Центробанк не будет отступать от своей цели по инфляции, которая когда-то казалась недостижимой, а теперь становится реальностью, заявила первый зампред Банка России Ксения Юдаева. Но хотя цель может быть достигнута, поддерживать цены вблизи целевого значения может оказаться сложнее, чем достичь ее, считают эксперты, опрошенные Bloomberg.
Инфляция снижалась в феврале "несколько быстрее", чем предполагалось, чему способствовало укрепление рубля, говорится в мартовском бюллетене Департамента исследований и прогнозирования ЦБР. После достижения отметки 17% на фоне валютного кризиса два года назад, инфляция в РФ резко упала и в феврале может опуститься ниже 4% в годовом исчислении. "Если были бы заякорены инфляционные ожидания, то мы, наверное, во многих случаях могли бы проводить более мягкую политику, - сказала Юдаева. - Но поскольку все считают, что инфляция будет выше цели, то мы должны проводить политику, которая принимает во внимание эти ожидания, и не позволяет им транслироваться в инфляцию".
"Когда мы достигнем 4 процентов, для ЦБ ситуация будет немножко даже сложней, - считает Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка в Москве. - Удерживаться на 4% гораздо сложней, чем идти к этой точке".
ЦБ, с одной стороны, старается придерживаться своей жесткой кредитно-денежной политики, и на этом фоне ему даже в январе, очень сложном с точки зрения инфляции месяце, удалось добиться показателя на уровне 0.62% (для сравнения, в январе 2016 инфляция была на уровне 0.96%), отмечает генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. С другой стороны, правительство независимо от ЦБ де-факто уже увеличивает денежную массу, как пример, - единовременная выплата 5 тыс. рублей пенсионерам - мера, которая, безусловно, имела влияние на инфляцию.
По мнению эксперта, ЦБ все-таки придется на следующем заседании 24 марта снизить ключевую ставку, но снижение это будет очень осторожным, символическим, не более 0.25 процентного пункта. Достичь инфляции в 4-5% годовых можно, жестко зажав денежную массу, но, чтобы стабильно, в течение 5-7 лет удерживать ее на этом значении, нужны макроэкономические условия, а не только высокая ставка. Нужен стабильно крепкий рубль, стабильный прирост экспорта к импорту, рост ВВП на 3-4% в год.
Также очень важным моментом, считает Шустов, являются именно ожидания по инфляции. Раньше эти ожидания были завышенными, так как рынок, прогнозам и оценкам ЦБ по этому показателю не очень верил. Сейчас ЦБ прогнозирует ровно то, что происходит, поэтому наше отношение к словам регулятора становится больше похоже на отношение к прогнозам ФРС или ЕЦБ, и это важно, подчеркнул эксперт. Ситуация на денежном рынке становится предсказуемой, и все участники начинают себя по-другому вести.
«Я бы назвал это даже более важным достижением, чем, собственно, какие-то низкие цифры по инфляции», – говорит эксперт.
Центральный банк РФ уже давно проводит политику сдерживания инфляции, но на деле мы видим защиту интересов крупных банкиров, констатирует, в свою очередь, аналитик «Алор Брокер» Евгений Корюхин. Так как сравнительно высокая ключевая ставка дает возможность банкам сохранять высокие ставки по кредитам не снижая свою маржу. Есть все основания полагать, что на ближайшем заседании ставка снижена не будет, а более менее реальное снижение ставки, скажем до 8,5%, мы увидим не ранее апрельского заседания. Вместе с тем, отмечает аналитик, уровень инфляции продолжит тренд на снижение и к лету достигнет исторически минимальных значений в 4%, после чего произойдет небольшой скачок на фоне роста тарифов ЖКХ, но до конца года он сохранится в пределах 4-5%. Реальное укрепление курса рубля в прошлом году, стало следствием его «перепроданности» по отношению к предыдущим периодам, поэтому не стоит слишком сильно рассчитывать на то, что ЦБ РФ будет предпринимать попытки его ослабления в ближайший год. Поэтому данный фактор не будет играть того влияния на политику ЦБ по ключевой ставке, как это было ранее.