Западные автопроизводители предпочитают закрывать глаза на многочисленные факты имитаций и фактического пиратства со стороны китайских коллег. Не могут же они убить курицу несущую золотые яйца.
С одной стороны, они несут серьезные убытки от китайского контрафакта в автопроме, но с другой, закрытие китайского рынка, к которому вполне могут привести судебные иски и прочие карательные меры, обойдется европейским и американским компаниям намного дороже.
Специалисты еще будут осмысливать итоги только что прошедшего в Шанхае международного автосалона, но одно ясно уже сейчас. Контрафакт в Поднебесно процветает как и десяток лет назад, когда о китайских пиратах не говорил разве что только ленивый. Правда, кое-что все же изменилось. Качество подделок и заимствований настолько выросло, что китайские пираты вполне искренне обижаются, когда их называют «пиратами», потому что считают себя бизнесменами, которые заимствуют у конкурентов лишь отдельные, незначительные, по их мнению, детали и нюансы.
Западные автопроизводители могут утешать себя известным афоризмом, особенно популярным в период расцвета пиратства 10-20 лет назад: имитацию можно считать самой искренней формой лести. Если принять их за аксиому, то западные автопроизводители, участвовавшие в Шанхайском автосалоне, купались в лучах славы и похвалы, глядя на свои наиболее известные бренды: Porsche, Land Rover, Mercedes, BMW и т.д., окруженные со всех сторон китайскими аналогами.
Конечно, интеллектуальное воровство процветает не только в автопроме, но и в других отраслях китайской экономики. Зарубежные автопроизводители давно пытались судиться с китайскими плагиаторами, но сейчас их пыл значительно поостыл. Не по причине того, что они смирились с пиратством.
Директор китайского отделения Mercedes Хубертус Трошка рассмеялся, когда его спросили, что он думает о китайском автомобиле, стоящем напротив стенда немецкой компании и как две капли воды похожем на немецкий G-Class SUV.
«Мы считаем это похвалой нашей продукции!»- отшутился бизнесмен из Германии.
Среди других четырехколесных «доппельгангеров» обратил на себя внимание малоизвестный китайский бренд Zotye, который стоит 100 тыс. юаней (14,5 тыс. долларов) и который даже с близкого расстояния легко можно принять за спортивную модель Porsche - Macan SUV. Отличить их друг от друга легче всего по ценникам. Немецкий «аналог» китайского спортивного автомобиля стоит в 6 (!) раз дороже – 87 тыс. долларов.
Представительница Porsche тоже уклонилась от прямого ответа на вопрос о подделках, заявив лишь, что зарубежные и китайские автопроизводители конкурируют за разные секторы авторынка и ориентируются на разные уровни доходов.
В Шанхае можно было увидеть много таких же близнецов. Например, Range Rover Evoque SUV компании Land Rover и доппельгангера от его почти тезки – китайского автопроизводителя Landwind. Сходство между продукцией компаний оказалось настолько большим, что в суде разгорелось настоящее сражение. В 2014 г. британская компания обратилась в суд с просьбой признать патент китайского конкурента Landwind на X7 SUV недействительным. Китайцы подали встречный иск. Судебная битва в самом разгаре.
Вероятность победы иностранного автопроизводителя в китайском суде над китайской компанией крайне низка из-за очень гибких и запутанных законов КНР об интеллектуальной собственности, объясняет Ли Яньвей, аналитик из China Automobile Dealers Association. По его словам, суд может удовлетворить иск лишь в случае полного сходства двух машин как по дизайну, так и по размерам. Это значит, что китайским компаниям типа Zotye достаточно всего-навсегда слегка подправить внешний вид авто и ряд других параметров и безбоязненно продавать их в Китае.
В 2004 г. Honda решила судиться с китайским автопроизводителем Shuanghuan Automobile, которого обвинила в копировании своей популярной модели CR-V SUV, но дело в конце концов проиграла. Десятилетняя тяжба обошлась японской компании в 16 млн юаней.
Количество исков к китайским плагиаторам быстро снижается. Уменьшение продолжится и в будущем, потому что способности китайских автоумельцев по дизайну неуклонно растут.
Когда-то главным для китайцев считался не дизайн, а необходимость просто создать продукт. Сейчас же дизайн в Поднебесной в буквальном смысле этого слова расцвел.
Конечно, проблемы в суде не единственная причина снижения количества исков западных автопроизводителей к китайским коллегам-конкурентам. На Западе прекрасно понимают всю важность миллиардного китайского рынка, на который ориентируется все больше и больше компаний. Для того, чтобы не просто работать на нем, но еще и получать прибыль, требуются нормальные условия работы. Получать же многочисленные разрешения и лицензии, т.е. рассчитывать на нормальное отношение китайских властей и при этом судиться с китайскими компаниями – проблематично.
Не стоит забывать еще и том, что западные автопроизводители сейчас собирают в Поднебесной не только многочисленные модели известных автомобильных брендов, но и делают львиную долю автозапчастей и аксессуаров. Не удивительно, что все больше автопроизводителей из Америки, Европы и Японии закрывают глаза на граничащее с воровством копирование своих брендов, потому что борьба с пиратами - слишком дорогое и невыгодное удовольствие.