Украинский министр угольной промышленности и энергетики Игорь Насалик заявил о том, что возможно, будет возобновлено энергоснабжение территории Луганской народной республики. Подача электричества туда была прервана в ночь на 25 апреля. Тем самым Киев приблизился к отказу от неконтролируемой им территории Донбасса. Но как следует со слов Насалика, Украина оставила за собой право отыграть назад, на определенных условиях, естественно.
По словам Насалика, электроэнергия будет поставляться в случае погашения долгов за нее. Он подчеркнул, что отключение является не политическим шагом, а сугубо экономическим. Луганское энергетическое объединение имело долги перед украинскими поставщиками и ранее. Однако задолженность возросла после 1 марта, когда в ответ на блокаду ЛНР и ДНР, проводимую сначала активистами партии «Самопомощь», а потом поддержанную и украинскими властями, было объявлено о национализации украинских предприятий региона самопровозглашенными республиками.
Без электричества, впрочем, ЛНР не осталась. Об энергопоставках в республику заявили Россия и ДНР, которая задействовала для этой цели Старобешевскую и Зуевскую ТЭС. Учитывая, что сейчас цены на электроэнергию падают, а промышленное производство в ЛНР (как и в ДНР) сокращается, эта, по терминологии российской стороны, гуманитарная помощь не оказалась бы тяжелым бременем для российской экономики даже в том случае, если за нее никто заплатит. Последнее более чем вероятно: у ЛНР денег на такие траты нет, а Украина еще в 2015 году отказалась платить за российские поставки электроэнергии на неподконтрольные ей территории Донбасса.
Тем не менее, нынешние действия Киева для будущего региона чрезвычайно важны. Может быть, они важнее даже чем его блокада, которая пока приводит лишь к тому, что уголь из ДНР и ЛНР поставляется на Украину не напрямую, а через Россию и Белоруссию, с повышением стоимости поставок. Снять с украинской экономики бремя содержания мятежных территорий давно требовали многие украинские оппоненты президента Петра Порошенко. Аргументация у них была примерно следующая: раз Россия оккупант и агрессор, то она должна содержать оккупированных за свой счет. А задача Украины – сделать так, чтобы этот счет был как можно более большим: мол, чем дороже для Кремля обойдется содержание Крыма и Донбасса тем их скорее отдадут обратно.
Противники этой логики обращали внимание на то, что финансирование этих регионов по любому не обойдется России слишком дорого. Гораздо дороже все попытки блокад обойдутся самой Украине. Дело не только в том, что страна таким образом теряет остающиеся связи с населением неподконтрольных территорий, для которого она становится все более чужой. И не в усложнении позиции страны в различных международных судах против России. Дело в прямых экономических потерях. Уголь из Донбасса, например, по соотношению цена-качество страна вовсе ничем не может заменить.
Блокаду поставок угля с территории ДНР и ЛНР на Украине часто связывают с противостоянием окружения Петра Порошенко и олигарха Рината Ахметова с тем, чтобы сделать последнего более сговорчивым. Тем более что непосредственный организатор блокады, депутат Верховной рады Семен Семенченко даже в силу своей очень туманной биографии, никак не походил на бескорыстного борца за идею.
Но пиар-игры пиар-играми, а отношение к блокадам украинского общества складывалось вполне определенное. Лозунг: «хватит кормить сепаратистов» оказался настолько популярным, что Порошенко не может с этим не считаться. Ведь с недавних пор Украина разделена не на сторонников пророссийской и прозападной геополитической ориентации, а на тех, кто придерживается мягкой и жесткой линии в отношении ДНР и ЛНР. И радикалы, какова бы ни была их численность, достаточно активны и агрессивны.
Энергоблокада ЛНР выглядит, как попытка Порошенко понравиться радикальной части общества. Одновременно с этим Киев решил, что экономические возможности влияния на непризнанные республики все-таки нужно задействовать для торга. Что стоит на кону непосвященному в детали переговоров между Россией и Украиной остается только догадываться. Самый очевидный предмет возможной сделки – судьба украинских предприятий, национализированных в ДНР и ЛНР. Кстати, по словам Насалика, Украина в ближайшее время может использовать еще один имеющийся у нее экономический аргумент, который может оказаться более сильным, чем отключение электричества. Министр пригрозил отключить водоканал, снабжающий водой неподконтрольные территории Донбасса. Тоже за неуплату, естественно.