Рынок лизинга обычно первым из финансовых сегментов реагирует на кризис. Но и восстанавливается затем быстрее остальных. Какие факторы позволили рынку пройти самую острую фазу текущего кризиса, какие тренды будут определять динамику текущего года? Эти темы мы обсуждали в ходе круглого стола «Будущее рынка лизинга: кризисная трансформация и перспективы», организованного журналом «Эксперт-Урал» и АЦ «Эксперт» в Екатеринбурге.
В замедленном темпе
Объем нового бизнеса в целом по России по итогам прошлого года сократился на 13% и составил чуть менее 2 трлн рублей. Лизинговый портфель вырос на 5% до 6,8 трлн рублей. Такие данные рейтинговое агентство «Эксперт РА» получило по результатам ежегодного исследования российского рынка лизинга.
При этом, по словам директора отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Зои Советкиной, произошло беспрецедентное падение количества новых заключенных договоров лизинга: «По итогам 2022 года этот показатель снизился на 20% по отношению к 2021 году».
К основным факторам негативного влияния на отрасль «Эксперт РА» относит снижение инвестиционной активности, нарушения в логистике, ухудшение платежеспособности клиентов под давлением санкций.
«Большое влияние на рынок также оказал уход крупных иностранных брендов, что вылилось в усиление дефицита техники и удорожание лизинговых услуг», — подчеркивает Зоя Советкина. По ее наблюдениям, в ответ на эти вызовы отрасль начала искать решения. Во-первых, стремительно вырос лизинг подержанной техники: «Доля сделок с б/у техникой в новом бизнесе составила 23% против 14% годом ранее».
Второй антикризисной мерой стало увеличение поставок имущества из дружественных стран: «Это привело к росту доли азиатских брендов в общем объеме нового бизнеса, она составляет уже почти треть против 25% годом ранее», — подчеркивает эксперт.
На фоне кризисных явлений усилили позиции тяжеловесы. Доля десяти крупнейших игроков в договорах выросла с 63% до 75%. При этом доля иностранных лизинговых компаний снизилась с 8% до 2% в общем объеме нового бизнеса.
Со стороны спроса основное изменение связано со снижением активности крупных лизингополучателей, в то же время малый и средний бизнес не сильно снизил активность: «В структуре договоров доля лизингополучателей из сегмента малого и среднего бизнеса выросла с 65% до 72%», — подтверждает тренд Зоя Советкина.
В разрезе видов лизинга, по словам Зои Советкиной, наметилось снижение доли продаж легковых и легких коммерческих автомобилей. Это вполне объяснимое явление, связанное с уходом западных брендов и временной остановкой отечественного автопрома.
При анализе картины прошлого года авторы исследования обратили внимание на позиции Уральского региона в общей структуре рынка лизинга. Они несколько выбиваются из общих трендов. При совокупном падении нового бизнеса на 13% объемные показатели лизинговых компаний на территории Уральского федерального округа остались на уровне 2021 года. При этом доля макрорегиона выросла на два процентных пункта и составила 9% в общем объеме нового бизнеса страны.
В целом это можно объяснить доминированием лизингополучателей из числа малого и среднего бизнеса в структуре клиентской базы лизинговых компаний, работающих на территории Урала. Спрос со стороны этого сегмента провалился меньше крупного.
Внутренний разворот
При этом региональным игрокам тоже пришлось сделать разворот в своей внутренней политике.
По словам директора по развитию компании «АС финанс» Ильи Лесникова, его компания, как и многие другие игроки рынка, в прошлом году начала выстраивать отношения с азиатскими поставщиками:
«К концу прошлого года логистические проблемы были решены, выстроен параллельный импорт, отлажены поставки из Китая. Но, к сожалению, остаются проблемы в организации сервисного обслуживания азиатской техники в России. Мои надежды связаны только с тем, что некоторые китайские поставщики проблематику понимают. Они сейчас стремятся захватить долю рынка, и я рассчитываю, что со временем они выстроят здесь и сервис».
По мнению Ильи Лесникова, конкуренция на рынке стала жестче и это закономерный процесс, связанный со сжатием некоторых сегментов: «Региональные лизинговые компании выиграют за счет гибкости, у них больше возможностей, так как меньше бизнес-процессов регламентировано», — считает эксперт.
На усиление конкуренции обращают внимание многие представители лизингового сообщества, особенно в нише лизинга оборудования. На фоне падения лизинга легкового автотранспорта сюда пошли многие игроки рынка, в этом сегменте активность потребителей оставалась стабильной.
И это связано с тенденциями импортозамещения. Производители европейских товаров либо временно остановили выпуск продукции, либо вовсе ушли с рынка. В этих условиях российские предприятия начали замещать эту долю рынка. Поэтому многие лизинговые компании активно занимались работой именно в этом направлении.
Специализированные игроки рынка лизинга действительно резко изменили стратегии. К примеру, компания «CARCADE» много лет работала исключительно в нише легкового транспорта.
— Легковой транспорт остается в нашей линейке, но кроме этого мы взяли курс на развитие сегмента коммерческой и дорожно-строительной техники. Выстраиваем сотрудничество с поставщиками из Азии. Портфель компании, конечно, значительно перераспределился.
Доля легкового автотранспорта уменьшилась и увеличилась доля коммерческого транспорта и дорожно-строительной техники. Но надеемся, что 2023 год будет более стабильным и начнется рост финансовых показателей. Рассчитываем, что государство снова введет инструменты поддержки лизингополучателей, потому что субсидирование покупок техники в лизинг значительно увеличивает рост продаж», — рассказывает директор представительства в Екатеринбурге «CARCADE» Вячеслав Дорофеев.
Усиление конкуренции обычно идет на пользу рынку, однако на этот раз проявляются негативные тенденции, связанные с ростом рисков в отрасли. Лизинговые компании в прошлом году стремились по максимуму удержать объемы продаж. Поэтому многие начали больше брать на себя рисков путем предложения нулевых авансов клиентам и других аналогичных решений. В будущем это может негативно отразиться на отрасли.
По словам директора Уральского регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг» Антона Вольфа, филиал столкнулся с теми же сложностями, что и вся отрасль: «Мы увидели снижение активности наших клиентов во втором квартале 2022 года, но к концу года началось восстановление. На 2023 год мы смотрим с умеренным оптимизмом».
Чтобы поддержать клиентов, компания делает ставку на разработку совместных продуктов. В частности, такие программы создаются для лизингополучателей из сферы АПК: «Мы заключаем соглашения с крупнейшими производителями сельскохозяйственной техники. Это дает возможность нашим клиентам получать специальные условия лизинга. До конца 2023 года также действует скидка на ставку в 1 процентный пункт для клиентов из сферы АПК», — делится эксперт.
Антон Вольф видит перспективу роста лизинга дорожно-строительной техники: «В этом сегменте ожидаем существенный прирост, и первый квартал текущего года уже показывает активность клиентов в этой отрасли».
По мнению эксперта, кроме общих кризисных факторов развитие отрасли сдерживает дефицит ресурсов у потенциальных лизингополучателей. В условиях нехватки ресурсов для прямой закупки лизинг является отличным инструментом обновления парков.
Валютная уязвимость
В базовом прогнозе агентства «Эксперт РА» рынок лизинга по итогам 2023 года покажет умеренный рост порядка 10%: «Но при этом его абсолютные значения едва ли будут сопоставимы с уровнем конца 2021 года», — предполагает Зоя Советкина.
В целом участники рынка разделяют прогноз агентства относительно умеренных темпов роста отрасли в этом году. Однако многое будет зависеть от информационного фона, темпов инфляции и динамики курса национальной валюты. Последний фактор особенно важен. Когда рубль ослабевает, спрос снижается. Тем более что, по словам участников рынка, сроки поставки предметов лизинга с трех месяцев увеличились до шести — восьми месяцев. За это время курс рубля может измениться кардинально.
— По нашему опыту, главным фактором является курс рубля, — соглашается Илья Лесников. — Но сейчас это касается не только соотношения рубля к доллару, но и к другим валютам. Когда рубль достигал максимума по отношению к юаню, мы получили всплеск заявок на поставку техники и оборудования из Китая, в этом случае целесообразно действовать быстро, чтобы успеть приобрести предмет лизинга по сниженному курсу. Так что соотношение рубля к другим валютам на рынке лизинга является действительно важным фактором роста».
Заместитель генерального директора по развитию «ТАЛК лизинг» Ольга Хван считает, что в целом тренды рынка лизинга в ближайшие 5 — 7 лет будет определять ситуация в производственном секторе, и рынок лизинга Уральского региона в силу концентрации на территории большого количества промышленных предприятий имеет хорошие перспективы: «В экономике произошли тектонические сдвиги. На наш взгляд, все больше компаний промышленного сектора будут создавать вертикаль производства. Это необходимо, чтобы снизить зависимость от
поставок комплектующих из других стран. Поэтому сейчас многие предприятия изучают зарубежные технологии, прежде всего азиатский опыт. Мы считаем, что в ближайшие годы интерес к поставкам китайского оборудования будет колоссальным. Тем более что предубеждения у потребителя относительно качества китайских станков нет. Будут выстраиваться и укрепляться партнерские отношения с Ираном, Индией и другими дружественными странами. Основываясь на этих тенденциях, “ТАЛК лизинг” выстраивает среднесрочную стратегию».
Побеждает гибкий
Нашей компании помогли уроки преодоления предыдущих кризисов, главный из которых— оперативность, отмечает директор екатеринбургского филиала компании ООО «Балтийский лизинг» Лариса Гартвич
— Лизинговой отрасли в целом и нашей компании в частности в прошлом году пришлось столкнуться с рядом вызовов — уходом многих брендов с отечественного рынка, усугубившимся дефицитом имущества и ситуацией сильнейшей неопределенности. Это не было похоже на предыдущие кризисы, однако и в этот раз главным оставалось правило — действовать гибко и оперативно.
На Урале спрос на лизинговые услуги снизился, но падение оказалось незначительным, и ситуация уже начинает восстанавливаться. Это происходит за счет того, что предприятия самых разных отраслей продолжают работать и реализовывать свои производственные программы, для которых необходимы техника и оборудование. Российский бизнес продолжает перестраиваться, и сейчас очень важно своевременно удовлетворить запрос компаний на новое имущество.
«Балтийский лизинг» прошел кризисный год без потери объема нового бизнеса, напротив, мы даже улучшили свои показатели — на Урале объем нового бизнеса вырос на 23,7% к результату 2021 года. Наша компания за счет своей универсальности смогла быстро перестроить работу и предложить клиентам выгодные условия и продукты в сегментах, которые покинули иностранные компании. Например, это произошло с рынком операционной аренды автомобилей: мы начали рефинансировать сделки клиентов, заключенные в других компаниях, и дали новый набор услуг, который актуален сейчас — предложили оперлизинг для электрокаров.
В прошлом году мы с новой силой заявили о себе и на рынке промышленного оборудования, став лидерами среди ведущих компаний страны по объему нового бизнеса в сегменте металлургического и машиностроительного оборудования.
В 2023 году «Балтийский лизинг» будет дополнительно улучшать свои экспресс-продукты, которые позволят клиентам быстро принимать решения и закрывать свои имущественные потребности. Будем также развивать направление дополнительных услуг, сосредоточимся на разработке и новых продуктов.
Мы также видим перспективы роста спроса на сельхозтехнику, спецтехнику и промышленное оборудование.
Говоря об изменениях, не стоит забывать и о новом положении китайских брендов и на рынке автомобилей, и на рынке спецтехники. Производители из КНР значительно усилили свое присутствие и даже добились доминирующего положения в отдельных нишах, при этом спрос на их продукцию продолжает расти. Так, на уральском рынке мы видим популярность и востребованность автомобилей марки Chery. Важно, что проблем и трудностей с заключением договоров, а также с последующим обслуживанием машин или спецтехники, с нашими азиатскими поставщиками нет. Рынок адаптировался к работе с ними.
Мы смотрим на текущий год с умеренным позитивом
Рынок лизинга поддержат государственные инфраструктурные проекты и отраслевые программы развития, считает директор департамента по работе с клиентами «Газпромбанк Лизинг» Дмитрий Дородный
— По итогам прошлого года Группа «Газпромбанк Лизинг» подтвердила лидерские позиции на рынке лизинга. По объему нового бизнеса мы занимаем первое место и в стране, и в Уральском федеральном округе.
К сожалению, рынок в целом по итогам прошлого года показал снижение объемов нового бизнеса на 13%. Однако ряд факторов позволил отрасли менее драматично пройти самый сложный период.
Во-первых, увеличился грузооборот автомобильного транспорта. Во-вторых, средний рост цен на новые автомобили показал рост более чем на 30%, а подержанные автомобили подорожали на 47%. Все это привело к росту сегмента лизинга грузового автотранспорта на 11%.
Конечно, в структуре предметов лизинга произошли серьезные изменения: доля грузовых автомобилей азиатского, в основном китайского, производства составила порядка 30%. Кроме того, выросла доля отечественных производителей на фоне ухода из России популярных западных марок.
Рынок лизинга также поддержал высокий уровень инвестиционной активности в дорожно-строительном секторе. На содержание и строительство дорог из бюджета было выделено порядка 1,7 трлн рублей. Компании отрасли закупали дорожно-строительную и специальную технику, в том числе и с помощью лизинга.
Государство также активно поддерживало аграрный сектор, и этот фактор стимулировал спрос на сельскохозяйственную технику. В этом сегменте лизинга спрос удовлетворяется в основном за счет техники российских производителей, на них приходится 60% всех продаж.
На 7,5% в 2022 году, по данным «Эксперт РА», вырос сегмент лизинга телекоммуникационного оборудования. И этот тренд мы также связываем с реализацией мер господдержки отрасли.
На текущий год мы смотрим с умеренным позитивом. Государство продолжает реализацию инфраструктурных программ, а строительный сектор остается одним из драйверов экономики. Запланированы крупные инфраструктурные проекты в области дорожного и промышленного строительства.
Не сворачивает инвестиционную активность и бизнес. Ряд компаний заявили о развитии своих экологических, социальных и энергетических проектов.
В настоящее время, несмотря на поддержку отечественных производств, все равно наблюдается существенный дефицит отечественной техники. Выпускаемые объемы пока не способны удовлетворить весь спрос. На этом фоне достаточно перспективным выглядит поставка китайской техники, но мы выстраиваем партнерские отношения только с теми, кто готов обеспечить в том числе сервис, запчасти и качество продукции. Все эти факторы позволят Группе «Газпромбанк Лизинг» и в этом году удержать лидирующие позиции на рынке лизинга.
Импортозамещение как драйвер
Лизинг может содействовать быстрой организации новых видов производств в России, убеждена директор по продажам «Южноуральского Лизингового Центра» Людмила Уварова
— У нашей компании универсальная бизнес-модель. В линейке преобладает лизинг спецтехники и оборудования, доля легкового транспорта исторически была незначительной. А в этот кризис именно этот сегмент пострадал сильнее всего. Это один из факторов, который позволил нашей компании справиться с трудностями острой фазы кризиса прошло года.
Многие лизинговые компании были вынуждены резко изменить стратегии, сменить ориентир финансирования от лизинга легковых автомобилей, дополнив свою линейку продаж лизингом оборудования. Поэтому конкуренция в сегменте типового оборудования резко обострилась. Но мы ее не почувствовали, потому что у нас есть колоссальный опыт по финансированию сложносоставного оборудования. В данном сегменте нужны наработанные практики и особые подходы, поэтому и сильных игроков здесь не так много.
Мы столкнулись с ограничениями другого характера, связанного с изменениями в лизинговой отрасли. В прошлом году лизинговые компании перешли на применение федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ). Банки пока еще не наработали опыт и технологии анализа отчетности по новым стандартам. Там по-другому формируются выручка, прибыль, капитал.
И эти данные сложно синхронизировать с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ). А это означает, что банк не может корректно отследить финансовое положение лизинговой компании в динамике, еще не с чем сравнивать, прошел только год.
И как следствие, пока невозможно сформировать правильный «ковенантный» пакет. Не все банки готовы оперативно адаптироваться к этим изменениям. А лизинг по сути своей более быстрый продукт, чем кредит. Он приносит результат в моменте.
Но перестраиваться нужно всем и банкам в том числе. По моему мнению, именно лизинг сыграет в будущем ключевую роль в реализации государственного курса на импортозамещение. Раньше многие комплектующие и оборудование производственные компании закупали за рубежом. Сейчас в короткие сроки нужно создать и запустить их собственное производство. Лизинговые компании способны организовать поставку необходимого для этого оборудования и технологий. Но для этого нужны инструменты поддержки малого и среднего бизнеса в виде субсидирования для наших клиентов. В отраслевом разрезе, на мой взгляд, необходимо поддерживать машиностроение, станкостроение, химическую отрасль, сегмент измерительной техники и высокотехнологическое производство. С другой стороны, такие программы станут драйверами развития и лизинговой отрасли. То есть здесь возникает двойной эффект.
При этом самой лизинговой отрасли тоже нужно меняться. Мы уже несколько лет обсуждаем реформу регулирования лизинга. Кризис несколько затормозил этот процесс. Я знаю, что в отрасли есть и сторонники, и противники предложенной концепции реформы. Я считаю, что контроль за лизинговыми компаниями необходим, но доступный, гибкий и понятный для всех участников отрасли. И нужен он прежде всего самим игрокам рынка. У нас должен быть инструмент измерения своей надежности и информационной прозрачности.
Высокий уровень адаптации
Сейчас преимущества получают гибкие лизинговые компании с универсальной бизнес-моделью, считает руководитель Уральского дивизиона компании «Интерлизинг» Анастасия Ротарь
— Текущий кризис для рынка лизинга стал своего рода тестом на эффективность бизнес-моделей. Сложнее всего пришлось узкоспециализированным игрокам. Компания «Интерлизинг» изначально выстраивала и развивала универсальную модель. Наша целевая аудитория — предприятия малого и среднего бизнеса. Под потребности этого клиента мы и выстраиваем продуктовую линейку. А эти потребности широкие. Поэтому мы работаем со всеми видами имущества: транспорт, техника и оборудование.
Ситуация в прошлом году на рынке менялась стремительно, но мы смогли управлять процессами, быстро переключая ресурсы с одного сегмента на другой.
На 2023 год мы смотрим с осторожным оптимизмом. К сожалению, ситуацию на рынке в текущем кризисе часто определяют не фундаментальные факторы, а чаще всего эмоции и настроения. Как только в информационном поле появляются негативные новости, спрос моментально падает. Этим процессом управлять не просто, но учитывать эти элементы тоже необходимо.
В текущем году мы продолжим придерживаться принципа универсальности. Из направлений видим перспективы за рынком грузового транспорта и оборудования.
Спрос на новые легковые автомобили пока не так высок. Потребители все же пока стараются по максимуму эксплуатировать автомобильный транспорт, который есть в наличии. Но я думаю, что средний и малый бизнес все равно будет переходить на азиатские бренды.
По отношению к грузовой технике азиатского производства пока, по нашим наблюдениям, у потребителя не сложилось еще внятное представление. Нужно время, чтобы сформировались вторичный рынок, история эксплуатации. И здесь рынку лизинга нужно наблюдать за ситуацией и нарабатывать опыт.
Пока уровень обслуживания лизинговых договоров остается приемлемым, по крайней мере, в прошлом году среди предприятий не было крупных резонансных банкротств. Мы думаем, что малый и средний бизнес в России в любом случае адаптируется и найдет свою нишу. Важно, чтобы лизинговые компании вовремя оказали бизнесу поддержку. А для этого нам самим нужно уметь быстро адаптироваться к меняющимся внешним условиям. Поэтому мы внимательно смотрим за трендами и максимально оперативно перестраиваем внутренние бизнес-процессы. Пока, по нашим ощущениям, в этом году спрос будет на грузовой автотранспорт, промышленное и медицинское оборудование, сельскохозяйственную технику.