Чтобы справиться с теневым рынком, нужен комплексный подход

Артем Коваленко
31 октября 2022, 00:00

Для эффективной борьбы с нелегальным оборотом табака необходима совокупность мер национального уровня — от контроля за перемещением табачной продукции по территории стран ЕАЭС до передачи части доходов от акцизов на сигареты в бюджеты регионов

АНДРЕЙ ПОРУБОВ

Доля нелегального табака на российском рынке в 2022 году составила 12,1%. Таковы результаты исследования Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК), охватившего более 1 тыс. населенных пунктов с населением 87 млн человек. Бюджетные потери, по данным ННЦК, составляют 76,2 млрд рублей (за первое полугодие 2022 года — 38,7 млрд рублей). Более 10 млрд рублей в год теряют добросовестные участники рынка розничной торговли. Основной источник нелегального табака — страны Таможенного Союза: их вклад увеличился по сравнению с прошлым годом с 6,7% до 7,5%. До 92% продукции, идущей из стран-членов ЕАЭС, — белорусского происхождения. Меры противодействия (обязательная цифровая маркировка, единая минимальная цена, лимиты на перемещение немаркированной продукции физическими лицами для личного потребления и т.п.) плюс эффективная работа правоохранительных органов существенно влияют на ситуацию, но переломить ее не в состоянии.

Участники рынка рассчитывают на скорейшее рассмотрение законопроекта о госрегулировании табачной отрасли, инициированного Минфином РФ. Кроме того, необходим постоянный диалог между представителями надзорных ведомств, институтов власти, табачной отрасли и общественных организаций. Одной из таких дискуссионных площадок стал круглый стол «Нелегальный оборот табачной продукции в Курганской области: риски роста и эффективные меры противодействия», организованный журналом «Эксперт-Урал» и АЦ «Эксперт».

Меньше законопослушного ритейла — больше контрафакта

Основные предпосылки нелегальной торговли табачными изделиями — в экономической составляющей: разница в ставках акцизов в России и странах ЕАЭС создает выгоду для нелегальной торговли на территории РФ продукцией, произведенной в ЕАЭС. Особенно это актуально для приграничных территорий, в том числе для Курганской области, которая, по сути, выступает «заградительным щитом» для контрафакта.

Первым заслоном на пути контрабандного табака становятся подразделения Федеральной таможенной службы. «В зоне деятельности Тюменской таможни выявлено более 46 тыс. пачек сигарет без маркировки. По сравнению с 2021 годом наблюдается снижение. Вполне возможно, что перемещение немаркированной табачной продукции осуществляется физическими лицами в пределах допустимых норм. А затем она вполне может оказаться в одном из торговых павильонов», — предполагает заместитель начальника Тюменской таможни Александр Воронов.

— Высокая доля нелегальной продукции объясняется тем, что Курганская область граничит с Казахстаном. И если таможня работает на границе, то мы пресекаем случаи реализации контрафакта, который уже попал на территорию региона. Проводим антимонопольное расследование, проверку, возбуждаем дела по недобросовестному конкурентному поведению и применяем штрафные санкции, — рассказывает руководитель Курганского УФАС России Татьяна Соболевская. — Работа идет в тандеме с таможней, которая информирует нас о случаях ввоза на территорию России незаконного товара. Мы можем применять меры вплоть до выдачи предписания об изъятии из оборота нелегальной продукции.

— В основном нелегальная продукция реализуется в небольших торговых точках. До вступления в силу моратория на проверки предприятий торговли в 2022 году мы проинспектировали 19 объектов, на которых обследовали 1028 пачек табачной продукции. На 16 объектах были выявлены нарушения. Изъято более 750 пачек табачной продукции. Дела были направлены в суд, который по каждому делу назначил штраф, а изъятую табачную продукцию постановил уничтожить. Кроме того, по материалам полиции возбуждено 72 дела об административном правонарушении по факту незаконного оборота табачной продукции. По результатам их рассмотрения судом на субъекты предпринимательской деятельности наложены штрафы на общую сумму 276,5 тыс. рублей, уничтожению подлежит почти 4 тыс. пачек нелегальной табачной продукции, — сообщил начальник отдела защиты прав потребителей Управления

Роспотребнадзора по Курганской области Данил Вильдяев. — Для сравнения, в 2021 году, когда моратория на проверки не было, мы проинспектировали 152 предприятия, в 110-ти выявили нарушения. Разъясняем предпринимателям, какая ответственность их ждет за реализацию табачной продукции, которая не соответствует требованиям технического регламента, продается без акцизных марок и без маркировки средствами идентификации. Предупреждаем потребителей об опасности употребления продукции, которая не проходит проверку качества.

— Нелегальный табак — это еще и огромная социальная проблема. Покупателями контрафакта нередко становятся несовершеннолетние. Там, где продают нелегальный табак, возраст покупателя никого не интересует. Запрет на продажу табака лицам до 18 лет, существующий в стране с 2001 года, игнорируется. Наши исследования это доказывают. Мы анализируем динамику доступности нелегального табака детям и подросткам в регионах России. Последние замеры сделали в сентябре этого года. Например, в Краснодаре и Ростове-на-Дону нелегальный табак несовершеннолетним продали во всех точках, которые участвовали в исследовании. Еще год назад ситуация была лучше.

Сейчас мы усиливаем в числе прочего наши обучающие программы для розницы вопросами нелегальной продукции, напоминая о запретах и ответственности за их нарушение, — подчеркивает председатель «Общественного совета по проблеме подросткового курения» Светлана Чернышова.

Президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов призвал надзорные органы взвешенно относиться к точкам продажи легальной табачной продукции:

— Раньше действовала рекомендация ВОЗ, что чем меньше легальных точек продаж, тем лучше. Оказалось, это не работает. Чем меньше законопослушного ритейла, тем больше процветает контрафакт. Иногда требования к объектам торговли носят абсурдный характер. Например, запрет на торговлю сигаретами в 100 метрах от учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта теряет смысл, если точку реализации с задним забором школы разделяет река или 8-полосное шоссе. Да, предприниматель теряет выручку, пусть и маржа на легальных сигаретах невысокая, но дело даже не в этом. Табак — важнейшая трафикообразующая категория товаров, он должен быть в ассортименте магазина. И если покупатель замечает, что сигарет в одной торговой точке нет или они

существенно дороже, чем в соседней, где торгуют контрафактом, он вообще перестает отовариваться у добропорядочного бизнесмена. Такая точка закрывается. Только потому, что торговала легальной продукцией и не нарушала закон. А жаловаться на соседей в контролирующие органы, УБЭП и Роспотребнадзор владелец павильона не пойдет, не будет тратить на это время.

Доходы от табачного акциза — в бюджеты регионов

По словам первого заместителя директора ННЦК Байсолта Хамзатова, доля нелегального оборота в Курганской области — 18,5%: «Это в два раза больше, чем в целом по Уральскому федеральному округу.

В рейтинге субъектов РФ по степени эффективности работы органов власти в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, который составляется по 15 показателям, Курганская область поднялась с 82 на 56 место. Прежде всего за счет выявленных административных правонарушений по итогам обращений населения. Выявлены нарушения в легальных точках продаж, возбуждены уголовные дела».

— По данным открытых источников и СМИ, за последние четыре года в Курганской области изъято почти 990 тыс. пачек нелегальной табачной продукции. Эта продукция находится в обороте таких розничных каналов реализации, как нестационарные торговые объекты, несетевые магазины, магазины шаговой доступности, и имеет один или несколько признаков нелегальности: реализация по цене ниже единой минимальной (по ценам 50 — 80 рублей за пачку), отсутствие на пачке обязательной маркировки средствами идентификации (цифрового кода DataMatrix) и специальной (акцизной) марки российского образца или предупреждения о вреде здоровью на русском языке, — рассказала управляющая по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Анастасия Беленкова.

— По результатам 2021 года Курганская область вошла в тройку лидеров среди субъектов РФ по объему изъятой и конфискованной табачной продукции. Это 5,3 млн штук сигарет. Постоянное повышение ставки акцизов способствует увеличению ценового разрыва между легальной продукцией и продукцией, поступающей из стран ЕАЭС, — считает и.о. заместителя директора департамента экономического развития Курганской области — начальника управления промышленности и транспорта департамента Сергей Горбунов.

— Необходимо продолжать работу по усовершенствованию системы правового регулирования на федеральном уровне, наращивать меры противодействия серому рынку.

— Ситуация в Курганской области меняется благодаря комплексной работе правоохранительных органов, например, в октяб­ре было уничтожено 50 тыс. пачек немаркированных сигарет. Чтобы закрепить положительную тенденцию, нужно передать часть доходов от табачного акциза в бюджеты регионов, хотя бы 10 — 15%, это мотивирует их на более активную борьбу с нелегальной продукцией. Такая инициатива обсуждается уже два года. Ее воплощение сможет изменить общественное мнение, потому что дополнительные доходы позволят увеличить зарплату бюджетникам, отремонтировать детские сады и школы.

И скорее всего, доходы федерального бюджета не уменьшатся, так как увеличится общий объем поступлений акцизов в связи с увеличением легальной продажи табака, — убежден председатель комитета по экономической политике Курганской областной Думы Евгений Кафеев. — Еще одной действенной мерой может стать отказ от повышения акциза на сигареты. Если он растет в РФ, но не растет в соседних странах, это создает почву для ввоза и распространения контрафакта. И люди будут его покупать, потому что их доходы не растут с такой быстротой, как акцизы.

— Акцизы поднимаются до такого уровня, что миллионы людей не могут позволить себе легальные сигареты. Государство рассчитывает, что они бросят курить, но этого не происходит, потому что на рынке есть нелегальный, дешевый товар. Потребителей контрафакта и контрабанды в РФ более 4 млн человек, — констатирует руководитель отдела по борьбе с нелегальной торговлей группы компаний «БАТ» Игорь Черкасский.

— С 12,1% доля может существенно увеличиться из-за того, что легальные сигареты подорожали на 25% с января прошлого года. Сейчас две трети стоимости легальной пачки составляют акциз и НДС, это около 90 рублей. Единая минимальная цена за пачку — 112 рублей, а контрабандные или контрафактные сигареты — 60 — 70 рублей. Буквально за несколько последних лет с нуля создан новый криминальный бизнес, которым занимаются крупные преступные группировки.

Эксперт считает, что необходимо принять жесткие санкции по отношению к экспедиторам и транспортным компаниям, которые используются как логистическое плечо для распространения нелегальных сигарет в России: «Нужно конфисковать транспортные средства, которые занимаются незаконными поставками. Из Белоруссии, например, контрабандный товар везут фурами. Маршрут понятен — трасса М1. Объемы тоже — это 60% от 1,5 млрд нелегальных пачек. Нужны меры».

— В России создан эффективный инструментарий, который позволяет вести действенную борьбу с нелегальным оборотом табака. Но каким бы совершенным ни было законодательство, все зависит от конечного правоприменения контрольно-надзорными и правоохранительными органами, — считает менеджер по работе с органами государственной власти JTI Россия Роман Трошкин. — Например, в июле этого был принят ФЗ-313, согласно которому сотрудники таможни наделены полномочиями самостоятельно останавливать транспортные средства максимальной массой 3,5 тонны и более вне зон таможенного контроля на всей территории РФ.

Раньше это допускалось лишь в ряде регионов, и в большинстве случаев речь шла именно о пунктах пропуска через таможенную границу. Теперь таможня может обеспечивать контроль на всей территории страны. Годом ранее была введена единая минимальная цена на сигареты, которая служит индикатором для выявления нелегальной продукции в рознице и может применяться правоохранительными органами для оценки стоимости ущерба, причиняемого в результате нелегального оборота. Кроме того, вступила в действие статья 14.53.1 КоАП, в соответствии с которой установлена ответственность за перемещение физическими лицами по территории РФ немаркированной табачной продукции сверх установленного лимита. Это очень важно, особенно для приграничных районов, где челночный метод завоза нелегальной продукции из стран-членов ЕАЭС был очень распространен и активно использовался для насыщения российского рынка нелегальной продукцией. Теперь лазейка

закрыта. Также принято постановление правительства РФ № 542 от 31 марта 2022 года, в соответствии с которым табачная и алкогольная продукция со следующего года будут включены в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей применения статьи 226.1 УК РФ, что позволит обеспечить более эффективное противодействие нелегальному ввозу табачной продукции из стран-членов ЕАЭС.

Нужна маркировка никотинсодержащих изделий

Эксперты также обратили внимание на проблему нелегального оборота на рынке изделий, которые содержат никотин, но не являются табачными: по мере роста рынка этой инновационной продукции растет и интерес к ней со стороны нелегального рынка.

— Примеры незаконного оборота табачной и никотинсодержащей продукции можно найти в таких ее видах, как табачные стики, одноразовые электронные сигареты, электронные системы доставки никотина (ЭСДН) открытого типа и жидкости для них, — пояснила Анастасия Беленкова. — В частности, по нашей продукции наблюдаем переток на территорию РФ стиков для систем нагревания табака, предназначенных для продажи в Казахстане и Армении. Основная причина такого перетока такая же, как и в случае с незаконным оборотом табачной продукции: существенная разница в акцизах, доходящая до 90%. Из-за нелегального оборота российский бюджет теряет десятки миллиардов рублей в год. Кроме того, при реализации такой продукции в рознице также есть ряд нарушений: упаковка табачных стиков не содержит информацию, являющуюся обязательной к нанесению в соответствии с российским законодательством. Ситуация усугубляется еще и тем, что отсутствуют обязательные требования по нанесению специальных марок на упаковки изделий из нагреваемого табака. Мы приветствуем и однозначно поддерживаем планируемое досрочное введение обязательной маркировки жидкостей для ЭСДН, в том числе безникотиновых, в картриджах, капсулах, а также в составе ЭСДН одноразового использования. Это важно с экономической точки зрения. Очевидно, что такое решение позволит обеспечить дополнительные налоговые поступления для государственного бюджета. По экспертным оценкам, введение полной прослеживаемости никотинсодержащих продуктов, прежде всего содержащих жидкости, может уже сегодня приносить более 15 млрд рублей дополнительных доходов в бюджет ежегодно, а усиленный контроль за их вводом в оборот позволит повысить качество и безопасность продукции на рынке.

— Обязательная маркировка различных типов никотинсодержащей продукции, которые широко представлены на рынке РФ, позволит полноценно бороться с серым рынком, — подтверждает руководитель Общероссийского движения АнтиДилер Денис Терсков. — В Курганской области заметна работа силовых структур, таможни, МВД по борьбе с нелегальными сигаретами. Мы видим положительную динамику по сравнению с другими регионами. Контрафактные сигареты есть, но в небольших количествах. А вот стиков без маркировки достаточно много.

Вызывает опасение и стремительный рост такой продуктовой категории, как жидкости для ЭСДН, одноразовые электронные сигареты или ЭСДН открытого типа. Объем рынка таких продуктов оценивается примерно в 1 млрд миллилитров.

— Сейчас ввоз никотина в ЕАЭС возможен на основании лицензии, выдаваемой уполномоченными органами стран-участниц ЕАЭС. На практике происходит обратное, когда никотин ввозится частными лицами без предъявления товара для таможенного контроля. Пользователи, производящие жидкость для ЭСДН открытого типа из высококонцентрированного никотина, не уплачивают акцизный налог, что приводит к недополученным доходам федерального бюджета. По оценкам экспертов отрасли, сумма недоплаты составляет около 13 млрд рублей ежегодно. На сегодняшний день принята большая часть законодательных мер по борьбе с нелегальной табачной продукцией, о которых говорилось в последнее время и к принятию которых также призывали представители отрасли. Чтобы не допустить дальнейшего роста объемов нелегальной продукции, важно сделать так, чтобы принятые законодательные нормы работали на практике в полной мере. Необходимо усиливать контрольно-надзорные и правоохранительные меры по пресечению нелегального оборота всей никотинсодержащей продукции в рамках действующего законодательства, — подчеркивает Анастасия Беленкова.