Без надежды на уступки

Геннадий Петров
26 апреля 2017, 17:01

Михаил Метцель/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

В Россию приезжает премьер-министр Японии Синдзо Абэ. На переговорах с Владимиром Путиным будет обсуждаться целый ряд вопросов двустороннего сотрудничества, главным образом, те, которые затрагивались в ходе визита российского президента в Токио 15-16 декабря прошлого года. Кроме того, японцы все еще не оставляют надежд достичь каких-либо уступок по Курильским островам.

Как следует из сообщения пресс-службы Кремля, в ходе визита в центре внимания окажутся вопросы сотрудничества в «политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах», в частности, ход реализации договоренностей (их было несколько десятков), достигнутых в ходе прошлогоднего визита Путина в Японию. Газета Nikkei, со ссылкой на свои источники, утверждает так же, что будет заключено еще 20 новых соглашений, преимущественно экономического характера – например, о помощи японцев в строительстве метро в Воронеже.

Разумеется, стороны не могут не обсудить в очередной раз обострившуюся обстановку вокруг Корейского полуострова. Впрочем, тут разговор едва ли будет самым предметным: у Москвы нет рычагов влияния на КНДР, что в Японии знают, и Путин, в сущности, может, разве что, посоветовать соотечественникам Абэ не пугаться периодически раздающихся из Пхеньяна угроз нанести удар по «японским милитаристам». Но самые заветные надежды с визитом своего премьер-министра в Стране восходящего солнца связавают, конечно, с перспективой как-то продвинуться в решении вопроса «северных территорий» - то есть, Южных Курил.

С 2014 года, когда отношения России с Западом из-за событий на Украине ухудшились, официальный Токио, не без оснований считался одним из самых слабых звеньев в цепи антироссийского давления на Москву. Санкции, введенные Японией против своего северного соседа, оказались совсем уж символическими (например, мало кому известно, но, согласно букве и духу соответствующих решений японских властей руководители ДНР и ЛНР не могут посещать Страну восходящего солнца лишь с официальными визитами, а в частном порядке могут). Наоборот, Япония пошла на такие уступки Москве, которые не делала ранее. Чего стоит либерализация визового режима для россиян – это на фоне прекращения каких-либо переговоров по тому же вопросу с ЕС.

Связано все это было, в значительной мере, с надеждами Синдзо Абэ выполнить одно из своих предвыборных обещаний – продвинуться на пути решения проблемы Курил. В Японии решили, что конфликт Запада и России – как раз то время, когда можно не только активизировать экономическое и гуманитарное сотрудничество, но и к вопросу «северных территорий» приступить предметно. Япония даже пошла на определенный конфликт с США: прошлогодний визит Путина в Токио вызвал немалое неудовольствие Барака Обамы.

Отчасти японские надежды оправдались – в том смысле, что экономические связи между двумя странами действительно активизировались. Однако по вопросу Курил прогресса - в понимании японской стороны, естественно - не произошло. Москва ограничилась лишь обещаниями совместных экономических проектов на спорных островах, что было воспринято в Японии с  разочарованием.

Едва ли в этом смысле японскую сторону обрадует и нынешний визит в Москву. Тем более, что он пройдет в весьма непростых для Японии условиях. Руководство страны старается наладить отношения с куда важным для него политиком, чем Путин – с президентом США Дональдом Трампом. Его избрания в Японии откровенно опасались, и из-за небеспочвенных подозрений, что новый лидер Соединенных Штатов может разжечь пожар войны  у соседей, в Корее, и из-за претензий, которые нынешний президент выдвигал Токио уже на стадии своей избирательной кампании. Трамп упрекает Японию в том, что ее экономическая политика приводит к сокращению рабочих мест в США, к невыгодной взаимной торговле, и вдобавок, по его мнению, японцы недоплачивают за американские гарантии своей безопасности. Немало вопросов у японцев вызывает и выход Соединенных Штатов из Трансокеанского партнерства. С этим масштабным проектом свободной торговли в Японии связывали немало надежд.

В рамках только начавшегося процесса поиска взаимопонимания с Трампом японцы категорически одобрили недавний удар американских ракет по Сирии, вызвавший такое неудовольствие Москвы.

Как ответ Москвы на позицию страны по Сирии в японских СМИ расценили недавнее решение премьер-министра России Дмитрия Медведева включить в состав морского порта Невельск, что на Сахалине, терминалы на Южных Курилах. Вероятно, Абэ, в сложившихся условиях, воспримет уже как успех, объяснение со стороны России этого шага.

Впрочем, значение очередной неудачи Японии по вопросу «северных территорий» не стоит и переоценивать. Конечно, в этой стране принято, чтобы политик выполнял свои предвыборные обещания. Но если Абэ вернется из Москвы без новостей по вопросу Курил, особо огорчаться его избиратели не будут. Согласно опросам, если не брать пусть и шумное, но небольшое националистическое меньшинство, большая часть японцев к теме «северных территорий» совершенно равнодушна.