Лизинг нажал на тормоз

Ирина Перечнева
24 апреля 2023, 00:00

На рынке лизинга происходит кардинальная трансформация. С сегмента легкового автотранспорта игроки переключаются на спецтехнику и оборудование. И ставки делаются на азиатских поставщиков

Читайте Monocle.ru в

Рынок лизинга обычно первым из финансовых сегментов реагирует на кризис. Но и восстанавливается затем быстрее остальных. Какие факторы позволили рынку пройти самую острую фазу текущего кризиса, какие тренды будут определять динамику текущего года? Эти темы мы обсуждали в ходе круглого стола «Будущее рынка лизинга: кризисная трансформация и перспективы», организованного журналом «Эксперт-Урал» и АЦ «Эксперт» в Екатеринбурге.

В замедленном темпе

Объем нового бизнеса в целом по России по итогам прошлого года сократился на 13% и составил чуть менее 2 трлн рублей. Лизинговый портфель вырос на 5% до 6,8 трлн рублей. Такие данные рейтинговое агентство «Эксперт РА» получило по результатам ежегодного исследования российского рынка лизинга.

При этом, по словам директора отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Зои Советкиной, произошло беспрецедентное падение количества новых заключенных договоров лизинга: «По итогам 2022 года этот показатель снизился на 20% по отношению к 2021 году».

К основным факторам негативного влия­ния на отрасль «Эксперт РА» относит снижение инвестиционной активности, нарушения в логистике, ухудшение платежеспособности клиентов под давлением санкций.

«Большое влияние на рынок также оказал уход крупных иностранных брендов, что вылилось в усиление дефицита техники и удорожание лизинговых услуг», — подчеркивает Зоя Советкина. По ее наблюдениям, в ответ на эти вызовы отрасль начала искать решения. Во-первых, стремительно вырос лизинг подержанной техники: «Доля сделок с б/у техникой в новом бизнесе составила 23% против 14% годом ранее».

Второй антикризисной мерой стало увеличение поставок имущества из дружественных стран: «Это привело к росту доли азиатских брендов в общем объеме нового бизнеса, она составляет уже почти треть против 25% годом ранее», — подчеркивает эксперт.

На фоне кризисных явлений усилили позиции тяжеловесы. Доля десяти крупнейших игроков в договорах выросла с 63% до 75%. При этом доля иностранных лизинговых компаний снизилась с 8% до 2% в общем объеме нового бизнеса.

Со стороны спроса основное изменение связано со снижением активности крупных лизингополучателей, в то же время малый и средний бизнес не сильно снизил активность: «В структуре договоров доля лизингополучателей из сегмента малого и среднего бизнеса выросла с 65% до 72%», — подтверждает тренд Зоя Советкина.

В разрезе видов лизинга, по словам Зои Советкиной, наметилось снижение доли продаж легковых и легких коммерческих автомобилей. Это вполне объяснимое явление, связанное с уходом западных брендов и временной остановкой отечественного автопрома.

При анализе картины прошлого года авторы исследования обратили внимание на позиции Уральского региона в общей структуре рынка лизинга. Они несколько выбиваются из общих трендов. При совокупном падении нового бизнеса на 13% объемные показатели лизинговых компаний на территории Уральского федерального округа остались на уровне 2021 года. При этом доля макрорегиона выросла на два процентных пункта и составила 9% в общем объеме нового бизнеса страны.

В целом это можно объяснить доминированием лизингополучателей из числа малого и среднего бизнеса в структуре клиентской базы лизинговых компаний, работающих на территории Урала. Спрос со стороны этого сегмента провалился меньше крупного.

Внутренний разворот

При этом региональным игрокам тоже пришлось сделать разворот в своей внутренней политике.

По словам директора по развитию компании «АС финанс» Ильи Лесникова, его компания, как и многие другие игроки рынка, в прошлом году начала выстраивать отношения с азиатскими поставщиками:

«К концу прошлого года логистические проб­лемы были решены, выстроен параллельный импорт, отлажены поставки из Китая. Но, к сожалению, остаются проблемы в организации сервисного обслуживания азиатской техники в России. Мои надежды связаны только с тем, что некоторые китайские поставщики проблематику понимают. Они сейчас стремятся захватить долю рынка, и я рассчитываю, что со временем они выстроят здесь и сервис».

По мнению Ильи Лесникова, конкуренция на рынке стала жестче и это закономерный процесс, связанный со сжатием некоторых сегментов: «Региональные лизинговые компании выиграют за счет гибкости, у них больше возможностей, так как меньше бизнес-процессов регламентировано», — считает эксперт.

На усиление конкуренции обращают внимание многие представители лизингового сообщества, особенно в нише лизинга оборудования. На фоне падения лизинга легкового автотранспорта сюда пошли многие игроки рынка, в этом сегменте активность потребителей оставалась стабильной.

И это связано с тенденциями импортозамещения. Производители европейских товаров либо временно остановили выпуск продукции, либо вовсе ушли с рынка. В этих условиях российские предприятия начали замещать эту долю рынка. Поэтому многие лизинговые компании активно занимались работой именно в этом направлении.

Специализированные игроки рынка лизинга действительно резко изменили стратегии. К примеру, компания «CARCADE» много лет работала исключительно в нише легкового транспорта.

— Легковой транспорт остается в нашей линейке, но кроме этого мы взяли курс на развитие сегмента коммерческой и дорожно-строительной техники. Выстраиваем сотрудничество с поставщиками из Азии. Портфель компании, конечно, значительно перераспределился.

Доля легкового автотранспорта уменьшилась и увеличилась доля коммерческого транспорта и дорожно-строительной техники. Но надеемся, что 2023 год будет более стабильным и начнется рост финансовых показателей. Рассчитываем, что государство снова введет инструменты поддержки лизингополучателей, потому что субсидирование покупок техники в лизинг значительно увеличивает рост продаж», — рассказывает директор представительства в Екатеринбурге «CARCADE» Вячеслав Дорофеев.

Усиление конкуренции обычно идет на пользу рынку, однако на этот раз проявляются негативные тенденции, связанные с ростом рисков в отрасли. Лизинговые компании в прошлом году стремились по максимуму удержать объемы продаж. Поэтому многие начали больше брать на себя рисков путем предложения нулевых авансов клиентам и других аналогичных решений. В будущем это может негативно отразиться на отрасли.

По словам директора Уральского регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг» Антона Вольфа, филиал столкнулся с теми же сложностями, что и вся отрасль: «Мы увидели снижение активности наших клиентов во втором квартале 2022 года, но к концу года началось восстановление. На 2023 год мы смотрим с умеренным оптимизмом».

Чтобы поддержать клиентов, компания делает ставку на разработку совместных продуктов. В частности, такие программы создаются для лизингополучателей из сферы АПК: «Мы заключаем соглашения с крупнейшими производителями сельскохозяйственной техники. Это дает возможность нашим клиентам получать специальные условия лизинга. До конца 2023 года также действует скидка на ставку в 1 процентный пункт для клиентов из сферы АПК», — делится эксперт.

Антон Вольф видит перспективу роста лизинга дорожно-строительной техники: «В этом сегменте ожидаем существенный прирост, и первый квартал текущего года уже показывает активность клиентов в этой отрасли».

По мнению эксперта, кроме общих кризисных факторов развитие отрасли сдерживает дефицит ресурсов у потенциальных лизингополучателей. В условиях нехватки ресурсов для прямой закупки лизинг является отличным инструментом обновления парков.

Валютная уязвимость

В базовом прогнозе агентства «Эксперт РА» рынок лизинга по итогам 2023 года покажет умеренный рост порядка 10%: «Но при этом его абсолютные значения едва ли будут сопоставимы с уровнем конца 2021 года», — предполагает Зоя Советкина.

В целом участники рынка разделяют прогноз агентства относительно умеренных темпов роста отрасли в этом году. Однако многое будет зависеть от информационного фона, темпов инфляции и динамики курса национальной валюты. Последний фактор особенно важен. Когда рубль ослабевает, спрос снижается. Тем более что, по словам участников рынка, сроки поставки предметов лизинга с трех месяцев увеличились до шести — восьми месяцев. За это время курс рубля может измениться кардинально.

— По нашему опыту, главным фактором является курс рубля, — соглашается Илья Лесников. — Но сейчас это касается не только соотношения рубля к доллару, но и к другим валютам. Когда рубль достигал максимума по отношению к юаню, мы получили всплеск заявок на поставку техники и оборудования из Китая, в этом случае целесообразно действовать быстро, чтобы успеть приобрести предмет лизинга по сниженному курсу. Так что соотношение рубля к другим валютам на рынке лизинга является действительно важным фактором роста».

Заместитель генерального директора по развитию «ТАЛК лизинг» Ольга Хван считает, что в целом тренды рынка лизинга в ближайшие 5 — 7 лет будет определять ситуация в производственном секторе, и рынок лизинга Уральского региона в силу концентрации на территории большого количества промышленных предприятий имеет хорошие перспективы: «В экономике произошли тектонические сдвиги. На наш взгляд, все больше компаний промышленного сектора будут создавать вертикаль производства. Это необходимо, чтобы снизить зависимость от

поставок комплектующих из других стран. Поэтому сейчас многие предприятия изучают зарубежные технологии, прежде всего азиатский опыт. Мы считаем, что в ближайшие годы интерес к поставкам китайского оборудования будет колоссальным. Тем более что предубеждения у потребителя относительно качества китайских станков нет. Будут выстраиваться и укрепляться партнерские отношения с Ираном, Индией и другими дружественными странами. Основываясь на этих тенденциях, “ТАЛК лизинг” выстраивает среднесрочную стратегию».