Skoda Octavia: в помощь водителю

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
18 мая 2017, 16:15

Передовые технологии и опции, ранее бывшие уделом премиальных дорогих машин уверенно проникают в массовый сегмент автомобильного рынка. Это иллюстрирует новая модель Skoda Octavia, продажи которой начались в России

Модель Octavia имеет особое значение для чешского автопроизводителя. В современной истории машина выпускается с 1996 г., за 20 лет было продано свыше 5 млн автомобилей, и сейчас Octavia является самой популярной моделью Skoda в мире. В России Octavia производится на заводе Skoda в Нижнем Новгороде, и по популярности она занимает второе место в модельном ряду Skoda в России после модели Rapid.

Обновленное третье поколение Skoda Octavia отличается новым дизайном, автомобиль увеличился в размерах, здесь появились новые двигатели, опции, система полного привода. Так, длина автомобиля с кузовом лифтбек выросла на 11 мм (до 4670 мм); универсал стал длиннее на 8 мм (4667 мм). А внешне в новой машине обращает на себя дополнительные фары, которые визуально расширяют переднюю решетку радиатора.

Что касается моторов, то теперь для новой Skoda Octavia доступна линейка из трех бензиновых двигателей. Агрегат 1.6 MPI (110 л.с.) предлагается с 5-МКП и 6-АКП, версии 1.4 TSI (150 л.с.) и 1.8 TSI (180 л.с.) сочетаются с 6-МКП и роботизированной коробкой DSG-7. Полноприводные Skoda Octavia в сочетании с коробкой DSG-6.

Значимым событием можно назвать появление полного привода у Octavia в кузове лифтбэк. Основным компонентом полноприводной системы является гидравлическая многодисковая муфта с электронным управлением, расположенная перед задней осью и отличающаяся компактными размерами и малой массой. Распределение крутящего момента на все четыре колеса всегда зависит от условий вождения: блок управления системы непрерывно рассчитывает оптимальную тягу для задних колес.

Машина сама рулит

Но особенно впечатляет и то, что теперь чешскую модель можно приобрести с расширенным набором систем помощи водителю. Новая Octavia оснащена набором камер, а также тремя радарами (два сзади, один спереди), которые позволяют автомобилю помогать водителю в разных ситуациях. 

Начать с того, что теперь у модели появился активный круиз-контроль (АСС), который работает в диапазоне скоростей от 30 км/ч до 160 км/ч (в некоторых модификациях до 210 км/ч). Данная опция реализована весьма добротно: под рычажком переключения сигнала поворотов нахожу рычажок активирования круиз-контроля, активирую движением на себя. Радар тут же определяет впереди идущую машину и четко держит дистанцию: вот передняя машина ускорилась, я отпускаю педали, Octavia сама ускоряется. Авто впереди тормозит, и тут начинается самое интересное: Octavia начинает плавное торможение в соответствии с режимом движения машины впереди. Передняя машина остановилась, полностью оттормаживается и Octavia: без моей ноги на педали тормоза она встает как вкопанная.

Раньше такого в массовых автомобилях не было, дело в том, что теперь в чешской машине появилась новая функция City Emergency Braking, которая способна замечать препятствия на дороге и в автоматическом режиме совершать полную остановку. Данная система на поверку оказалась очень удобной: если водитель зазевался, то машина сама остановится и предотвратит столкновение. Однако есть нюансы: в «пробке» такой системой пользоваться нельзя - после остановки машина сама долго стоять не может. Если водитель не нажмет педаль тормоза после автоматической остановки (о чем ему будет напоминать соответствующий звуковой и визуальный сигнал), то к неприятному удивлению машина через некоторое время вдруг сама поедет, даже если впереди стоит другой участник движения.

Такую особенность представители Skoda объясняют тем, что в новой Octavia, к сожалению, нет электронного тормоза, который способен долго удерживать авто в неподвижном состоянии. Впрочем, этот недостаток инженеры в ближайшем будущем будут стараться исправить.

Однако больше всего в новой Octavia производит впечатление работа системы помощи движения в полосе (Lane Assist). Для ее активации в меню автомобиля нужно поставить соответствующую галочку. И вот уже в автоматическом режиме машина начинает следить за нахождением в полосе: камеры распознают разметку на дороге, и если машина начинает выезжать за пределы полосы, то на руле начинает появляться усилие: машина как бы подсказывает водителю, что нужно подрулить в нужном направлении.

Но самое захватывающее происходит, если с руля снять руки. Машина «понимает», что по какой-то причине водитель не держится за руль, и начинает не просто подруливать, а сама рулить: на горном серпантине, например, Skoda вполне сносно самостоятельно входит в крутые повороты. Правда, это удовольствие продолжаться долго не может: через короткий отрезок времени на приборной панели появляется предупреждение о том, чтобы водитель срочно взял управление на себя.

«Пока автомобиль не может полностью взять руление на себя, - объясняет представитель Skoda Алексей Генералов. - Технически это возможно, но вот юридически пока мы не может делать так, чтобы автомобиль становился управляемым. Пока нормативно-правовая база не позволяет нам так делать. Так что сейчас в новой Octavia речь идет именно о системах помощи водителю, а не о роботизированном передвижении».

Неудобство работы системы Lane Assist также заключается в том, что пока система распознания разметки на Octavia работает не всегда четко. Связано это с качеством разметки: если разметка видна хорошо на дороге, то камеры её успешно распознают, о чем сигнализирует зеленый цвет иконки функции на приборной панели. Но вот иконка функции на приборной панели переключилась в желтый цвет: это значит, что качество разметки недостаточно для того чтобы система работала нормально. И, увы, в желтом цвете индикация опции горит довольно часто, что очень неудобно: наверняка не знаешь, сможет ли автомобиль если что подрулить при выходе из полосы.

К другим примечательным системам помощи в новой Octavia можно отнести функцию помощи парковки, которая, впрочем, уже давно присутствует в моделях подобного класса. Банальностью можно назвать и систему контроля за слепыми зонами, когда лампочки тревоги загораются, если вас справа или слева обгоняет автомобиль. А вот новая система помощи выезда с парковки достойна внимания: когда вы задом выезжаете с парковки, два задних радара следят за тем, чтобы машина не попала в опасную ситуацию. Если радары заметят приближающуюся наперерез машину (её в этой ситуации водителю заметить сложно), то они тут же подадут звуковой сигнал. А если электроника увидит, что водитель не предпринимает необходимые меры, то она заставит авто притормозить вплоть до полной остановки.

Словом, новая Skoda Octavia – наглядный пример того, как передовые технологии постепенно спускаются из премиальных моделей в массовый сегмент, позволяя рядовому потребителю получать еще более безопасные и удобные машины.