Потребительское доверие россиян снова упало до минимальных значений

31 января 2017, 08:43

Читайте Monocle.ru в

В октябре-декабре 2016 года индекс потребительского доверия Nielsen составил 63 пункта, вернувшись к минимальному значению за 12 лет наблюдений. Индекс не сумел сохранить тенденцию к росту, наметившуюся во втором и третьем кварталах, когда он составлял 66 и 67 пунктов соответственно, пишет "Коммерсант".

Аналитики отчасти связывают снижение индекса с сезонностью, отмечая, что под конец года из-за трат на предстоящие праздники потребители в целом консервативны в оценках своего благосостояния. Однако главной причиной в Nielsen называют изменение психологии потребителей, которые теперь следуют новым принципам: крайний рационализм, взвешенный, прагматичный подход к любой покупке, включая продукты питания. "Модель потребления окончательно трансформировалась в модель сбережения. Экономия во всем стала частью образа жизни",- объясняет руководитель направления оценки эффективности продаж и маркетинговых коммуникаций "Nielsen Россия" Марина Ерскова.

В конце года 84% соотечественников были уверены в том, что сейчас не время совершать покупки (+11 п.п.). Это один из самых высоких показателей за все время исследования, отражающий как последствия сокращения реальных доходов населения, так и сдвиг в сторону сберегательной модели поведения, подчеркивают в Nielsen.

Подавляющее большинство (79%) заявили о намерении продолжать экономить даже при стабилизации ситуации в стране. Опрос показал также увеличение в декабре на 6 п.п. доли тех, кто оценивает свои финансы негативно, она составила 67%. Число респондентов, сокративших свои расходы, выросло на 2 п. п., до 75%.

Россияне по-прежнему в первую очередь экономят на покупке новой одежды (61% в четвертом квартале 2016 года, +2 п.п. к третьему кварталу) и развлечениях вне дома (59%, +4 п. п.). Около половины потребителей (49%) стали меньше тратить на короткие поездки и отпуска, столько же - на обновление техники, а 53% переключились на более дешевые бренды продуктов питания.

О том, что у потребителей сохраняется осторожное отношение к тратам, говорят и ритейлеры. Покупатели "Дикси" отдают предпочтение товарам по акции или первой цены, говорит представитель компании Антон Пантелеев. В X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") признают, что в конце года рынок оставался непростым, но на фоне замедления темпов инфляции начали наблюдаться признаки стабилизации. Гендиректор "Ленты" Ян Дюннинг отмечает, что в январе 2017 года наметилось "возвращение показателей трафика на позитивную траекторию", но признает, что ситуация на рынке остается волатильной.