Конец миропорядка XX века. Именно так министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер назвал приход к власти в США Дональда Трампа. По словам главы немецкой дипломатии, сейчас наступает эпоха «глобального хаоса» и «как будет выглядеть мир завтрашнего дня – еще не определено».[1]
Впрочем, целый ряд экспертов и аналитических центров пытаются решить эту проблему, определяя и анализируя тренды 2017 года. Среди них и российский брейн-центр - Агентство «Внешняя политика», выпустившее прогноз «Международные угрозы-2017».
Авторы данной работы, как в общем-то и большинство экспертов-международников, прогнозируют непростой год, однако, в отличие от того же «Блумберга» с его пресловутыми предсказаниями хаоса, не драматизируют ситуацию. В докладе рассмотрено более десятка кейсов, в том числе самые важные для России – Европа, США, Украина и Сирия.
Запад с нами?
Самая неопределенная ситуация складывается в российско-американских отношениях. По сути авторы утверждают (и они правы) что успех нормализации отношений между Москвой и Вашингтоном зависит от целого ряда посторонних факторов, таких как успехи Трампа в экономике и на других театрах внешнеполитических действий.
При самом хорошем раскладе (если у Трампа все получится), этот сценарий «приблизит перспективу формирования международных отношений на основе прагматического сотрудничества». Однако такой сценарий все же маловероятен, по крайней мере в 2017 году – слишком много у Трампа хейтеров. Новому президенту нужно сначала выдрессировать прессу, договориться с Конгрессом, изолировать самых ярых трампофобов (опыт последних дней показывает, что компромисс с либерал-радикалами маловероятен). А это месяцы, если не год, работы.
Самая сложная ситуация складывается, безусловно, на европейском театре. Дезинтеграционные процессы в регионе продолжатся, ведь приход Трампа не решает целый ворох проблем Евросоюза, а скорее усугубляет его. Избранный президент уже публично выразил сомнение в будущем европейского интеграционного проекта, а сами лидеры стран ЕС вместо того, чтобы признать хотя бы частичную правоту нового хозяина Белого дома и решать проблему, стали в очередной раз критиковать его за, по сути, неполиткорректность. Если европейские континентальные элиты продолжат критику и будут присоединяться к хейтерам Трампа по ту сторону Атлантики, президент США действительно может взять курс на смену европейской парадигмы. Он уже встретился с некоторыми лидерами евроскептиков, и, по мнению ряда экспертов, может в будущем поддержать эти силы на национальных выборах, ну или, на крайний случай, системную оппозицию. Напомним, что в 2017 году должны пройти три важных народных волеизьявления – парламентские выборы в Нидерландах и Германии, а также президентские выборы в Германии. И они, как пишут авторы доклада, «позволят лидерам ЕС обновить политическую повестку дня и начать искать решения для текущих проблем». Кто бы из двух сил (системные правые и несистемные) на них не победил.
Что же касается российско-европейских отношений, то тут авторы доклада, как и многие российские аналитики, прогнозируют определенный прогресс. Прежде всего потому, что «группа сторонников отмены санкций может впервые возобладать в трансатлантических отношениях». Оспаривать этот тезис сложно, ведь к скептически оценивающему санкции Трампу с огромной долей вероятности присоединится новый французский президент – оба фаворита на этот пост (Франсуа Фийон и Марин ле Пен) уже высказались за прекращение санкционной войны с Россией. Более того, в Париже понимают, что если они оседлают тренд нормализации с Россией, а не будут ему сопротивляться (как это делает Меркель), то могут получить с этого неплохие бонусы. например, стать посредником между Москвой и Брюсселем.
В любом случае начнется некое движение в сторону заключения пакетной сделки между ЕС и РФ о нормализации отношений. Правда, вряд ли эта сделка будет заключена в 2017 году и точно не будет заключена до выработки нового формата российско-американских отношений. Европейские элиты не обладают нужной смелостью для того, чтобы лезть поперек Трампа к Путину.
В Киеве и Дамаске будет спокойнее
Вторым основанием для прогресса в российско-европейских отношений станет по мнению авторов доклада, прекращение увязывания санкций с украинским кризисом. «Нет оснований ожидать, что Украина войдет в число внешнеполитических приоритетов Вашингтона. Кроме того, для преемников Олланда и Меркель успех или провал Минских соглашений не будет вопросом личного престижа. Об Украине станут забывать», - пишется в докладе. Безусловно, в 2017 году конфликт на Украине не будет урегулирован, однако для Кремля это, скорее, задача-максимум. Российскому руководству прежде всего «важно, чтобы начала сокращаться украинская военная и диверсионная активность в Донбассе и Крыму, а также чтобы Украина сохраняла социально-политическую стабильность. Если изолировать военную активность Киева возможно, то сдержать последствия коллапса режима в результате социального взрыва будет существенно сложнее». Это Трамп и новые европейские элиты вполне могут обеспечить, причем даже без заключения российско-западной пакетной сделки.
Наконец, в сирийском кейсе авторы демонстрируют чрезмерный оптимизм. Они пишут о том, что «складываются условия для прекращения прокси-войны третьих сил на территории Сирии. Ключевое значение будет иметь российско-американское взаимодействие, а также позиция Турции в рамках договоренности с Россией и Ираном. При сохранении нынешних тенденций в наступившем году запрещенная в РФ террористическая группировка ИГ понесет поражение и война будет завершена».
Такого рода четкие прогнозы в регионах со стольким количеством переменных давать не стоит, но проблема даже не в этом. Прокси-война третьих сил (прежде всего между Ираном и КСА) вряд ли прекратится, скорее наоборот. Если новый подход Трампа в отношениях с союзниками будет реализован, если новый президент действительно минимизирует американские обязательства, то руководство КСА почувствует себя крайне неуверенно. Эта неуверенность при наличии экзистенциального врага в лице Ирана может привести к резкому увеличению агрессивности Саудовской Аравии, вплоть до обретения ядерного статуса (маловероятно, но возможно). Если же Трамп реализует другое свое обязательство и разорвет ядерную сделку с Ираном, то тут уже (особенно на фоне скорых президентских выборов в ИРИ) возможно резкое повышение агрессивности со стороны Ирана и, как следствие, усиление давления на иранских союзников со стороны воспрявшего КСА. Со всеми вытекающими в виде обострения прокси-войны, которая, как пылесос, затягивает в нее все внешние страны, в том числе и Россию.