НАСА надеется на помощь Boeing в сложных и запутанных отношениях с российскими коллегами, которые уже пять лет доставляют американских астронавтов на земную орбиту. Агентство хочет выкупить принадлежащие авиастроителям места на российских ракетах.
Отправляя «на пенсию» в июле 2011 года последний «шаттл», руководство НАСА надеялось, что коммерческие перевозчики типа SpaceX и Boeing начнут доставлять астронавтов на орбиту уже к 2015 г. Однако обе компании при работе над ракетами и космическими кораблями столкнулись с большими трудностями, из-за которых первые запуски американских ракет и кораблей пришлось перенести на 2018 год.
В результате этих задержек НАСА вынуждена еще три года при работе с МКС пользоваться российскими кораблями «Союз». Космическому агентству США не оставалось ничего иного, как продлить на 2018 год контракт с «Роскосмосом» на перевозку астронавтов. Это обойдется НАСА в дополнительные 490 млн долларов.
Американское космическое агентство более десяти лет покупало билеты (места) на «Союзы», но при этом жаловалось, что, пользуясь монополизмом, российские коллеги все больше и больше поднимали цены.
Сейчас руководство НАСА, похоже, решило сэкономить и обратилось 17 января, сообщает Business Insider, к компании Boeing с просьбой продать ей принадлежащие компании 5 мест на борту «Союза». Обращает на себя внимание, что речь идет в т.ч. и о трех местах, забронированных за Boeing на 2019 год.
Столь странный способ доставлять астронавтов на МКС и забирать их оттуда требует объяснений. Дело в том, что производитель ракет и кораблей «Союз» - РПК «Энергия» недавно уладила иск с Boeing почти на треть миллиарда долларов (320 млн). Частью компенсации «Энергии» как раз и стали те пять мест, на которые сейчас претендует НАСА: по одному месту в 2017 и 18 годах и три в 2019 г.
НАСА хочет получить эти билеты, чтобы использовать МКС, в которую вложило в общей сложности примерно 75 млрд долларов, так сказать, на полную катушку. Причем, следует торопиться, потому что в 2024 г. международная станция будет закрыта.
Представители НАСА, конечно, точных цифр не называют и говорят только, что цена будет определена во время переговоров с Boeing и что она будет разумной и справедливой.
В Boeing обещают не наживаться на родном агентстве, с которым у него многолетние плодотворные контакты, и что цены будут мало отличаться от того, что НАСА заплатило бы «Роскосмосу» при прямой покупке мест на борту «Союза». Но если ориентироваться на цены российского космического агентства, то само НАСА ничего не сэкономит. Известно, что в 2008 году «Роскосмос» брал за одно место на борту «Союза» 21,8 млн долларов. Известно также, что за 10 лет, к 2018 г., россияне подняли цену на 372% до 81 млн по данным аудита, проведенного в сентябре прошлого года сотрудниками Генерального инспектора НАСА (OIG). Если представитель Boeing не пошутил, то пять полетов на МКС обойдутся НАСА недешево. Единственный смысл всей сложной комбинации – не платить деньги коллегам-конкурентам из России, а отдать их своим бизснесменам.
Даже без учета трех мест в 2019 году НАСА заплатила за 12 лет работы с «Роскосмосом» за перевозку астронавтов в общей сложности 3,36 млрд долларов. Если предположить, что бюджет американского космического агентства не изменится и останется в районе 18,5 млрд долларов, то это значит, что ок. 3% бюджетных средств в 2018 году достанется российским коллегам.
К слову, о том, во сколько обойдется место у американских космических перевозчиков. Как следует из презентации НАСА в мае 2016 года, в агентстве ожидают, что цена места на кораблях Dragon и CST-100 Starliner, которые сейчас собирают в компаниях SpaceX и Boeing соответственно, составит 58 млн долларов. В целом же контракты с НАСА принесут Boeing и SpaceX 4,2 и 2,6 млрд долларов соответственно.