С апреля 2022 года российский рынок производства метизной продукции изрядно просел. Ситуация стабилизировалась лишь к середине этого года.
— Весь 2021-й и начало 2022 года в России росли объемы производства метизной продукции. Соответственно, росла и выручка производителей. То есть бизнес активно развивался. Во втором квартале прошлого года, когда были введены ограничительные меры со стороны недружественных стран, мы увидели резкое падение производства. Значительная доля реализации метизов отдельных заводов, таких как «Северсталь-метиз» и Абинский электрометаллургический завод, приходилась на экспорт именно в западном направлении. А когда ввели экономические санкции, эти заводы пострадали больше всего. Выбывшие значительные объемы экспорта не удалось заместить поставками в другие страны
(в первом квартале этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года объемы экспорта сократились в два раза). Внутреннее потребление метизов в прошлом году тоже начало уменьшаться. Поэтому мы увидели резкое падение объемов производства начиная со второго квартала 2022 года, — рассказал журналу «Эксперт-Урал» генеральный директор Ассоциации производителей металлических изделий «Промметиз» Виктор Камелин. — Если смотреть на результаты этого года, то во втором квартале метизов было произведено на 8,5% больше по сравнению с первым кварталом 2023 года и на 13% больше по сравнению со вторым кварталом прошлого года. Но в целом за первое полугодие этого года физические объемы производства составили только 94% от уровня первого полугодия 2022 года, а объемы выручки за этот же период составили только 76%. Это обусловлено резким падением средних цен на нашу продукцию — сегодня они равны 81% от уровня первого полугодия прошлого года. Однако надо отметить, что второй квартал 2023 года показал не только рост, но и хорошую устойчивость на протяжении апреля — июня. То есть можно сказать, что рынок метизов стабилизировался, предприятия нашли свои ниши.
Гвозди бы делать…
В период ограничений российские предприятия столкнулись не только с проблемой реализации готовой продукции, но и с тем, что многие производственные компании, которые реализовывали инвестиционные проекты, ориентировались на поставки оборудования, технологии и материалов, прежде всего, из Западной Европы. В одночасье это оказалось под ограничениями. Наши метизники не могли провести платежи по заключенным контрактам, даже при наличии желания у партнеров работать всё упиралось в финансово-логистические проблемы. Это был период, когда заводам нужно было искать какие-то альтернативные пути: использовать либо отечественные продукты, либо параллельный импорт, либо просто замещать продукцией с тех рынков, где ограничения не были введены.
«До периода жестких санкционных ограничений практически все крупные метизные заводы в нашей стране вели очень активную инвестиционную деятельность. На таких предприятиях, как «ММК-метиз», Белорецкий металлургический комбинат, «Северcталь-метиз», Абинский электрометаллургический завод», были запущены масштабные инвестиционные проекты. В период 2021 — 2022 годов совокупные инвестиции метизной отрасли составляли порядка 10 млрд рублей, — прокомментировал Виктор Камелин. — В прошлом году ставилась задача, чтобы завершить начатые инвестиционные проекты в условиях ограничительных мер, поэтому многим заводам приходилось корректировать свою инвестиционную политику. Где-то приходилось проекты притормаживать, где-то — искать обходные пути. И когда мы посмотрели итоги 2022 года, в основном все начатые проекты были тем или иным способом завершены».
С уходом европейских производителей наши предприятия стремятся скорее занять освободившиеся ниши, делая акцент на импортозамещении. Так, Белорецкий металлургический комбинат (БМК, входит в Группу «Мечел») в 2022 году увеличил реализацию перспективной канатной продукции, разработанной и выпускаемой заводом с 2019 года для импортозамещения подобных канатов на российском рынке. Речь идет о канатах в полимере, которые БМК поставил потребителям в 1,7 раза больше (более 670 тонн канатов с полимерным покрытием различных диаметров и конструкций), чем за 2021 год. Эта продукция используется в качестве комплектующих на отечественных и импортных карьерных экскаваторах.
Соответственно, основными потребителями стали угольные и металлургические предприятия России.
«Канаты с полимерным покрытием и в этом году остаются одной из важных позиций в продуктовом портфеле БМК. Планируем и дальше расширять клиентскую базу и увеличивать долю реализации этой продукции, — отметил управляющий директор БМК Сергей Федоров. — Также продолжим работы по совершенствованию конструкций канатов и испытаниям полимеров различных марок. Всё это направлено на дальнейшее повышение эксплуатационных характеристик наших канатов».
Начиная с 2017 года на «ММК-Метиз» реализованы крупные инвестиционные проекты, направленные на обновление крепежного производства и освоение новых видов продукции. Освоен выпуск болтов и гаек М6 — М12 по DIN, фланцевого крепежа с внутренним шестигранником, самонарезающих винтов, оцинкованного крепежа крупных диаметров, шурупа типа Vossloh. Для развития производства машиностроительной гайки М16 — М20 в 2022 году приобретен и смонтирован комплекс холодновысадочного и резьбонарезного оборудования. Добавим, что «ММК-Метиз» остается крупнейшим в стране производителем крепежных изделий — его доля на российском рынке составляет 34%.
«Северсталь-Метиз» с 2020 года расширила спектр продукции для сельского хозяйства и частного домостроения: например, начала выпускать высокоуглеродистую проволоку с цинкалюминиевым покрытием. Она широко применяется в ландшафтных работах, сельском хозяйстве и садоводстве. С 2022 года предприятие предлагает клиентам квадратновинтовые оцинкованные гвозди — с их помощью закрепляются ограничители мощения при создании пешеходных или иных дорожек в ландшафтном дизайне. Также «Северсталь-метиз» производит проволоку для флористики (друт), которая используется для фиксации элементов в цветочных композициях и в керамической флористике для создания каркаса
стеблей, листьев и лепестков из полимерной глины. По-прежнему востребована колючая проволока, обычно она устанавливается как дополнительный барьер выше основного ограждения.
Крепят импортозамещение
Освоение производства новых видов метизной продукции в России продолжилось и в этом году. Например, на «ММК-метиз» в рамках выполнения программы по импортозамещению и расширению сортамента выпускаемой продукции ведутся работы по освоению выпуска многопрядного каната диаметром 10 — 15 мм для мостовых кранов и другого грузоподъемного оборудования. Технология каната разработана специалистами технологического центра предприятия, опытная партия изготовлена в производстве высокоуглеродистой проволоки и канатов «ММК-Метиз». На предприятии также изготовлена опытная партия стабилизированных арматурных канатов из стали марки 80-Ф. Испытания показали, что арматурные канаты соответствуют установленным требованиям нормативной и технической документации.
Белорецкий металлургический комбинат в первом квартале 2023 года освоил производство таких стальных новинок, как высокопрочная лента для добывающей промышленности, закаленно-отпущенная лента нового типоразмера, четыре типоразмера ленты из нержавеющей стали (используется при производстве электротехники). Также произведена партия прутков со специальной отделкой поверхности нового типоразмера.
Компания «Северсталь канаты» (входит в группу компаний «Северсталь-метиз») в апреле этого года произвела в Волгограде закладку нового участка, на котором будут выпускаться специальные стальные канаты для различных сфер применения — от строительства до добычи. Объем инвестиций составит более 1 млрд рублей.
В то же время инвестиционным проектам российских метизников существенно препятствует на только закрытие отдельных экспортных направлений, но и возрастающие объемы импорта китайской продукции, в частности тех же канатов.
— По импорту метизной продукции, к сожалению, были введены ограничения на обнародование информации. Тем не менее мы все равно косвенно оцениваем рынок, потому что общаемся с клиентами, которые покупают метизы по импорту, — пояснил глава «Промметиза» Виктор Камелин. — Конечно, импорт из недружественных стран уменьшился, хотя он в какой-то мере все равно присутствует. При этом сокращение импорта из Европы одновременно привело к увеличению объемов других поставок, прежде всего из Китая. Например, доля импорта во всех видах крепежа всегда была больше того, что мы производим сами.
Но даже при этом китайский импорт крепежа резко увеличился. Такая же ситуация наблюдается по канатам, сварочной проволоке и другим видам метизов.
По словам эксперта, этот момент ставит задачи по защите отечественного производителя, в том числе когда речь идет об импорте из дружественных стран: «По данному вопросу мы взаимодействуем с департаментом металлургии Минпромторга России и видим понимание того, что озабоченность наших производителей абсолютно обоснована. У нас возникает проблема загрузки мощностей, а это влечет за собой вопросы занятости, налоговых отчислений в бюджет. К тому же многие метизные заводы располагаются в моногородах, где сокращение производства очень остро отражается на социальной обстановке».
Кроме того, при поставках импортной продукции имеют место недобросовестная конкуренция и контрафакт. «А это уже не только экономический вопрос. Ведь если контрафакт, например, в канатах или крепеже, то возникает проблема безопасности. Если такая продукция имеет низкие качественные характеристики, тем самым ставится под угрозу не только работа самих механизмов, но и жизнь и здоровье работников, обслуживающих эти механизмы. Поэтому мы активно обсуждаем вопросы сертификации метизной продукции через логику безопасности», — заключил Виктор Камелин.