Импортозамещение — ключевой приоритет Челябинской области в новых реалиях. Именно здесь создан центр импортозамещения, в сферу компетенций которого вошел широкий спектр задач по организации деятельности в условиях ограничений. Главная задача центра — эффективная кооперация между предприятиями по разным направлениям: он обрабатывает заявки производителей аналогов импортной продукции и предприятий, которые в них нуждаются.
В дополнение к федеральным мерам приняты решения о поддержке промышленного комплекса региона объемом финансирования в 1 млрд рублей. По словам губернатора Алексея Текслера, правительство Челябинской области прилагает максимум усилий для поддержки производителей импортозамещающей продукции.
Программа импортозамещения прежде всего стимулирует разработку собственных технологий, способных завоевать новых потребителей. Для этого есть все необходимые условия. Во-первых, челябинские предприятия обладают сильными компетенциями в ключевых промышленных отраслях: металлообработке, производстве стройматериалов, машиностроении. Во-вторых, традиционные программы льготного заемного
финансирования Фонда развития промышленности (ФРП), направленные на техперевооружение предприятий и организацию импортозамещающих производств, дополнены новыми инструментами невозвратного финансирования — субсидиями и грантами. В частности, по постановлению № 686 областного правительства можно возместить до 90% затрат на уплаченные проценты по банковским кредитам на пополнение оборотных средств (объем финансирования из федерального и областного бюджетов составляет 154,6 млн рублей).
Какие шаги необходимы для дальнейшего развития производства технологичной продукции в регионе?
Ориентация на отечественных производителей…
Один из основных механизмов развития импортозамещения — ориентация госкорпораций и крупнейших компаний на отечественных производителей. Регион активно налаживает партнерские отношения с Росатомом, Роскосмосом, Ростехом, РЖД. За последние полгода проведены встречи с такими гигантами, как Газпром и Сибур: с ними подписаны три дорожные карты и шесть соглашений. В частности, с Газпромом взаимодействуют восемь компаний. Три из них (ПГ «Метран», ГК «ТрубМет-УралШпунт» и «ЧТЗ-Уралтрак») обсуждают параметры сотрудничества на сумму 305 млн рублей. Еще три («ЭлМетро-Инжиниринг», УЗСА и «Нефть-Сервис») находятся на стадии заключения договоров на сумму 657 млн рублей. С «Сибур Холдингом» отношения развивают четыре предприятия, в том числе три («ЭлМетро-Инжиниринг», «ИТеК ББМВ» и УЗСА) обсуждают детали сотрудничества на сумму 145 млн рублей.
— Это реальный результат, — комментирует Алексей Текслер. — Укрепление сотрудничества промышленных предприятий Челябинской области с крупными отечественными корпорациями помогает создать благоприятные условия для развития в регионе производственного и научно-технического потенциала.
Региональное правительство предложило проработать механизм единой системы сертификации продукции для предприятий нефтегазового и топливно-энергетического комплекса, что позволит снизить затраты предприятий на сертификацию.
По мнению президента Союза производителей нефтегазового оборудования (ПНГО) Константина Радинского, для создания кооперационных цепочек в промышленности нужен долгосрочный заказ: «Союз ПНГО предлагает поддержать долгосрочное сотрудничество между хозяйствующими субъектами через предоставление налоговых льгот потребителям продукции. Имеются в виду вычеты по налогам по факту исполнения долгосрочных контрактов от трех до пяти лет».
Предприятия Челябинской области готовы замещать ключевую для ТЭК продукцию. Так, Озерский завод энергоустановок совместно с СКБ «Турбина» разработал инновационное электроснабжающее оборудование (блочно-комплектный агрегат питания нефтегазового АПН-18), предназначенное для автономного энергоснабжения объектов инфраструктуры. Это российский аналог американского Capstone C30.
И речь не только о ТЭК. Например, Челябинский кузнечно-прессовый завод (ЧКПЗ) запускает производство важнейшей импортозамещающей продукции — кассетных подшипников для железнодорожных вагонов и ступиц грузового автотранспорта. Объем инвестиций — 1,3 млрд рублей, при этом 949 млн рублей планируется привлечь за счет льготного займа ФРП. Завод намерен ежегодно выпускать до 75 тыс. двухрядных конических подшипников кассетного типа для букс железнодорожных вагонов и до 400 тыс. однорядных ступичных подшипников для грузового автотранспорта и специальной техники. Поскольку изготавливаться они будут из отечественных комплектующих, локализация составит до 99%.
— Мы давно и плотно сотрудничаем с ЧКПЗ. Это уже четвертый заем, который предприятие берет по различным программам и регионального, и федерального фондов. Выпуск внешних и внутренних колец буксовых подшипников был налажен на заводе в прошлом году как раз на средства предыдущего займа. Еще раньше предприятие успешно локализовало производство других комплектующих для подшипников, — рассказали в ФРП Челябинской области.
До конца 2022 года ЧКПЗ планирует запустить серийное производство осевых агрегатов для прицепной техники. По словам Алексея Текслера, такая продукция сейчас очень востребована: «Это напрямую касается импортозамещения и даже импортоопережения. Предприятие осваивает новые современные направления в автомобилестроении, здесь широчайшая номенклатура изделий. Помимо производства готовых изделий, ЧКПЗ изготавливает и средства производства. И этот сегмент активно расширяется».
Другой пример. Челябинская область — один из немногих регионов, обладающих компетенциями в производстве специализированного оборудования, в том числе кранового. Сейчас руководители многих предприятий, выпускающих грузоподъемную технику, заявляют о высоких рисках снижения качества и безопасности технического обслуживания зарубежной техники, в том числе кранового оборудования и башенных кранов, в результате ухода с российского рынка компаний-производителей. Парк таких машин в стране — более 10 тыс. единиц. Чтобы предотвратить несанкционированное стороннее подключение к ним через встроенную электронику и обеспечить своевременное обслуживание и ремонт импортной техники, необходимо заменить системы управления на ней российскими аналогами и начать самостоятельно разрабатывать и выпускать востребованное оборудование.
Регион может развивать оба направления. Здесь действует старейшее предприятие, которому в этом году исполняется 275 лет, — Нязепетровский краностроительный завод (входит в ГК «Жираф»). Это единственный в стране производитель башенных кранов, за последние десять лет разработавший и выпустивший 30 новых моделей. Вместе с Минпромторгом РФ правительство Челябинской области активно работает над тем, чтобы именно южноуральская техника была по максимуму задействована в больших федеральных стройках.
… и новые механизмы поддержки
Еще одно важное условие для развития производства технологичной продукции — широкий спектр мер поддержки. Среди новых региональных мер — предоставление предприятиям льготных займов областного ФРП по программам «Импортозамещение» и «Модернизация»; компенсация части затрат по уплате процентной ставки по банковским кредитам и займам на реализацию инвестпроектов и для пополнения оборотных средств; финансовая поддержка предприятий, осуществляющих НИОКР; субсидии участникам промышленных кластеров; возмещение части затрат предприятий на приобретение оборудования. Так, в рамках реализации программы «Импортозамещение» ФРП одобрил и выдал первый заем челябинской компании «Анеко». Предприятие реализует проект «Дооснащение производства в целях перехода на серийный выпуск устьевого оборудования для разработки и эксплуатации нефтегазовых скважин в условиях Крайнего Севера». Общая сумма проекта — более 53 млн рублей, из которых 27 млн рублей приходятся на льготный заем.
Генеральный директор «Анеко» Михаил Андрющенко говорит об эффективности региональных мер поддержки: «Проект, реализуемый с помощью регионального ФРП, поможет нам увеличить выпуск важного оборудования, например, устьевой моноблочной обвязки. Практически вся продукция, которую мы сейчас производим, является импортозамещающей. Изделия, которые раньше закупались в Италии или в США, теперь российские компании приобретают у нас».
На предоставление льготных займов региональному ФРП в 2022 году выделен 221 млн рублей, из которых 112,5 млн рублей предусмотрено в рамках Единой региональной субсидии. ФРП также продолжает возмещать до 50% затрат по проведенным НИОКР предприятиям, прошедшим конкурсный отбор. Например, Челябинский радиозавод «Полет» (входит в холдинг «Росэлектроника») благодаря новой мере поддержки компенсирует более 3 млн рублей, израсходованных на создание интеллектуальной системы мониторинга инфраструктуры аэропортов. НПО «Радиотехнические системы» (РТС), воспользовавшись господдержкой, вернуло более 4,5 млн рублей из средств, потраченных на разработку высокотехнологичного радиооборудования («Комплекс 734»).
— Безусловно, поддержка государством технологических компаний, в том числе гранты регионального ФРП по НИОКР, позволяет создавать новые конкурентоспособные на мировом рынке продукты. Мы, в частности, разрабатываем средства радиотехнического обеспечения полетов, что в конечном итоге гарантирует их безопасность в целом. В современных условиях, когда вводятся ограничения на иностранные технологии, иметь компетенции внутри страны возможно, только вкладываясь в научные исследования, обучая молодых специалистов, — оценил региональные инструменты поддержки генеральный директор «РТС» Александр Долматов.
— Новые актуальные меры в ответ на запросы бизнеса продолжают разрабатываться. Например, компании, производящие продукцию, необходимую для обеспечения импортозамещения, могут претендовать на льготную арендную плату на землю в размере 1 рубля. Перечень актуальных видов деятельности, подпадающих под его действие, был утвержден в конце августа, в их числе производство электрического оборудования, автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов. Основная задача — помочь предприятиям создать новые востребованные виды продукции, — итожат в правительстве Челябинской области.