Для получения наиболее достоверных результатов вопросы должны составляться с учетом уровня образования и возраста респондентов. В зависимости от того какие функции возлагаются на опрос он может проводиться в двух вариантах – анкетирование (письменный опосредованный опрос) или интервьюирование (устный непосредственный опрос). Существует несколько способов проведения опроса, остановимся на каждом из них более детально:
Телефонное анкетирование. Позволяет провести исследование в кратчайшие сроки на большой территории, при этом есть возможность привлечь респондентов разных групп. Из минусов данного вида опроса можно выделить ограниченное время на его проведение (10 – 15 минут).
Интернет-опрос. Достаточно эффективный вариант проведения исследования, позволяющий собрать информацию по конкретным событиям или фактам онлайн. Отличается оперативностью и удобством проведения. В связи с тем, что личный контакт между интервьюером и респондентом отсутствует, психологический дискомфорт снижается, и ответы на вопросы даются более искренние.
Личная беседа. Проводится специалистом со знанием психологии. Позволяет получить информацию о мотивах, мнениях и представлениях респондента, при этом у интервьюера есть возможность следить за искренностью опрашиваемого при ответах на заданные вопросы. Из недостатков личной беседы можно выделить сложность в обработке полученной информации, трудность подготовки специалиста и охват небольших территорий.
Почтовый опрос. Довольно прост в организации и проведении, позволяет охватить широкую аудиторию опрашиваемых лиц. Удобен для респондента тем, что можно ответить на вопросы в удобное время. Однако существует риск не возврата анкет или коллективного прохождения анкетирования. Кроме того не все вопросы могут быть понятны респонденту.
Особой популярностью в последнее время пользуется такой метод сбора информации как фокусированное групповое интервью. Фокус-группа как правило состоит из 7 – 12 человек, каждый из которых вовлекается в обсуждение предполагаемой темы исследования. Данный метод позволяет выявить скрытые мотивы потребителей. Основным его достоинством является наглядность и возможность быстро собрать информацию о скрытых предпочтениях потребителей.