В этом году туроператоры сформировали и предложили уральцам программы заграничного зимнего отдыха только в конце ноября. И это можно назвать главной особенностью предстоящего турсезона.
— Обычно к середине октября зимние программы, включая новогодние праздники, не только опубликованы, но и на 30 — 50% уже проданы конечному потребителю, — сообщил журналу «Эксперт-Урал» президент Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев. — Причина в том, что поменялась психология потребителя туруслуг и отпала необходимость за полтора-два месяца готовить программу — все равно никто ничего не купит из-за опасности, что будут введены новые запреты и ограничения. В итоге у потребителей сформировалась такая линия поведения, что они приобретают туры максимум за две-три недели до вылета, а иногда и за неделю.
Турция VS Египет
Сами заграничные туры, предлагаемые на уральском рынке, уже много лет не балуют разнообразием. В основном это Турция, Египет и Объединенные Арабские Эмираты. Да, Турция превратилась для россиян в страну массового круглогодичного туризма, хотя зимой там температура, как правило, не поднимается днем выше 15 градусов. Это на безрыбье, потому что Египет так и не смог составить Турции полноценную альтернативу.
— Египет как направление в целом себя не оправдал. Туры, конечно, будут, ведь из всех теплых зимних направлений египетское самое экономичное. Это обеспечит ему востребованность. Но стать ключевым и занять те позиции, которые
были до приостановки нашего сотрудничества в 2015 году, Египет не смог и не сумеет, — убежден Михаил Мальцев. — Потому что очень плохой сервис. Если там решили вопрос, связанный с безопасностью на уровне террористической угрозы (иначе бы не открыли рейсы), то криминогенная обстановка в стране сложная, много хищений и других противоправных действий. Очень низкий уровень обслуживания и культуры населения отталкивает туристов от этого направления.
С этой зимы «Аэрофлот», наконец, обратил внимание на уральские города в части развития собственной международной полетной программы
Тем не менее полеты на египетские курорты в зимнем расписании аэропорта Екатеринбурга значатся очень плотные. Как сообщили в пресс-службе Кольцово, в Хургаду и Шарм-эш-Шейх запланированы до шести и до пяти рейсов в неделю соответственно. Также большая чартерная программа, предусматривающая зимний отдых на курортах Египта, намечена из Уфы. Здесь чартеры организуют туроператор Pegas Touristik и авиакомпания Nordwind Airlines: каждые десять дней с 15 ноября Boeing-737 летают в Хургаду, с 3 декабря — полетят в Шарм. Оба направления значатся в зимнем расписании аэропорта Перми: полеты будет выполнять Nordwind Airlines. Это чартерные рейсы, поэтому в пресс-службе Большого Савино не смогли назвать точные даты вылетов. В Хургаду можно будет вылететь этой зимой и из Челябинска.
Турецкая программа действительно выглядит более обширной. Из Екатеринбурга в Анталью будут летать четыре авиакомпании, в том числе две иностранные (Corendon Airlines и Southwind Airlines), до четырех раз в день. С 25 ноября к полетам из Кольцово в Стамбул приступил
«Аэрофлот» (три рейса в неделю на лайнерах Boeing 737-800), на этом же направлении работает Red Wings. Из Уфы и Челябинска также можно будет вылететь в Стамбул и Анталью. Из Перми в Анталью продолжат выполнять рейсы авиакомпании Turkish Airlines и Southwind Airlines, с 23 ноября к ним присоединился перевозчик Azur Air (полеты дважды в неделю).
В Объединенные Арабские Эмираты из Екатеринбурга по трем направлениям (Дубай, Шарджа, Рас эль Хайма) будут доступны до пяти рейсов в день четырех авиакомпаний. При этом участники уральского рынка выездного туризма возлагают большие надежды на возвращение в Кольцово эмиратского бюджетного перевозчика Air Arabia, базирующегося в Шардже. Их интересует не только сам город в качестве конечной точки маршрута, но и возможность дальнейшего разлета при помощи стыковых рейсов в страны Персидского залива и центральной Африки.
«В качестве интересного примера могу сказать, что предполагается продажа туров из Екатеринбурга в Уганду. Зимой мы планируем развивать это абсолютно новое направление для уральских туристов. Рейсы Air Arabia с удобными стыковками до Уганды через Шарджу эту задачу сделают более достижимой», — отметил президент УАТ.
Рейсы в ОАЭ запланированы также из Уфы — в Дубай и Шарджу (в последний город со всеми возможностями дальнейшего разлета также начинает летать со 2 декабря перевозчик Air Arabia).
В число заграничных направлений популярного отдыха уральских туристов может вернуться Таиланд, который с октября этого года отменил все ковидные ограничения (для въезда в страну россиянам теперь требуется только действующий загранпаспорт). Из Екатеринбурга планируются две точки прилета в эту страну. Спустя полтора года чартеры в Таиланд запускаются из Уфы: первый рейс на Пхукет поставлен российскими туроператорами Coral Travel и Fun&Sun на 2 декабря, перелеты на самолетах Boeing 767-300 авиакомпании Azur Air.
Изюминкой заграничного отдыха в предстоящем сезоне можно назвать Гоа. Полеты на этот индийский курорт открыл «Аэрофлот» из Екатеринбурга с 25 ноября, выполнение рейсов запланировано трижды в неделю на самолетах Boeing 737-800. Отметим, что с этой зимы «Аэрофлот», наконец, обратил внимание на уральские города (в данном случае — на Екатеринбург и Уфу) в части развития собственной международной полетной программы. Раньше рейсами национального перевозчика уральские туристы могли вылететь за границу только со стыковкой в Москве.
Среди прочей заграничной экзотики выделим возобновление рейсов из Екатеринбурга в Израиль (прерваны весной 2020 года из-за пандемии COVID-19). С 27 ноября полеты в Тель-Авив раз в неделю начала авиакомпания Red Wings. Поскольку летают на российских лайнерах SSJ100, не предназначенных для столь долгих перелетов, то рейсы выполняются с промежуточной посадкой на дозаправку в Минеральных Водах (занимает 40 минут).
Уральские туроператоры пока не теряют надежду на открытие других авианаправлений в дальнее зарубежье. В частности, продолжаются переговоры об организации прямых чартеров из Екатеринбурга на Шри-Ланку и в Малайзию. Впрочем, они точно не смогут стать массовыми в силу дороговизны.
Европейское направление практически полностью закрылось.
— Традиционно зимний сезон был любимым периодом для многих уральцев, чтобы путешествовать по таким прекрасным странам, как Чехия, Болгария, Венгрия, Германия. Еще год назад у нас были достигнуты соглашения с венграми и итальянцами об установлении прямого авиасообщения Екатеринбурга с Будапештом и Генуей. Также с болгарскими партнерами рассматривали вопросы круглогодичного туризма в Болгарии. Чехия была в шаге от того, чтобы стать массовым направлением для уральских туристов. По понятным причинам всем этим планам сбыться не суждено. Европа для нас превратилась из массового направления в индивидуальное, — сетует Михаил Мальцев. — Венгерское направление — единственное на данный момент, которое в каком-то виде существует и по-прежнему привлекает наших туристов. Это связано с хорошим отношением Венгрии к россиянам.
Вместе с тем для уральских туристов открыты многие страны СНГ. Интересные зимние туры предлагаются в Армению, Белоруссию, Узбекистан, Казахстан. Например, весьма востребованным направлением остается Ереван: по итогам девяти месяцев 2022 года в Кольцово по данному направлению было обслужено более 34 тыс. пассажиров. А в октябре на обслуживание данного направления пришел новый перевозчик FlyOne Armenia. Другой армянский перевозчик Shirak Avia в ноябре начал осуществлять рейсы по маршруту Уфа — Ереван.
Российский разлет
Такого разнообразия авиарейсов по России уральские туристы еще не знали: из Екатеринбурга запланировано 48 внутрироссийских направлений, из Уфы — 31, из Челябинска — 21, из Перми — 20. Наиболее популярными отечественными маршрутами этой зимой останутся Москва, Санкт-Петербург и Сочи. Но растет популярность Казани: вылеты из Екатеринбурга в столицу Татарстана запланировали сразу несколько авиакомпаний, проблема только с дефицитом гостиничных мест.
— Среди фишек этого сезона — паломнические места Дивеево и Саров, которые стали доступны для уральских туристов благодаря открытию перевозчиком Red Wings авиасообщения Екатеринбург — Нижний Новгород, — поделился Михаил Мальцев. — Также можно выделить курорты Северного Кавказа, в которые можно попасть по направлению Екатеринбург — Кавказские Минеральные Воды. Туда летают сразу несколько авиакомпаний. В первую очередь это возможность посетить Кабардино-Балкарию, которая пользуется очень большой популярностью среди уральских туристов, число желающих посетить эту республику растет год от года.
Традиционно большую долю уральских туристов привлекают соседние по региону территории. Так, Тюменская область интересна природными термальными источниками и Тобольском — уникальным сибирским городом с многовековой историей. Челябинская область и Башкирия — живописной природой и современными спортивно-туристическими объектами. Все большую популярность обретает Пермский край с россыпью удивительных брендов (см. «Путешествие в счастливый край», с. 14). Главное, что эти достопримечательности и места отдыха вполне доступны и не требуют затрат на авиабилеты.