С гарантией в кармане

Ирина Перечнева
31 октября 2022, 00:00

После некоторого охлаждения в начале года портфель банковских гарантий набирает темп. Этому способствуют рост госзаказа и развитие технологичности сервиса

citra.press
Читайте Monocle.ru в

В первом полугодии текущего года портфель банковских гарантий, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», сократился на 11% к аналогичному периоду 2021 года.

Впрочем, авторы исследования говорят, что динамика портфеля гарантий подвержена ярко выраженной сезонности. Движение связано с госзакупками, поэтому традиционно наиболее активные выдачи гарантий наблюдаются во втором полугодии, а пик роста портфеля обычно приходится на конец года.

Однако на этот раз, как показали расчеты, сжатие портфеля в целом по выборке обусловлено уменьшением объема гарантий крупному бизнесу. Портфель неоднородных гарантий, сформированный крупными сделками, сократился на 12%, в то время как портфель однородных гарантий с меньшим чеком, выданных под обязательства МСБ, — всего на 5%.

Сезон кризиса

Заместитель управляющего банком «Открытие» в Свердловской области Татьяна Парвадова связывает сжатие портфеля прежде всего с тенденциями выдач коммерческих гарантий на фоне осложнения ведения внешнеэкономической деятельности: «Наш банк, например, стал внимательнее относиться к выдаче гарантий клиентам, ведущим внешнеэкономическую деятельность, так как в этом заложен потенциальный риск. Сейчас мы больше ориентируемся на поддержку гарантиями клиентов, которые преимущественно работают с внутренними контрактами».

При этом, по словам регионального управляющего Альфа-Банка в Свердловской области Елены Разумовской, нестабильная экономическая ситуация способствует росту спроса на этот продукт: «Заказчики по коммерческим контрактам просят предоставить гарантии обеспечения возврата аванса, исполнения контракта, поставщики просят от покупателей банковскую гарантию для предоставления возможности отсрочки платежа по договору за отгруженный товар».

Среди внешних факторов, формирующих спрос на гарантии в текущей экономической ситуации, директор по работе с корпоративными клиентами Росбанка в Уральском регионе Ирина Татар указывает на изменение условий расчетов по контрактам между партнерами, возможные сложности в получении денежного финансирования. Все это, по ее мнению, увеличивает спрос на документарные инструменты.

Гарантийный бизнес по-прежнему остается одним из наиболее привлекательных для банков еще и в связи с низким уровнем дефолтности, отмечает «Эксперт РА».

Государство заказывает

Со второй половины года динамика, по экспертным оценкам участников рынка, начала выходить в положительную зону.

Так, гарантийный портфель Альфа-Банка в Свердловской области за восемь месяцев этого года вырос, по данным Елены Разумовской, на 28% и превысил 1 млрд рублей.

Тренд во многом связан с возобновлением роста госзаказа, считает управляющая уральским филиалом АТБ Анастасия Савина:

— В жестких условиях кризиса компании ищут дополнительные источники дохода, предприниматели стали больше внимания обращать на сектор госзаказа. Для исполнения контракта по 44-ФЗ или 223-ФЗ требуется предоставление банковских гарантий. Чаще всего этим видом услуг в нашем банке пользуются клиенты из сферы строительства, торговли, поставщики оборудования, производственные компании.

В Росбанке, как правило, наибольшим спросом пользуются три вида гарантий, рассказывает Ирина Татар: «Во-первых, это гарантия возврата авансового платежа, в этом случае партнер по договору получает авансирование против предоставления гарантии от банка, требования к которому предъявляет другая сторона договора. Во-вторых, гарантия исполнения обязательств по контракту и, наконец, платежная гарантия, предоставляющая отсрочку платежа по договору».

По виду гарантий наибольшей популярностью пользуются банковские гарантии возврата аванса и исполнения контракта, говорит Татьяна Парвадова. По форме предоставления в числе фаворитов экспресс-гарантии: «Как правило, такого рода гарантии можно оформить и получить за три дня, требуется минимальный пакет документов, не нужны поручительство и залог, можно даже не приходить в отделение банка.

В “Открытии” такую гарантию можно получить со скидкой до 30% в сумме до 200 млн рублей сроком на пять лет».

— Основное преимущество экспресс-гарантии заключается в скорости принятия решений, — добавляет Елена Разумовская. — Срок выдачи гарантий в рамках экспресс-технологии составляет один-два рабочих дня, в нашем банке большая часть гарантий, выданных в 2022 году, были реализованы именно по средствам данной программы.

Гарантия на дистанции

Банки постоянно совершенствуют линейку банковских гарантий с помощью цифровых технологий. Абсолют Банк, например, запустил цифровую платформу А.Финанс: «Это позволило нам оформлять гарантии онлайн. Лимит устанавливается по минимальному пакету документов. В результате клиент всегда знает, на какую сумму он может выпустить гарантию и получает ее в считанные часы. При разработке сервиса мы учли требования законодательства, в том числе по электронному документообороту. Кроме того, мы изучили многочисленные реальные кейсы по коммерческим и госконтрактам. Наши клиенты и партнеры отмечают, что интерфейс для подачи заявок на нашей цифровой платформе максимально удобен и прост в использовании», — рассказывает заместитель руководителя Абсолют Банка в Екатеринбурге Екатерина Богатова.

Альфа-Банк в этом году практически полностью перешел, по словам Елены Разумовской, на безбумажный документооборот с налоговыми и таможенными органами: «Это позволяет автоматизировать процесс выдачи банковских гарантий.

В результате сокращаются затраты на подготовку и выдачу банковских гарантий, и, как следствие, это позволяет снизить ставки для клиента».

Технологической стороной новации в отношении этого продукта не ограничиваются. Абсолют Банк, к примеру, первым в России запустил банковские гарантии в юанях и тенге, говорит Екатерина Богатова: «Они оформляются так же быстро и просто, как и рублевые. Наши клиенты в Свердловской области уже активно пользуются этими продуктами».

Однако несмотря на высокий уровень технологичности, фактор квалифицированной поддержки клиентов в гарантийном сервисе играет большую роль, полагает Татьяна Парвадова: «Мы видим, что иногда сами клиенты, обращаясь за банковской гарантией, допускают ошибки или принимают на себя большие риски.

В этом случае задача сотрудника банка выступить в роли консультанта, оценить потенциальные риски для клиента и подобрать наиболее подходящий вариант решения именно его финансовой задачи».