Суть услуги страхование ВЗР состоит в компенсации медицинских затрат, возникающих во время заграничной поездки в связи с внезапной болезнью или из-за несчастного случая. Она отличается от страхования от несчастных случаев тем, что полис действует не в государстве постоянного проживания застрахованного, а на территории другой страны. Наряду с компенсацией медицинских затрат, страхование граждан, отправляющихся за границу, может включать себя и иные гарантии. Часть из них не относится к личному страхованию, например, оказание правовой помощи, а также предоставление технической помощи на дорогах.
В число страховых случаев входят следующие:
- внезапная неожиданная потеря трудоспособности;
- получение платной медпомощи при несчастном случае, острой болезни или обострении хронической болезни, без предоставления которой появилась бы угроза ухудшения состояния здоровья застрахованного или его смерти;
- потеря багажа, документов, денежных средств, за которую застрахованный не несет ответственности;
- отказ от билетов или от поездки по независящим от застрахованного причинам;
- неожиданные расходы, связанные с автогражданской или общегражданской ответственностью;
- невыполнение указанных в договоре обязательств туристического агента.
Страхование граждан, отправляющихся в зарубежные поездки, организуется в двух формах: компенсационной и сервисной. При использовании первой формы страхование неотложной помощи не предусмотрено, а застрахованное лицо во время поездки самостоятельно организует и оплачивает получаемые им медицинские услуги. После возвращения оно предъявляет соответствующие документы, и страховщик на их основании компенсирует ему затраты, входящие в состав страхового покрытия.
Вторая форма является более распространенной. При ее использовании клиент перед поездкой подписывает с российской страховой фирмой договор, гарантирующий ему оплату предусмотренных медицинских затрат и получение соответствующих услуг. В полисе содержатся телефоны, по которым клиент должен сообщить о факте заболевания или несчастного случая. Чтобы эта система функционировала успешно, требуется соблюдение двух условий: наличие круглосуточной связи с оперативным центром и наличие у него сети поставщиков услуг, которая работает в той стране, куда выезжает застрахованное лицо.