Несмотря на разгар строительного сезона, цены на российском рынке стройматериалов летом пошли вниз. В целом, по данным Росстата, за первое полугодие 2022 года по сравнению с тем же периодом прошлого года стройматериалы подорожали почти на четверть (на 24,5%). Однако в июне уже отмечено снижение на 2% к маю, что дает повод говорить о некоторой стабилизации ситуации.
Летний парадокс
Больше всех подешевели древесностружечные и ориентированно-стружечные плиты — на 6%, также снизилась стоимость металлочерепицы — на 5,1%, доски обрезной — на 3,5%, ламината — на 2,1%, линолеума — на 1,9%, моек из нержавеющей стали — на 1,5%, красного кирпича — на 1%, еврошифера — на 0,7%.
Снижение следует рассматривать как ценовую корректировку, которой предшествовал ажиотаж из-за мартовской паники. Оно не связано с сокращением спроса на строительные материалы — потребности растут. Так, в субъектах РФ Урала и Западной Сибири за первое полугодие 2022 года значительно увеличились (к тому же периоду прошлого года) объемы вводимого жилья: в Пермском крае — в два раза, в Удмуртии — в 1,9 раза, в Тюменской области (включая ХМАО-Югру и ЯНАО) — в 1,6 раза, в Челябинской и Курганской областях — в полтора раза, в Оренбургской области — на 35%, в Башкирии — на 11%. Лишь Свердловская область показала скромный рост на 5,7%.
— На «Авито» в России наблюдается значительный рост спроса на стройматериалы: в первом полугодии этого года продажи поднялись на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — сообщил «Эксперт-Уралу» руководитель макрокатегории «Строительство и мебель» на платформе Илья Адамский. — Категория «Ремонт и строительство» с показателем на уровне 19 млн посещений в месяц входит в тройку самых популярных. Сейчас доля новых товаров в этой категории составляет более 80%, а число профессиональных продавцов превышает 180 тысяч. Причем впервые за два года некоторые категории товаров начали дешеветь. Например, снижение цен на щебеночно-песчаную смесь составило 54%, товары для строительства стен подешевели на 36%, общестроительные материалы — на 19%. Наибольшей популярностью среди товаров для стройки и ремонта у нас в этом году пользовались материалы для крепежа — их покупали на 93% активнее, чем в прошлом году. Продажи листовых материалов с прошлого года увеличились на 86%, строительных смесей — на 62%, электрики — на 61%. Чаще стали покупать материалы для отделки (на 59%), изоляционные материалы (на 54%), лаки и краски (на 43%). Практически не изменились с прошлого года продажи металлопроката (+3%) и кровли и водостоков (+2%).
Исключение составила разве что минеральная изоляция, объемы потребления которой на российском рынке за последние несколько месяцев значительно упали.
— Если в январе — феврале мы видели устойчивый рост, сохранение дефицита на наши продукты и наращивали производство, то с начала апреля потребление каменной ваты стало падать, — комментирует тренд руководитель направления «Минеральная изоляция» компании «Технониколь» Василий Ткачев. — Причин для снижения активности несколько. Во-первых, многие отрасли сегодня находятся под сильным давлением. Это и складская логистика, и торговые центры, пострадавшие из-за ухода западных брендов, арендовавших у них до 40% площадей, и ограничения работы кинотеатров (отсутствие зарубежных премьер и уменьшение зрительского трафика), поэтому строить ТЦ в ближайшее время будут значительно меньше. Во-вторых, сокращение спроса на рынке жилья замедляет темпы жилищного строительства. В-третьих, высокая инфляция в марте — апреле, а также неуверенность в завтрашнем дне и прогнозируемый рост безработицы заставили многих отложить планируемый ремонт квартир, дач и домов, что сразу сказалось на динамике продаж стройматериалов в сетях DIY. Но наиболее негативная тенденция в потребительских предпочтениях — это изменение бюджетов и предпочтение не самого эффективного, а самого дешевого теплоизоляционного продукта, что неизменно отразится на качестве строительства.
С марта 2022 сегмент минеральной изоляции перешел из дефицитного в профицитный, в связи с этим мы прогнозируем сокращение потребления минеральной изоляции во втором полугодии на 15 — 20% по сравнению с тем же периодом 2021 года. Общее падение за год может составить 10 — 13%. Однако рост возможен уже в 2023 году, когда все участники рынка адаптируются к изменениям и начнут реализацию проектов в новых условиях.
Другие эксперты, тем не менее, подчеркивают, что на большинстве строящихся в стране объектов недвижимости (как жилой, так и коммерческой) продолжаются работы, в связи с этим спрос на строительные материалы стабилен. Причем речь идет именно об отечественной продукции.
— Увеличился спрос на все виды стройматериалов, производимых на территории РФ, поскольку это снижает риск непоставки. В свою очередь спрос на импортные материалы снизился из-за большого количества ограничений и риска не получить товар, — отмечает генеральный директор архитектурного бюро «G5 Architects» Алексей Бравин.
Вместе с тем эксперт перечисляет виды стройматериалов, по которым критически высока доля зарубежных поставок: «Высокую зависимость от импорта показывает сегмент сложного инженерного оборудования. В сегменте производства лакокрасочной продукции, тепло- и гидроизоляции сохраняется высокий уровень зависимости от импортных компонентов. Риски остановки производства нивелированы открывшимися возможностями параллельного импорта. Это позволяет производствам оставаться на плаву до тех пор, пока достраиваются новые импортозамещающие мощности».
Ушли многие западные компании: например, производители сухих строительных смесей Holcim и Henkel, стекла — AGC и Guardian Glass, лакокрасочной продукции — Teknos Group Oy и Jotun. Не будет электрики АВВ, лифтов Otis, сантехники Geberit. Однако в большинстве случаев происходит не закрытие производства, а смена акционеров. Западные холдинги передают доли в производственных комплексах российским компаниям, меняется бренд. Хуже дела с сокращением поставок из стран Евросоюза. Но даже в таком сложном деле, как поиск и замена лифтового оборудования, найдено множество решений, говорит Алексей Бравин: «Параллельный импорт открыл для этого новые возможности. Российский рынок стройматериалов и оборудования остается привлекателен для многих азиатских и арабских стран. За прошедшие полгода российские специалисты по закупкам нашли множество аналогов по каждому из актуальных направлений».
Перпендикулярно импорту
По данным Алексея Бравина, импортозамещение в строительной отрасли началось еще в 2014 году, и власти добились результатов на этом направлении. С весны текущего года процесс стал еще интенсивней, новые производства появляются каждый месяц. Многие из них находятся на территории Уральского федерального округа.
С уходом ряда иностранных производителей на российском рынке не возникло дефицита стройматериалов. А когда для наших производителей закрылись западные рынки, им пришлось оперативно переориентироваться на внутренний спрос, что привело к снижению цен
Так, весной после 13-летнего перерыва возобновлено производство железобетонных конструкций в Качканаре. В восстановление завода новые собственники холдинга ПТЖБ, объединяющего заводы в Пермском крае и Свердловской области, вложили более 150 млн рублей. Среди выпускаемой продукции — железобетонные дорожные и аэродромные плиты, сваи, фундаментные блоки. В индустриальном парке «Курган Энергомаш» запущено производство полипропиленовых труб и латунных фитингов для инженерных трубопроводов водо- и газоснабжения. В Заречном (Свердловская область) открыл новый завод по производству полиэтиленовых труб «ИнПластПолимер», инвестиции в проект составили 250 млн рублей. Расширились производственные мощности Новотроицкого содового завода в Оренбургской области: известь с фракционным составом 10 — 40 мм пользуется спросом в строительстве, инвестиции в проект превысили 120 млн рублей. Компания «Металл Профиль Урал» открыла второй цех по выпуску металлосайдинга в Тюмени: цех включает две линии по производству металлосайдинга, линию большой резки металла и производство доборных элементов. В сентябре планируется открытие распределительного центра TDM Electric в Ревде (Свердловская область): компания планирует существенно расширить возможности на Урале и вкладывает в строительство производственно-логистического комплекса более 1,5 млрд рублей.
— Благодаря параллельному импорту решились вопросы с компонентами и сырьем, в том числе и для российских производств импортных брендов из дружественных стран. По такой же схеме решаются вопросы поставок импортных строительных материалов тех брендов, которые уже ушли из России, — подтверждает директор департамента фиброцементной продукции группы компании BF Tech (Екатеринбург) Яков Яланский. — Но стоимость и сроки ожидания увеличиваются порой в несколько раз. Поэтому сейчас самое время обратиться к отечественным аналогам, многие из которых по качеству не уступают импортным. При этом они всегда в наличии и по выгодным ценам. Несмотря на громкие уходы известных компаний, например, такой как Holcim, маловероятно, что рынок ощутит нехватку цементных смесей. Производства, оснащенные современным оборудованием, будут стремиться занять освободившиеся ниши. В рамках программы импортозамещения проводится ряд мер, в том числе и на государственном уровне. Новые финансовые условия (налогообложение, кредитование, ипотека) позволят укрепить позиции российских производителей, которые планируют расширяться и выводить на рынок новые категории товаров взамен ушедших. Предприятия наши работают на полную мощность, и в ближайшем будущем мы планируем расширить ассортимент продукции, представив новые виды фиброцементной черепицы, а также фиброцементного сайдинга. Важно также отметить, что фиброцементное производство (шифер, листы, трубы, неокрашенный сайдинг) полностью импортонезависимое — в качестве сырья мы используем хризотил, который добывают в Свердловской области. Оборудование — от партнеров из различных дружественных стран, с которыми у нас налаженные многолетние отношения.