022 года Минфин прекратил ведение реестра аудиторов. Эта функция передана саморегулируемым организациям (СРО), а сейчас на рынке одна СРО аудиторов — ассоциация «Содружество». По ее данным, в целом по России на начало мая 2022 года действовало 3255 аудиторских организаций. При этом чуть более трети всех аудиторских компаний приходится на Москву: здесь зарегистрировано 1109 организаций страны, в Санкт-Петербурге — 314 (9,6%), в Московской области — 125 (3,8%). На территории Урала и Западной Сибири работают 383 компании, это 11,7% от общего числа аудиторских компаний в стране. Из них 105 — в Свердловской области, которая занимает четвертую позицию по числу аудиторских организаций среди субъектов федерации, 55 — в Челябинской области, по 51 — в Пермском крае и Тюменской области, 49 — в Башкортостане. Меньше всего аудиторских организаций на территории Большого Урала и Западной Сибири в ЯНАО — всего три.

Кто-то теряет, а кто-то находит

Рынок аудита вот уже второй год находится под влиянием законодательных новаций. От деклараций и дискуссий государство перешло к решительному реформированию отрасли. С 1 января 2021 года изменены критерии для предприятий, которым необходимо обязательное подтверждение отчетности: минимальный объем выручки увеличен с 400 млн рублей до 800 млн рублей, а размер активов бухгалтерского баланса — с 60 млн рублей до 400 млн рублей. Кроме того, законодатель ввел норму о наличии не менее трех аудиторов, устроенных в аудиторскую компанию по основному месту работы. Еще одна важная новация — запрет индивидуальным аудиторам на проведение обязательного аудита.

— В прошлом году многие эксперты прог­нозировали снижение спроса на аудит в связи с изменением критериев обязательного аудита и, соответственно, отменой необходимости его проведения для целого ряда российских компаний, — говорит генеральный директор ГК «ВнешЭконом­Аудит» Светлана Киселева. — Определенно это оказало влияние на рынок аудиторских услуг, прежде всего на изменение структуры заказчиков.

И это еще не все шаги реформы. Аудиторским компаниям, которые оказывают услуги общественно значимым организациям, с 1 января 2023 года предписали иметь в штате уже не менее пяти работников. Через полгода отрасль ждут изменения в части организации надзора. С 1 января 2023 года общий реестр всех аудиторских компаний будет вести СРО, отдельный реестр компаний, которые подтверждают отчетность банков, инвестиционных и страховых компаний, — Банк России, а реестр компаний, ведущих аудит общественно значимых организаций, — Федеральное казначейство.

— Новации ударили преимущественно по небольшим аудиторским организациям, — указывает на результат реформирования отрасли заместитель директора по развитию ГК «Авуар» Максим Левченко.

— На мой взгляд, все реформы в совокупности направлены на очищение рынка от непрофессиональных аудиторских услуг, — отмечает директор аудиторско-бухгалтерской компании «Счетовод» Юлия Мазеина. — С рынка постепенно уйдут маленькие аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы, которые предлагали клиентам снизить издержки на аудит за счет проверки «с прикрытыми глазами» только ради положительного аудиторского заключения.

По словам Юлии Мазеиной, такие аудиторские компании, демпингуя, сильно тормозили развитие отрасли: «Это оказывало негативное влияние на качество бухгалтерской отчетности. Некачественная аудиторская проверка ведет к сокрытию серьезных ошибок в бухгалтерии, появляется искаженная информации о финансовом и хозяйственном состоянии компании, что впоследствии приводит к проблемам в бизнесе».

Именно поэтому Юлия Мазеина рассматривает изменение критериев для прохождения обязательного аудита в позитивном ключе, хотя это и привело к временному сокращению клиентской базы: «Компании малого и среднего бизнеса, которые экономили из нужды, освободили от этой статьи расходов».

Максим Левченко уже видит изменения в характере спроса на аудиторские услуги: «Аудит стали заказывать не “для галочки”, а для работы с внешними пользователями, то есть инвесторами и акционерами».

Юлия Мазеина также отмечает рост спроса на инициативный аудит, причем в сложный 2020 год: «Стремление сократить расходы в коронакризис стимулировало предпринимателей вложить средства в аудиторскую проверку, чтобы избавить бизнес от проблем с бухгалтерией, оптимизировать налоговую нагрузку, избежать дополнительных расходов».

Безусловно, усиление регулирования приведет к росту себестоимости услуги. Сильных игроков поддержит автоматизация, многие уже инвестировали большие ресурсы в организацию бизнес-процессов с помощью современных технологий, констатирует Максим Левченко: «Это позволило сбалансировать рост затрат на исполнение регуляторных требований через повышение производительности труда».

Однако такие проекты требуют ресурсов, и возможности применять технологии появятся только у успешных участников рынка. И это еще один фактор, который в совокупности с изменением регулирования приведет к консолидации рынка аудиторских услуг.

— Отрасль ждет перераспределение, — прогнозирует Юлия Мазеина. — Маленькие фирмы и индивидуальные аудиторы постепенно примыкают к более крупным компаниям, продавая бизнес или интегрируясь на других условиях. Хорошие аудиторы, которые ищут работу после ликвидации прежних мест работы, приходят в крупные компании, которые наращивают штат. Сейчас идет борьба между аудиторскими компаниями за место под солнцем. Кто-то сможет масштабироваться и оказывать услуги на новом уровне, а кто-то просто уйдет с рынка

Консалтинг, вперед

Однако только одной перестройки организации аудита для успеха в этой борьбе недостаточно. Акцент аудиторско-консалтинговых групп уже давно смещается в сторону консалтинга, и, по мнению генерального директора компании «Инвест-аудит» Егора Чурина, 2022 год покажет, кому удалость создать основу для роста за счет консультационных направлений: «Компании, которые нарастили компетенции в дополнительных услугах, и будут определять ландшафт рынка. А те, кто остались на старых рельсах и шаблонах, начнут терять позиции».

— В прошлом году в период экономической нестабильности нашим клиентам нужна была помощь в поиске резервов для повышения рентабельности бизнеса, оптимизации затрат и налоговой нагрузки, построении налоговых конструкций. Мы смогли удовлетворить этот запрос, поэтому, несмотря на законодательные изменения и реальное ухудшение экономического положения многих российских предприятий, наша компания в 2021 году продемонстрировала рост выручки, — подтверждает глава ГК «ВнешЭкономАудит».

По наблюдениям Максима Левченко, сейчас клиенты обращают большое внимание на компетенции консультантов в сфере ИT-консалтинга и автоматизации учетных процессов: «Оперативность учета в кризисные периоды особенно важна. Довольно высоким спросом пользуются услуги при реализации сделок слияний и поглощений.

В 2021 году определенную заинтересованность в консалтинге проявляли технологические стартапы, перешедшие к коммерциализации разработок».

Руководитель группы компаний «Парт­нерство Маминой» Ирина Мамина связывает рывок консалтинга еще и с активным реформированием российского бухучета: «В 2022 году введены сразу четыре новых федеральных стандарта бухучета (ФСБУ), компаниям нужны консультации, обучение, помощь в проверках расчетов при переходе на новые стандарты. Думаю, что эти услуги будут также актуальны и в дальнейшем, так как новая программа Минфина по разработке ФСБУ рассчитана до 2026 года».

Много запросов, по словам Ирины Маминой, также от клиентов по организации учета гособоронзаказа: «Компаниям нужны аудит раздельного учета, обучение, постановка системы учета и комплаенс-контроль по ГОЗ».

Время средних и технологичных

Новый кризис в экономике отрасль стороной не обойдет. Не удастся избежать снижения выручки и повышения затрат, считает, например, финансовый директор консалтинговой компании «ЮКей» Татьяна Милицына. Могут сильно измениться объемы и характер запроса на услуги, полагает Егор Чурин:

— Рынок, конечно, будет реагировать на кризис, вызванный политическими событиями. Аудиторско-консалтинговые компании зависят от финансового положения своих клиентов, и не у всех это положение будет стабильным. Кто-то будет резать бюджеты, где-то будет происходить перегруппировка. Вполне вероятно, мы увидим снижение спроса на классический аудит, однако на определенные виды консалтинговых услуг, которые обычно используются в кризис, спрос будет расти. И здесь в лучшем положении окажутся игроки, в линейке услуг которых есть такие пакеты.

Но главные изменения произойдут в связи с уходом тяжеловесов. На российском рынке аудита почти 30 лет доминировали крупные международные сети. Эта конструкция была в момент разрушена. Из-за введений санкций международные аудиторы «большой четверки» (PwC, KPMG, Deloitte и Ernst&Young) в феврале — марте приостановили работу в России, а их отделения продолжили работу независимо от материнских структур. При этом аудиторские компании «большой четверки» значительно сократили число вакансий в России и допускают увольнения сотрудников, увеличилось, по сообщениям СМИ, количество резюме от соискателей из этих компаний.

— Крупные аудиторские компании, утратившие международный статус, будут конкурировать в ценовой борьбе за клиента со средними аудиторскими компаниями. Это приведет к переделу рынка и возможной потере квалифицированных кадров у больших игроков аудиторской отрасли, — прогнозирует Максим Левченко.

— Крупные российские рыночные структуры и системообразующие государственные заказчики работать с представителями западных компаний явно не будут. Их клиентская база в любом случае существенно перераспределится. Наверное, результат этой конкуренции ощутят клиенты — цены на услуги в сегменте, которую обслуживала «большая четверка», приблизятся к российским реалиям. На мой взгляд, шанс для российских аудиторов все-таки будет, но при этом не стоит испытывать иллюзий, — описывает последствия трансформации рынка Егор Чурин.

Юлия Мазеина связывает главный риск этого кризиса со снижением платежеспособности части клиентов: «Экономические потрясения ведут к снижению спроса на консалтинговые услуги за счет сокращения базы аудируемых лиц, которые из-за падения выручки могут перейти в статус малого бизнеса».

Татьяна Милицына рассчитывает, что эффект государственной политики распространится и на аудиторско-консалтинговый бизнес: «Факторами, увеличивающими выручку аудиторских компаний, на наш взгляд, будет нарастающее влияние государственных институтов и контроля со стороны государства за финансовой деятельностью бизнеса».

— Рынок аудита в 2022 году уменьшится, — предполагает Максим Левченко. — Перспектива роста есть у средних компаний за счет доли рынка, ранее контролируемой международными игроками. Преимущества будут у игроков, которые смогут продемонстрировать клиентам новые компетенции — импортозамещение в ИТ, консалтинг для формирования международной логистики в новых условиях, консалтинг по международному финансовому планированию и защите активов, привлечение финансирования в новых условиях, ценовую экспертизу проектов с учетом темпов инфляции.

При этом, по мнению Ирины Маминой, ведущим участникам не стоит забывать и о системный проблеме отрасли — кадровом голоде: «Сейчас ее усугубляет еще и полный паралич процесса аттестации новых аудиторов, в том числе молодых специалистов. Только глубокое реформирование системы экзаменов позволит сдвинуть с мертвой точки проблему кадрового голода».

— Существенного роста выручки по рынку не будет, — соглашается Егор Чурин.

— Но отдельные компании, которые занимались серьезно развитием технологий, клиентской базой, стартанут. Ведь с рынка уйдут и низкий, и высокий сегменты. Импульс получит в итоге средний сегмент рынка аудиторских услугу, так что в этом году отрасль ждут интересные изменения.

— Кризис — это прежде всего точка роста и новых возможностей, когда выживают сильнейшие, а сила в современном мире — это не столько превосходство в чем-то, сколько умение слышать и понимать потребности рынка и клиентов, — итожит Светлана Киселева.