От «Байкала» до Ямала

26 декабря 2022, 00:00

Пять наиболее важных событий 2022 года, перспективных для экономики Урала и Западной Сибири: версия журнала «Эксперт-Урал»

УЗГА
В ЛМС-901 «Байкал» заложен высокий потенциал для модернизации, включая изменение состава экипажа: сначала с двух до одного пилота, затем — переход на внешнее пилотирование и полностью автономный полет
Читайте Monocle.ru в

«Байкал» полетел

спешный испытательный полет с заводского аэродрома Арамиль (Свердловская область) выполнил в январе первый опытный образец ЛМС-901 «Байкал». Это легкий многоцелевой самолет, производство которого разворачивается на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) в Екатеринбурге. Самолет предназначен для широкого спектра авиационных работ, призван заменить советский Ан-2, оживить перевозки на местных воздушных линиях, решить проблемы с обеспечением транспортной доступности, прежде всего на Дальнем Востоке. Машина оснащена одним турбовинтовым двигателем, рассчитана на перевозку до девяти пассажиров или до 2000 кг груза на дальность 1500 — 3000 км, может эксплуатироваться с грунтовых взлетно-посадочных полос, предусмотрена возможность использования лыжного или поплавкового шасси.

В августе на екатеринбургской площадке «Уктус» особой экономической зоны «Титановая долина» УЗГА начал строить ангар площадью почти 2 тыс. кв. метров, который будет использоваться для сборки и испытаний ЛМС-901.

В ноябре руководство УЗГА сообщило, что в портфеле предприятия уже есть заказы на изготовление 49 самолетов «Байкал», в том числе от Нарьян-Марского объединенного авиаотряда. Кроме того, авиакомпания «Аврора» подтвердила потребность в 105 самолетах «Байкал», но производить их будут на территории опережающего социально-экономического развития «Комсомольск» в Хабаровском крае.

Пока у ЛМС-901 «Байкал» нет своего двигателя. УЗГА только приступил к стендовым испытаниям газогенератора двигателя ВК-800, его сертификация намечена на конец 2024 года.

Сибур открыл производство синтетических материалов с вовлечением вторсырья

Сибур запустил в сентябре производство ПЭТ-гранул с вовлечением вторичного сырья на своем предприятии «Полиэф» в Благовещенске (Башкирия). Это один из наиболее масштабных проектов, реализованных в 2022 году частными инвесторами на территории Урала, — стоимость его превысила 4 млрд рублей. В финансировании принял участие российский Фонд развития промышленности, предоставивший льготный заем в размере 1,2 млрд рублей. Общая мощность «Полиэф» по выпуску ПЭТ составит 252 тыс. тонн в год.

Здесь важен не только масштаб, но и отражение все более усиливающегося в отечественной промышленности экологического тренда. После выхода на проектную мощность «Полиэф» сможет ежегодно выпускать до 144 тыс. тонн содержащей долю вторичного сырья ПЭТ-гранулы Vivilen. Объем повторно вовлекаемого полимера составит до 34 тыс. тонн, что сравнимо с 1,7 млрд использованных пластиковых бутылок. Для запуска этого производства Сибуру потребовалось интегрировать линию подачи вторичного сырья в действующую на башкирском предприятии технологическую цепочку производства первичного ПЭТ.

Новое оборудование уже прошло стадию опытно-промышленной эксплуатации и омологации продукта у первых потенциальных потребителей. Тесты подтвердили: Vivilen rPET по техническим и эксплуатационным характеристикам не уступает первичному полимеру, соответствует нормативным требованиям пищевой безопасности и готов к использованию в производстве упаковки напитков и продуктов питания.

Ранее, в июне, Сибур и Российский экологический оператор (РЭО) заключили договор поставки вторсырья, направленный на развитие экономики замкнутого цикла и сотрудничества в сфере обращения с отходами. Благодаря поставкам РЭО в переработку на производство Сибура планируется направлять до 600 млн пластиковых бутылок ежегодно. 

ЕКАД замкнули в кольцо

В сентябре открыто движение по финальному отрезку протяженностью 11,4 км Екатеринбургской кольцевой автодороги. На новом участке Южного полукольца ЕКАД между Полевским и Челябинским трактами обустроены шесть полос, две эстакады, один путепровод и одна клеверная развязка из восьми съездов с федеральной трассы М-5 «Урал». Участок построили на средства нацпроекта «Безопасные качественные дороги» на два года раньше запланированного срока: после того, как из федерального бюджета были выделены дополнительно 7,5 млрд рублей. Общая стоимость проекта — 9,2 млрд рублей.

Завершение строительства Екатеринбургской кольцевой позволит вывести за пределы города десятки тысяч автомобилей в сутки, а также поможет развитию сети транспортно-логистических центров, расположенных вблизи ЕКАД. До ноября 2023 года на трассе предполагается разместить недостающие элементы транспортной инфраструктуры, знаки и ограждения.

На этом проект ЕКАД не завершится. Власти Свердловской области планируют расширить северное полукольцо автодороги до четырех полос, поэтому обратились в федеральный центр с предложением включить инициативу в программу развития транспортного коридора «Запад — Восток» на 2023 — 2024 и последующие годы.

Уральские экспортеры перешли на рублевые контракты

По данным Уральского таможенного управления (УТУ), в 2022 году впервые большинство контрактов, заключенных экспортерами Уральского федерального округа, стали предусматривать оплату в рублях.

— За девять месяцев 2022 года по экспорту рублевых контрактов у нас стало 52%. В прошлом году этот показатель составлял 42%. В импорте доля рублевых контрактов пока не такая значительная, всего 3,8% в текущем году, но наблюдается рост этого показателя в полтора раза (в прошлом году — 2,5%). Также стало больше контрактов, предусматривающих оплату в китайских юанях, — сообщил журналу «Эксперт-Урал» начальник УТУ Алексей Фролов.

К переходу участников внешнеэкономической деятельности на рублевые контракты подстегивают проблемы, возникшие при оплате поставок с февраля этого года. «У экспортеров — проблема с получением валютной выручки, а у импортеров — проблема с проведением оплаты. Китайские компании стараются работать с нами в юанях, при этом ставят условие, чтобы оплата поставок шла не из России. Тут важно понимать, что у Китая доля торговли со странами ЕАЭС (Россией, Казахстаном, Белоруссией, Арменией, Киргизией) составляет всего 4%. Поэтому китайская сторона опасается вторичных санкций со стороны главных внешнеторговых партнеров — США и Евросоюза», — добавил Алексей Фролов. 

На Ямале началась эксплуатация крупного газового месторождения

В Ямало-Ненецком автономном округе в декабре компании Газпром и «РусГазДобыча» запустили в работу Семаковское газовое месторождение. В тяжелых условиях Крайнего Севера, на значительном удалении от действующей инфраструктуры в рамках обустройства первой фазы месторождения создан фонд эксплуатационных скважин в 19 единиц, построены установка комплексной подготовки газа производительностью 7,5 млрд кубометров в год и газопровод протяженностью 122 километра от месторождения до трубы Единой системы газоснабжения России.

Основная часть запасов Семаковского месторождения расположена в акватории Тазовской губы Карского моря. В связи с этим был выбран вариант освоения месторождения путем строительства сети ERD-скважин — с большим отходом от вертикали. Это обеспечило доступ к запасам с берега без необходимости строительства дорогостоящей морской инфраструктуры. Семаковское стало первым в отечественной истории морским газовым месторождением, которое разрабатывается с помощью таких скважин. Здесь уже установлен рекорд по бурению скважин с большим отходом от вертикали.

«С запуском в работу Семаковского месторождения мы создаем хороший технологический задел для разработки нового добычного кластера в регионе. Это группа Парусовых месторождений, которые находятся в периметре “РусГазАльянса”, и еще целый ряд месторождений. Все они — важная часть масштабной ресурсной базы для дальнейшего обеспечения надежных поставок газа нашим потребителям на многие десятилетия вперед и для развития газификации нашей страны», — отметил председатель правления Газпрома Алексей Миллер.