Проект создания транспортно-логистического центра «Екатеринбург» в районе грузовой железнодорожной станции Седельниково вступил в фазу проектирования. Здесь планируется построить терминал пропускной способностью 500 тыс. TEU (единица измерения, равная объему, занимаемому стандартным 20-футовым контейнером) в год. «Контейнерное ядро» в ТЛЦ «Екатеринбург» будет формировать компания «ТрансКонтейнер» (крупнейший оператор железнодорожных контейнерных перевозок в России), уже запросившая у РЖД технические условия по примыканию новых железнодорожных путей.
Другой масштабный транспортно-логистический центр в окрестностях Екатеринбурга — ТЛЦ «Уральский» в районе железнодорожной станции Аппаратная — уже функционирует. Имеющаяся инфраструктура позволяет обрабатывать более 5 пар полносоставных контейнерных поездов в сутки. Совместно с РЖД здесь постоянно совершенствуются технологии: время обработки одного контейнерного поезда с момента захода на терминал и до момента снятия последнего контейнера, как правило, не превышает полутора часов.
Также в ТЛЦ «Уральский» введена в эксплуатацию открытая площадка для хранения легковых автомобилей на полторы тысячи машиномест. Сейчас на Урал из Китая большими партиями доставляются легковушки в контейнерах. В транспортно-логистическом центре машины разгружают, а затем перемещают автовозами.
В текущем году в ТЛЦ «Уральский» завершается развитие инфраструктуры общего пользования на станции Аппаратная, общая развернутая длина путевого развития составит более 25 км. Завершить полностью проект ТЛЦ «Уральский» планируется к 2027 году. Проектная мощность транспортно-логистического центра составит 600 тыс. TEU в год, что эквивалентно более 5 тыс. контейнерных поездов. Но при кратном увеличении потока здесь могут еще нарастить производственные мощности, площадка 130 гектаров это позволяет.
Эта информация была озвучена на прошедшей в июне конференции ИД «Коммерсантъ-Урал», посвященной развитию логистики и внешнеэкономической деятельности Свердловской области. Речь шла в том числе о реализации логистического проекта «Сухой порт», идею которого выдвинул губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Напомним, суть идеи в том, чтобы в полной мере использовать конкурентные преимущества нашего региона, в том числе выгодное географическое положение, для создания крупнейшего логистического хаба в центре нашей страны (подробнее см. «Распределительный центр державы», «Э-У» № 19 — 22 от 22 мая 2023 г.). Оба названных ТЛЦ должны стать основой формируемого «Сухого порта».
Современный ТЛЦ является одним из ключевых элементов в организации контейнерных перевозок в Российской Федерации. Но почему ставка в развитии транспортной логистики делается именно на контейнерные перевозки? В настоящее время рынок контейнерных поездов в общей структуре железнодорожных перевозок в РФ, по разным оценкам, составляет от 5,5 до 9%. А в странах, которые чуть раньше приступили к этому виду перевозок, достигает уже 50%. То есть тренд очевиден: объемы перевозок в контейнерах будут динамично расти. При этом более 80% импортной продукции в Россию уже прибывает в контейнерах.
Вот почему важно развивать такие проекты, как ТЛЦ «Уральский» и ТЛЦ «Екатеринбург». Кстати, по экспертным оценкам, благодаря созданной в Свердловской области инфраструктуре сроки поставок импортной продукции в регион уже значительно сократились. Это произошло из-за того, что основная часть импорта теперь идет не из Европы, а с портов Дальнего Востока (в том числе параллельный импорт), и обрабатывается, соответственно, не в Московском регионе, а непосредственно на Урале. При этом уральские логисты совместно с РЖД применяют новые решения, чтобы преодолеть инфраструктурные ограничения: перевозка контейнеров в полувагонах, формирование сдвоенных контейнерных поездов и др.
Выступивший на конференции заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Дмитрий Брусянин рассказал о большой заинтересованности региона в реализации проекта «Сухой порт»:
— Губернатор поставил задачу консолидировать госпрограммы различных министерств, в том числе Минтранса (это автомобильные дороги), чтобы получить максимальный эффект от развития логистических центров на территории региона и того, что реализует в соответствии с полномочиями Свердловская область. Основная задача — создать все условия, чтобы перевалка грузов осуществлялась именно на территории нашего региона, вне зависимости от того, как сегодня переформированы грузопотоки. Если сравнить данные 2021, 2022 и 2023 годов, то у нас фактически сохранилось количество предприятий транспортно-логистической сферы. Оборот этих компаний по итогам 2022 года вырос в сравнении с предыдущим годом, немножко подросла среднемесячная заработная плата. Это говорит о том, что транспортно-логистические и экспедиторские компании смогли найти новые выходы на внешние рынки через Китай, Турцию, Грузию, Азербайджан, чтобы сохранить и свою деятельность, и всех своих сотрудников, которые сегодня работают на территории Свердловской области. Усилия власти, бизнеса, ассоциаций, работающих в регионе, дали кумулятивный эффект.
На дальних подступах
Понятно, что успех проекта «Сухой порт» в Свердловской области во многом зависит от объемов внешней торговли региона. Сегодня таможенная статистика ВЭД по многих показателям закрыта либо публикуется с большими задержками. Тем не менее можно выделить основные тренды.
— За 2022 год наблюдается рост внешней торговли Свердловской области по сравнению с предыдущим годом. Экспорт немножко сократился из-за конъюнктуры цен на металлы. Зато, как ни парадоксально, при всех ограничениях возрос импорт, — сообщил на конференции заместитель министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Олег Александрин. — Мы наблюдаем динамичный рост торговли нашего региона с Китаем, Турцией, Узбекистаном, Белоруссией. При этом ряд стран ЕС, например Чехия и Италия, наоборот, снижают объемы. Помимо традиционных рынков стран СНГ, мы видим по экспорту новые направления — например, Иран, Саудовская Аравия, Алжир, Объединенные Арабские Эмираты. Добавлю, что с 2018 года устойчиво растет экспорт свердловских предприятий малого и среднего бизнеса.
В текущем году «поворот на Восток» во внешней торговле Свердловской области стал еще более очевидным. «Узбекистан и Казахстан — это страны, которые за 5 месяцев 2023 года однозначно лидируют по отгружаемой продукции предприятий Свердловской области. Третье месте с небольшим отрывом занимает Азербайджан, обойдя лидировавший ранее Китай. Это удивительно даже для нас, — отметил президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин. — Среди российских регионов Свердловская область стабильно входит в пятерку по объемам несырьевого экспорта, занимая год от года второе — четвертое места. Во внешнеторговом обороте мы продолжаем прирастать, оставаясь экспортно ориентированным регионом, то есть торговый баланс в нашу пользу. Наша продукция по-прежнему важна и нужна. Без нее не обходятся даже те страны, которые минимизировали с нами сотрудничество, получая эту продукцию через третьи страны точно так же, как мы сегодня занимаемся параллельным импортом».
По статистике РЖД, за первые 5 месяцев этого года экспортные потоки через российские порты Северо-Запада снизились к аналогичному периоду прошлого года примерно на 60%. Грузопоток развернулся на Восток.
Но Восточный полигон РЖД и погранпереходы на границах с Китаем, Грузией, Азербайджаном (последние две страны используются в том числе для транзита в Турцию и Иран) явно не справляются с кратно возросшими объемами грузов. Поэтому государство и РЖД сегодня вкладывают огромные средства в расширение возможностей сопутствующей инфраструктуры. От этого также зависит судьба Сухого порта в Свердловской области.
Кадры для «Сухого порта»
Другой сдерживающий фактор — дефицит кадров в транспортно-логистической сфере региона. Но это та задача, которую вполне по силам решить совместными действиями власти и бизнеса Свердловской области.
В июне данный вопрос рассматривался на заседании комитета по транспорту и логистике Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей. Было озвучено, что главной проблемой для транспортной отрасли сегодня является нехватка водителей. Несмотря на стабильность основных показателей, в текущей ситуации сокращения кадровых резервов не стоит откладывать решение данного вопроса. Как утверждают эксперты, средний возраст этой категории работников на предприятиях Свердловской области составляет 50 — 55 лет.
— Следствием нехватки работников станет сдерживание развития отрасли, что может привести не только к сокращению количественных показателей, но и к снижению качества предоставляемых услуг, которое в ситуации дефицита отходит на второй план. Уральские предприятия свою задачу выполнили — создали рабочие места. Сейчас необходимо консолидированными усилиями власти и бизнеса создать условия для их наполнения. Одним из решений может стать создание регионального профильного технопарка, — прокомментировал ситуацию председатель комитета по транспорту и логистике СОСПП Сергей Мазуркевич.
При комитете по транспорту СОСПП создана рабочая группа с представителями областных министерства образования, министерства транспорта и департамента по труду и занятости населения, задачей которой является подготовка обобщенных сведений и решений по проблеме. Обоснованием станет учет кадровой потребности отрасли, основанный на текущих показателях, а также связанный с перспективами реализации проекта «Сухой порт». Среди решений будут обозначены специальности, учебные заведения и материальная база, необходимые для исправления ситуации в отрасли. Вместе с тем открытым остается вопрос софинансирования транспортными и логистическими предприятиями разрабатываемых программ.
— На объектах Сухого порта транспортные средства должны управляться профессиональными водителями. На сегодня ощущается острая нехватка водителей категории Е — как минимум 30%. Во-первых, сама профессия потеряла привлекательность. Молодежь не идет в эту профессию. Во-вторых, в регионе нет нормальной базы для обучения водителей категории Е, — сообщила журналу «Эксперт-Урал» руководитель представительства по Свердловской области Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Анна Петрова. — В Свердловской области мы реализуем пилотный проект — нейроцентр развития профессиональной надежности. Это одна из программ, которая называется «Водить без риска», где мы обучаем водителей осознанной внимательности, чтобы они могли предвидеть риски на дороге. Программу разработала процессор Уральского государственного экономического университета Наталья Вербицкая. В этом ключе мы занимаемся подготовкой нового поколения водителей.
Важно, что власти региона демонстрируют готовность к обсуждению и реализации конкретных предложений от экспертного сообщества в развитии проекта «Сухой порт», концептуальное оформление которого еще впереди.