Второе дыхание нацпроекта

Кирилл Кирягин
27 февраля 2023, 00:00

На Урале федеральная программа превращает санкции в окно возможностей

Александр Казаков: «Крупный капитал сначала осторожничал, присматривался и стал активно включаться в нацпроект только в 2021 — 2022 годах»

В 2018 году Свердловская область стала одним из пилотных регионов, где запустили нацпроект «Производительность труда». Главным окном для повышения эффективности местных предприятий стал Региональный центр компетенций в сфере производительности труда, созданный на базе областного Фонда технологического развития промышленности.

Что говорит о программе «сарафанное радио» уральских промышленников, кто вошел в новую волну предприятий-участников и как можно кратно поднять производительность, рассказывает генеральный директор Фонда Александр Казаков.

— В нацпроекте участвуют 183 компании из Свердловской области. Что это за предприятия? Кто из них стал «пионером» и как сегодня изменился портрет участников?

— В основном это малый и средний бизнес — те, кто сразу понял: участие в нацпроекте может дать хорошее конкурентное преимущество. Крупный капитал сначала осторожничал, присматривался и стал активно включаться в нацпроект только в 2021 — 2022 годах. К тому времени появилась критическая масса положительных примеров участия в программе, а «сарафанное радио» подтвердило: бережливое производство — не столько красивые презентации и громкие слова, сколько реальные инструменты, которые поднимают производительность на десятки и сотни процентов. Поэтому сегодня в проект вошли и крупные холдинги, и градообразующие предприятия — ВСМПО-Ависма, Уралэлектромедь, Первоуральский новотрубный, Богословский кабельный, Синарский трубный, Каменск-Уральский металлургический заводы и другие.

— Судя по названиям, костяк участников — обрабатывающая промышленность?

— Да, ее доля порядка 70%. Что неудивительно, учитывая специфику региона. Но в нацпроект включились и другие компании из самых разных отраслей — Ирбитский и Серовский молочные заводы, Артемовская и Рефтинская птицефабрики, «Здравмедтех», «Уралбиофарм».

«На рынке много свободных ниш и желающих их занять»

— Значит, за четыре года нацпроект в регионе не выдохся? У него открылось второе дыхание и появилась новая волна участников?

— Не только не выдохся, но стал еще востребованнее. Вспомните коронавирус. Те, кто во время спада освоил и внедрил инструменты бережливого производства, оптимизировал и перестроил производственные процессы — смог сделать кратный рывок, когда рынок восстановился. Есть предприятия, которые в разы увеличили выпуск продукции и без помощи конкурентов закрыли потребности выросшего рынка.

Сейчас ситуация схожая. Из-за санкций на рынке появилось много свободных ниш и предприятий, которые хотят их занять. Но как это сделать? Как резко нарастить выпуск продукции, не расширяя производство, не оформляя дорогие кредиты, используя только текущие ресурсы? На эти вопросы мы и отвечаем, учим обращаться с нужными инструментами и бесплатно помогаем их внедрить.

Поэтому я уверен, что нацпроект еще долго не выдохнется. Программу собираются продлить до 2030 года и расширить на четыре отрасли: ЖКХ, туризм, санаторно-курортный отдых и здравоохранение. В нашем регионе Минпромнауки вместе с Уральской торгово-промышленной палатой инициировали запуск регионального проекта для предприятий с выручкой ниже 400 млн рублей.

«Потенциальный эффект — под полтора миллиарда»

— Обучение бережливому производству — не единственное направление нацпроекта. Есть предприятия, которые приходят к вам не за бесплатной поддержкой, а за дешевыми деньгами — займами под 1%?

— Есть и такие. Но, включившись в программу, топ-менеджмент быстро понимает: бережливое производство — это не столько покупка нового оборудования, сколько грамотная организация процессов. А потом появляются результаты этой организации — рост производительности, сокращение потерь, экономия времени, — которые говорят сами за себя.

— И каковы результаты?

— За время участия в нацпроекте свердловские предприятия подняли выработку на пилотных участках в среднем в полтора раза. При этом время изготовления они сократили на 40%, а запасы незавершенного производства — на 42%. Если переводить в деньги, то текущий экономический эффект составил более 1 млрд руб­лей. А потенциальный, если потребуется нарастить объемы производства под потребности рынка, — более 1,4 миллиарда.

«Менять не людей, а мышление»

— Это сложно — поднять производительность в полтора раза? Что нужно поменять — технологии, персонал?

— Полтора раза — не предел. На Каменск-Уральском заводе по обработке цветных металлов выпуск медной шины за три месяца увеличили в восемь раз. Что нужно для этого поменять... В первую очередь — мышление. Чтобы поднять производительность, не обязательны крупные вложения. Нужны простые логические решения, которые часто лежат на поверхности. Даже оптимизация пространства в цехе и ведение реестра неполадок неминуемо приводят к увеличению прибыли.

Что касается персонала… Менять надо не людей, — это не всегда возможно, особенно в малых городах — а их подход к работе. Нужно объяснять, кто мы и зачем пришли на предприятие, что меняем, что это даст компании и ее сотрудникам. То есть доносить до каждого: мы здесь не мешаем, а помогаем.

— Значит, не везде экспертов РЦК сразу принимают с распростертыми объятиями?

— Не везде (улыбается). Но это нормально, ведь мы несем изменения. Перед включением в нацпроект люди годами работали, как привыкли. Перестроиться бывает сложно, особенно сотрудникам в возрасте. Но мы к этому готовы, знаем, чем убедить людей и как найти с ними общий язык. А делать это нужно обязательно. Персонал — стержень любого проекта, и любой проект начинается с работы с людьми.