«Северному потоку» вменили политику

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
8 февраля 2017, 10:26

Канцлер Германии заявила в Польше, что строительство газопровода «Северный поток-2» с политической точки зрения может быть вредно для Украины. Однако эксперты уверены, что экономическая целесообразность в конечном счете возобладает. Она же не позволит в ближайшее десятилетие американскому газу потеснить российский на рынках Европы

ТАСС
Швеция. Остров Готланд. прокладка труб газопровода по дну Балтийского моря компанией «Nord Stream»
Читайте Monocle.ru в

Как заявилавходе переговоров спремьером Польши БетойШидловВаршавеканцлер ФРГ АнгелаМеркель, строительство газопровода "Северный поток-2" с политической точки зрения может быть вредно для Украины,сообщает РИА Новости. Информацию обнародовало фициальный представитель польского правительства Рафал Бохенек.

"Госпожа канцлер подчеркивает главным образом коммерческий аспект этого проекта. Но вовремя разговора с госпожой премьером (Польши) сказала, что видит иполитический аспект ион может быть вреден дляУкраины",— сказал Бохенек в эфире Польского радио. Как подчеркнул РафалБохенек,"Северныйпоток-2"«не служит энергетической безопасности ЕС, это делаетсоюз зависимым от России. «Создание "Северного потока-2" приведет ктому, что Украина окажется еще более взоне влияния России",— напомнилБохенекпозицию Польши.

Заявление, вернее, его освещение в СМИ имеет политический подтекст, уверен начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "ФридомФинанс"Георгий Ващенко. В реальности, считает он, зависимость европейских потребителей от российского газа вызвана объективными экономическими причинами. Поставки топлива увеличиваются, причем Северный поток-1 уже практически полностью загружен. В 2016 г. потребители в Европе купили на 12% газа больше, чем в предыдущем году, и на 2017 г. прогнозы оптимистичные. Экспорт может составить не менее 180млрдкуб.м. В то же время из-за тяжелой экономической ситуации на Украине риск транзита через нее возрастает.

Также за заявлениямиМеркель, помимо политики, считает Ващенко, также может стоять намерение поддержать возможных претендентов на покупку украинской ГТС. Ранее сообщалось, что американская компания интересуется покупкой. А Газпром будет пытаться развивать транспортные коридоры, несмотря на противодействие ЕК. У монополии появляются сторонники в южной Европе, в частности, Болгария, которая ранее под давлением Брюсселя была вынуждена запретить строительство Южного потока, после возобновления Турецкого потока мощностью всего 15 ... 30млрдкуб.м. в год, уже не исключает строительства хотя бы одной нитки Южного потока.

Между тем, несмотря на планы новой администрации США по газовой экспансии в Европу, времени на реализацию проектаNordStream- 2 у российского экспортера предостаточно, уверенгенеральный директор компании «ЛоресКонсалтинг» АнтонПолишкис.Да, усилиями польскихантимонопольщиковпроект сейчас по сути заморожен, а тот факт, что госпожаМеркель, глава Германии, ранее являвшейся едва ли не главным лоббистом его реализации перед Еврокомиссией, в очередной раз разменивает экономическую выгоду на политическую поддержку со стороны антироссийски настроенной части европейского общества, не добавляет уверенности в том, что в ближайшем будущем ситуация кардинально изменится в лучшую сторону.Но, в отличие от экономической выгоды, геополитическая обстановка куда более изменчива.

Победа Трампа на выборах в США уже нанесла существенный урон нынешней политической элите ЕС, теперь грядут выборы уже в Европе и далеко не факт, что Германия и Франция после них так же не изменят свой курс на поиск нарушений своихинтересов во всех действиях России и российских компаний. Если это случится,антироссийскинастроеннаявосточная периферия Евросоюза лишится последней поддержки и, по большому счету, никакого смысла противостоять реализации проектаNordStream- 2 не будет. На текущий же момент у Газпрома есть куда более актуальные и перспективные проекты, главными из которых, являются, конечно, Турецкий поток и незаслуженно подзабытая «Сила Сибири», которая как раз и позволит «застолбить» выгодный рынок в преддверии экспансии американского СПГ, но только не европейский, а куда более перспективный азиатский.

Стоит отметить, говоритАнтонПолишкис,чтосами по себе намерения США о наращиванию экспорта газа, а вернее североамериканских добывающих компаний и финансируемого ими лобби в Сенате, никоим образом не означают передела структуры европейского рынка энергоресурсов. Пока что ни ЕС, ни США необладаютни необходимой для приема, транспортировки и газификации инфраструктурой, ни флотом танкеров соответствующих масштабов для осуществления экспансии в Старый Свет, способной хоть как-то влиять на структуру предложения. Создать целую отрасль по доставке и распределению американского СПГ, способную конкурировать с разветвленной сетью Газпрома, очень сложно и на это уйдут годы.

Остается открытым вопрос, на чьи деньги будут эта инфраструктура и флот создаваться, добавляет эксперт.Добывающая отрасль США сейчаснаходитсямягко говоря не в самой лучшей финансовой форме: например, по итогам прошлого годаExxonпродемонстрировала самую низкую за 20 лет прибыль. США является крупнейшей по объемам добычи газа страной: в еще достаточно тучном, по нынешним меркам цен на углеводороды, 2014 году в Штатах было добыто почти на 100млрдкубических метров больше природного газа, чем в России, при этом существенная доля приходилась на сланцевые месторождения, то есть изначально американский газ, даже без учета расходов на сжижение и последующую транспортировку СПГ, стоит значительно дороже добываемого в Сибири.

Так чтов ближайшие годы США при поддержке администрации будут наращивать объемы экспортируемого газа, но отправляться он будет по большей части не на перенасыщенный рынок ЕС, где его придется продавать по ценам, сопоставимым с трубопроводным газом, то есть ниже себестоимости, а в Азию, где существует высокий спрос и недостаток предложения.То есть, по мнению эксперта,Газпрому не стоит всерьез опасаться американского СПГ в перспективе ближайшего десятилетия.