Экономика национальной безопасности

Михаил Рогожников
главный редактор Monocle.ru
14 мая 2017, 13:38

В соответствии с законами «О безопасности» и «О стратегическом планировании» подготовлена и утверждена президентская «Стратегия экономической безопасности РФ», рассчитанная до 2030 года. Стратегия введена в действие Указом Президента РФ № 208 от 13 мая.

ТАСС Автор: Валерий Шарифулин
Владимир Путин озабочен состоянием экономической безопасности
Читайте Monocle.ru в

Документ исходит из того, что в мире идут экономические войны: в нем перечислен ряд угроз, среди которых на первом месте стоит стремление развитых стран использовать свою экономическую мощь во вред другим государствам. И это помимо собственно санкций, которые там тоже упомянуты. Среди других внешних угроз — создаваемые без участия РФ торговые блоки, спекулятивный иностранный капитал, информационная уязвимость банковской системы. Названы и угрозы, так сказать, внешне-внутренние, это наша зависимость от конъюнктуры рынков сырья, связанная со сложившейся в стране хозяйственной моделью. Отмечено отсутствие среди крупнейших мировых корпораций российских — несырьевых.

Собственно внутренние проблемы (угрозы) — это низкий уровень инвестиций в реальный сектор, обусловленный как финансовыми причинами, так и недостаточной защитой собственности. Слаба в стране инновационная активность, ограничены масштабы несырьевого экспорта, высоки уровни коррупции и теневой экономики, недостаточно эффективно госуправление. Названы также проблемы в области образования и медицины (образованию посвящен раздел документа), а кроме того — охарактеризованы как избыточные существующие (и по-видимому, продиктованные внешними обязательствами) экологические нормы, повышающие затратность производства.

Цели Стратегии: укрепление экономического суверенитета (а ведь этот термин не всегда у нас считался имеющим право на жизнь), экономический рост, связанный с поддержанием на мировом уровне научно-технического потенциала, развитие оборонной промышленности, повышение уровня жизни населения, то есть, низкий уровень жизни вошел в число проблем безопасности.

Направлений развития перечислено много, понятно, что это в основном изменение вектора в тех сферах, где отмечены проблемы. Следует назвать «оптимизацию регулятивной и налоговой нагрузки» с учетом задач развития. Совершенствование госконтроля за иностранными инвестициями в компании, имеющие стратегическое значение. Предусмотрена комплексная модернизация реального сектора экономики и формирование производственных кластеров, в том числе с льготным режимом. Перечислены различные направления технологического развития, в том числе для преодоления «критической зависимости» от импорта. При этом: «обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики». Тут, видимо, имеются в виду и технологические секреты, с которыми их обладатели не очень хотят расставаться. Режим санкций предусматривает ведь и ограничения по доступу России к технологиям. Совершенствование ответных санкций, кстати, тоже названо одной из мер экономической безопасности РФ.

Концепция «свободно плавающего курса рубля», вероятно, впредь будет не столь прочно занимать свое место в политике ЦБ РФ. Собственно, на днях Эльвира Набиуллина уже об этом обмолвилась. Стратегия предписывает снизить критическую зависимость национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках. Но какими именно мерами это снижение будет обеспечиваться, пока мы не знаем, в целом документ предусматривает разработку ведомствами, в трехмесячный срок, собственных конкретных перечней мер в области экономической безопасности.

Предусмотрено также снижение доли иностранной валюты в российском хозяйственном обороте. Такая мера, как развитие инструментов инвестиционно-ориентированной финансовой политики, в том числе путем мобилизации накоплений, может предполагать развитие облигационного рынка, о чем не раз писал «Эксперт». В целом, на развитие финансовой системы в Стратегии делается упор. Как и на целом ряде мер по территориальному развитию. Концепция упоминает городские агломерации, предполагает выравнивание экономических условий, приоритетное развитие окраин страны, а также Севморпути, БАМа и Транссиба.

Россия, согласно документу, будет выстраивать международно-правовую систему экономических отношений так, чтобы это отвечало ее интересам. Тут можно вспомнить пресловутую Европейскую энергетическую хартию, с ее неблагоприятными для нас аспектами, и констатировать, что действуя в рамках Стратегии, Российская федерация не будет подписывать такого рода документы, а кроме того, будет предлагать свои варианты изменений международно-правовых режимов. Это очень важно, учитывая, например, «газовые споры» в ЕС, а также санкции.

Государство будет поддерживать российские несырьевые компании с тем, чтобы они выходили на уровень глобальных лидеров. Таким образом, в частности, дополнительные перспективы появляются в работе Минэко по созданию «национальных чемпионов» из активно растущих в наукоемкой сфере компаний.

Для самых широких деловых кругов важно, что Стратегия постулирует снижение рисков предпринимательской деятельности, «связанных с использованием формальных поводов для ее остановки», а также борьбу с рейдерством и, конечно, коррупцией.

Кроме того, отмечена необходимость противодействия как иностранным попыткам участвовать в направленных против российского бизнеса схемах, так и спецслужбам других государств в их деятельности против стратегически важных отраслей, прежде всего оборонной, энергетической и транспортной.

Стратегия перечисляет элементы экономической безопасности, их названо в общей сложности 40 и предусмотрен мониторинг соответствующих показателей. Можно отметить, что в это число вошла денежная масса (М2), а также число бедных, индекс предпринимательской уверенности и конечно весь ряд основных показателей состояния экономики, таких как уровень ВВП и развитие отраслей, показатели внешней торговли и т. п.

Важен и сам факт, что экономика непосредственно увязана с безопасностью страны и понимается теперь как важнейший, обеспечивающий ее фактор (документ на эту тему был и раньше, с 1996 года, но как актуальный он не воспринимался). А значит, к управлению экономикой нельзя относиться пассивно, лишь наблюдая и прогнозируя пути и скорость ее развития, потому что к национальной безопасности так не относятся.