Большому кино - большие проблемы

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
28 марта 2017, 14:05

ZUMAPRESS/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

С момента показа Томасом Эдисоном первого кинофильма прошли 128 лет. У киноиндустрии богатая и, что самое главное, коммерчески прибыльная история. Вернее, она была прибыльной до последнего времени. Сейчас же будущее кино под большим вопросом.

Во всем, как обычно, виноваты потребители. Киностудии пытаются как можно быстрее учитывать их новые запросы и предпочтения, которые главным образом касаются прихода цифровой эры. Однако, несмотря на все старания они явно запаздывают. 

В прошлом году кассовые сборы кинорелизов Disney на территории России и стран СНГ превысили рекордные 15,3 млрд рублей. Как они это делают?
Елена Николаева, Вячеслав Суриков

По мнению авторитетного в мире шоубизнеса журнала Variety, кинобизнес столкнулся с двумя основными проблемами. Во-первых, молодую публику все больше и больше интересует потоковый контент, который они могут просматривать на своих iPhones и планшетах. Конечно, они ходят и в кинотеатры, но крайне редко и только на суперблокбастеры типа «Мстителей» и «Звездных войн». За исключением нескольких картин, которые можно пересчитать на пальцах одной руки, молодежь все чаще отдает предпочтение маленькому экрану перед большим.

«Думаю, доказательство перед нашими глазами и касается оно того, что происходит в кабельных сетях и на потоковых сервисах,- считает Лоренцо ди Бонавентура, продюсер франшизы «Трансформеры».- Режиссеры мечтают вторгнуться в новые территории, потому что у них есть интересные истории, которые им хотелось бы показать зрителям… Именно там сейчас и происходят главные действия».

Во-вторых, финансовая система кинобизнеса в ее нынешнем виде и состоянии находится под большим и постоянно растущим давлением. Это хорошо видно на взаимодействии между Голливудом и его наиболее надежными источниками финансирования. Многие инвесторы покинули киноиндустрию не только потому что Силиконовая долина обещает более высокую прибыль. Сыграла свою роль и склонность многих кинодеятелей к смелым экспериментам, которые время от времени, конечно, приносили и приносят большую прибыль, но чаще всего приводили к провалам.

Последние годы Голливуд держался на «новых» деньгах, в основном, китайских миллиардах. Однако сейчас и этот казавшийся еще пару лет назад бурным и неиссякаемым поток начал высыхать. Пекин взял решительный курс на ограничение зарубежных инвестиций. В том числе, и в шоубизнесе. 

Появились уже и первые результаты - провал двух миллиардных проектов: покупки китайской компанией Dalian Wanda киностудии Dick Clark Productions и соглашения о финансировании совместных проектов Paramount и двух китайских фирм: Huahua Media и Shanghai Film Group. В Пекине не без оснований считают, что китайские компании проявляют чрезмерное рвение в отношениях с Голливудом и переплачивают большие деньги. Все больше специалистов считают, что кинобизнесу следует забыть о китайском источнике финансирования и что другие формы венчурного капитала будут уходить из кино в такие новые и быстро набирающие популярность виды шоубизнеса, как виртуальная реальность.

Еще одна большая проблема современного кино – все более непредсказуемое поведение зрителей. Предугадать их интересы и тем более вовремя отреагировать на них крайне редко удается лишь считанным режиссерам и продюсерам.

Конечно, есть в киноиндустрии и оптимисты, которые указывают на то, что доходы продолжают расти. Так, американский кинорынок установил в прошлом году новый рекорд по кассовым сборам – 11 млрд долларов. Был установлен в 2016 г. и рекорд по кассовым сборам в масштабах всей планеты – 38,6 млрд долларов. Однако оптимисты не замечают или делают вид, что не замечают простого нюанса - рекордный рост прибылей объясняется ростом цен на билеты и инфляцией. Проще говоря, численность зрительской аудитории продолжает снижаться. Так, североамериканский кинорынок, состоящий из США и Канады, уже более десятилетия не может даже повторить рекорд посещаемости кинотеатров 2004 года, когда было продано 1,5 млрд билетов.

«Кинобизнес тратит больше денег для привлечения меньшего количества зрителей,- объясняет бывший президент Paramount и основатель киностудии Dicotomy Адам Гудман.- Киностудии устраивают премьеру за премьерой, но подавляющее большинство оказываются в финансовом плане несостоятельными».

Конечно, кинобизнес за сто с небольшим лет сильно изменился. Остались в прошлом дни, когда президенты и директора киностудий делали то, что хотели. Сейчас киностудии представляют из себя очень сложные организации, в которых большое значение имеют медиа и высокие технологии. Все меньше фильмов снимается в Лос-Анджелесе и Калифорнии. Съемки перемещаются в такие города, как Атланта или, например, Новый Орлеан, власти которых представляют киностудиям больше льгот по налогам, чем Калифорния.

Конечно, подавляющее большинство кинематографистов понимают, в каком тяжелом положении оказалась киноиндустрия. Они боятся приближения «айсберга» и пытаются, конечно, что-то делать. Многие видят возможность хотя бы попытаться улучшить состояние отрасли за счет уменьшения доли, получаемой дистрибьюторами, т.е. кинотеатрами. 6 из 7 крупнейших голливудских киностудий: Fox, Paramount, Lionsgate, Sony, Warner Bros. и Universal сейчас ведут интенсивные переговоры о дальнейших взаимоотношениях с такими большими сетями кинотеатров, как Regal и AMC.

Несколько особняком держится самая крупная киностудия – империя Disney, в которую входят такие известные кинокомпании, как LucasFilm, Pixar и Marvel. На ее долю, согласно данным Cowen & Co.’s Doug Creutz, в прошлом году пришлись 61% всех доходов отрасли.

Еще одна возможность для выживания, по мнению многих кинематографистов, заключается в уменьшении промежутка времени между показом картин в кинотеатрах и передачей их для домашнего пользования. Сейчас период ожидания между тем, когда фильм можно посмотреть в кинотеатре и дома, составляет приблизительно три месяца. На эту тему проводятся многомиллионные исследования, но найти наиболее оптимальную продолжительность пока не удалось. Киносети относятся к этому плану крайне негативно, потому что зрители, конечно, предпочтут походам в кинотеатр просмотр дома. Одна из немногочисленных попыток сократить время ожидания, которую хотела предпринять в 2011 году киностудия Universal, провалилась. От планов продажи компакт дисков с криминальной кинокомедией «Как украсть небоскреб» уже через две недели после премьеры пришлось отказаться из-за ультиматума киносетей объявить бойкот этой ленте.

Между тем, снимать кино сейчас значительно легче, чем в прошлом. Цифровые камеры и прочие компьютерно-гаджетные «примочки» значительно удешевили и упростили процесс съемок. Дело дошло до того, что снять картину можно даже при помощи обычного iPhone. Это доказал в 2015 году режиссер Шон Бейкер, снявший при помощи смартфона криминальную драму и комедию «Мандарин».

Конечно, не может не оказывать влияния на состояние кинобизнеса и то, что он сейчас напоминает проходной двор, на котором все чаще появляются новички, например, Netflix и Amazon. Говорят, что над идеей покупать кинофильмы, пока исключительно, для показа, задумались и в Apple. И совсем уж забавно (на первый взгляд, конечно) выглядят планы заняться кино таких компаний, совсем далеких от развлечений и медиа, как PepsiCo. Пожалуй, интерес, который проявляют к киноиндустрии новички, позволяет надеяться на то, что если «айсберг» и «потопит» «важнейшее, по словам Владимира Ленина, из всех искусств», то это произойдет еще нескоро.