Сумеет ли Брюссель еще раз удержать эллинов в еврозоне и Евросоюзе? Ответ на этот отнюдь не риторический вопрос может быть получен уже 20 февраля. В этот день состоится встреча министров финансов членов ЕС. Одним из главных вопросов повестки дня будет, конечно же, Греция. Европейским финансистам предстоит решать вопрос о транше в размере 10,3 млрд евро, который необходим Афинам для выплаты процентов по ранее взятым кредитам. Только расплатившись, греки смогут избежать дефолта, который вполне может повлечь за собой выход страны из Евросоюза, т.е. грекзит.
К таким встречам европейским финансистам не привыкать. В этот раз, однако, ситуацию осложняют другие события. В этот год в Старом Свете должны пройти многочисленные выборы. В такое ответственное время любое, даже самое маленькое «ЧП», хотя назвать грексит «маленьким ЧП» не поворачивается язык, может привести к очень серьезным последствиям в масштабе всего континента, а затем, учитывая размеры экономики ЕС, и всей планеты.
Уже в марте состоятся выборы в Нидерландах и начнутся тяжелые переговоры по брекзиту, в апреле и мае президента будут выбирать французы; затем, после небольшого перерыва, в сентябре на избирательные участки предстоит идти немцам. В этом, возможно, и заключается спасение Греции.
После 2009 года ВВП Греции уменьшился на 26%, а уровень безработицы упрямо не опускается ниже 20%. Быстрый рост госдолга с конца девяностых годов прошлого века, огромная армия неэффективных чиновников и госслужащих, на содержание которых уходит ок. 40% ВВП, манипуляции правительства с цифрами с целью скрыть истинное положение дел с дефицитом бюджета, неуплата налогов, превратившаяся в Элладе во всенародное хобби – все это и немало других причин привели ее в 2009 году к долговому кризису, из которого она, по всеобщему мнению специалистов, выйдет нескоро.
За шесть лет Афинам трижды оказывали многомиллиардную помощь. Последнее соглашение было подписано в 2015 году. Однако сотни миллиардов помощи не снизили задолженность правительства. По данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), отношение госдолга к ВВП в Греции составляет 185,7%. По этому показателю она уступает лишь Японии, у которой он 240%.
Конечно, греки не сидят, сложа руки. Греческая экономика продолжает кое-как функционировать. В 2014 г. был зафиксирован символический рост ВВП в размере 0,4%. В 2015 году греческая экономика вновь сползла в рецессию, а в прошлом году она показала нулевой рост. В этом году ОЭСР планирует рост ВВП в размере 1,3%. Правда, экономисты напоминают, что все будет зависеть от своевременной выдачи траншей, от реальной продажи госактивов в программе приватизации госсобственности, о которой говорят уже не один год; от проведения реформ, направленных на повышение конкурентоспособности экономики, от улучшения ситуации со сбором налогов и ослабления регулирующих правил. Не менее важны, конечно, и внешние условия. Это и последствия брекзита; и возможное появление новой волны беженцев и темпы развития экономик Европы и Китая.
Главной проблемой Греции, по крайней мере, сейчас являются долги. Для того, чтобы вернуть кредиты, Афины должны постоянно сохранять профицит бюджета. Под давлением Брюсселя правительство Греции согласилось на профицит бюджета в размере 1,75% в 2017 году и 3,5% - в следующем.
По цифрам между ЕС и МВФ серьезные разногласия. Фонд считает, что достижение приведенных выше финансовых целей приведет к такому сокращению расходов, что экономика, которая, казалось, уже было начала восстанавливаться, опять рухнет в глубокую рецессию.
МВФ возражает против снижения расходов. К тому же, говорят в Фонде, Афины ничего не сделали с двумя серьезными проблемами – налоговой системой, имеющей множество льгот, и очень щедрой пенсионной системой. Достаточно сравнить цифры: в Греции льготы по налогам до сих пор имеют более половины домохозяйств тогда в среднем по еврозоне лишь 8%. На пенсионную систему в Греции уходит почти в 11% ВВП, а в среднем по еврозоне – 2,5%.
К пенсиям и налогам греческие политики относятся очень болезненно. Премьер-министр Греции Алексис Ципрас прекрасно понимает, что дальнейшие снижения пенсий будет встречено греками, которые уже и так страшно устали от затягивания поясов и жесткой экономии, в штыки и сметет его правительство, которое и без того обладает в парламенте крошечным большинством.
В вашингтонской штаб-квартире МВФ утверждают, что Фонд в отличие от Брюсселя не требует от Греции усиления экономии ни сейчас, ни в среднесрочной перспективе и даже готов поддержать некоторое облегчение долгового бремени для Афин.
Особенно сильные разногласия между ЕС и МВФ по вопросу списания греческих долгов. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, самый, пожалуй, авторитетный финансист в Европе, категорически исключает любое списание долгов Греции.
«Если уж дело дойдет до этого, то Греция должна будет покинуть монетарный союз (еврозону)»,- повторил Шойбле свою позицию в начале февраля.
Главный немецкий финансист настаивает на дальнейшем сокращении расходов правительства Греции и усилении жесткой экономии, а не списании долгов. В ответ на требования Берлина министр финансов Греции Георгиос Катругалос заявил, что Германия сейчас находится в меньшинстве в ЕС. Он также утверждает, что Шойбле в меньшинстве и в самой Германии. Катругалос критикует всех кредиторов, включая МВФ. Он утверждает, что если бы Афины имели дело с одними европейцами, то давно бы, еще в декабре прошлого года, покончили с формальностями, связанными с 10-миллиардным траншем, и получили деньги. В задержке с выдачей транша, считают в Греции, виновата двойственная позиция МВФ, который никак не определится: продолжает он участвовать в программе оказания помощи или выходит из нее.
Встреча европейских министров финансов 20 февраля – последняя перед началом большого политического сезона в Европе. Подъем национально-популистских сил в Голландии, Франции и Германии делает положение Брюсселя очень опасным и может заставить европейские власти в который уже раз спасти греков несмотря на полное понимание, что через некоторое время к этому вопросу придется опять возвращаться.
Евросоюз не без оснований обвиняют в замедленной и во многом ошибочной реакции на греческий долговой кризис также, как на схожие кризисы в Испании, Португалии, Ирландии, на Кипре и в Словении. Не лишено оснований и обвинение в том, что Грецию спасают не для спасения самой страны, а для спасения банков на севере Европы, которые скупили слишком много греческих гособлигаций.
Европейские спасательные фонды: Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) и Европейский стабилизационный механизм (ESM) уже выдали Греции 174 млрд евро. По словам главы ESM Клауса Реглинга: «Мы бы никогда не дали столько денег, если бы не считали, что получим их назад».
Главное сейчас, соглашаются на разногласия европейские и международные финансисты – предотвратить дефолт Греции, т.е. как можно быстрее перечислить Афинам 10,3 млрд евро. Избежать греческого кризиса в краткосрочной перспективе возможно, потому что МВФ, похоже, решил не выходить из программы оказания помощи Греции, по крайней мере, на данном этапе. МВФ, вероятно, прав в необходимости реформировать пенсионную и налоговую системы Греции. С другой стороны, финансистам Фонда в отличие от европейских не нужно иметь дело с разочарованными и разгневанными избирателями, которые могут отдать свои голоса популистам.