Не желая терять связей с Евросоюзом и, что самое главное, преимуществ, немало транснациональных компаний и банков давно объявили о намерении перевести штаб-квартиры или часть сотрудников из Лондона на континент.
Разгорается настоящая война за новое место нахождения главного финансового регулятора континента – европейской службы банковского надзора (EBA). Ее главный офис пока еще находится в Лондоне, но после брексита, естественно, она должна будет переехать на материк. ЕВА должна освободить здание в Канэри-Уорфе, деловом районе на востоке Лондона, до 30 марта 2019 года. Чаще всего в качестве нового места нахождения штаб-квартиры ЕВА называют немецкий Франкфурт, один из финансовых центров Европы, где, к примеру, находится штаб-квартира ЕЦБ. Однако во Франции не хотят отдавать конкурентам из Германии столь лакомый кусок. Французы считают, что Франкфурту достаточно ЕЦБ, и требуют, чтобы ЕВА переехала в Париж.
Конечно, на британское наследство претендуют не только Германия и Франция, шансы которых, естественно, предпочтительнее в силу размеров экономик этих стран и соответствующего им уровня влияния. За право принять два из расположенных сейчас в Лондоне европейских регуляторов борются и другие страны, начиная от Португалии и заканчивая Данией. Причем, самым лакомым куском считается даже не ЕВА, а Европейское медицинское агентство (ЕМА). В этом нет ничего удивительного, потому что в штаб-квартиру этого европейского агентства, в которой работает 900 человек, ежегодно на конференции и симпозиумы съезжаются тысячи специалистов со всех концов Европы и других континентов.
Что же касается ЕВА, в штаб-квартире которой работает 150 человек, то, хотя она и меньше, но борьба за нее носит более ожесточенный характер, потому что Париж и Франкфурт сейчас борются за титул финансовой столицы Европы, который Лондон после выхода из ЕС наверняка потеряет.
Несмотря на то, что пока перевес явно на стороне Франкфурта, парижане отказываться от борьбы не намерены и очень рассчитывают на помощь нового президента. В начале мая немецкий финансовый регулятор не без гордости сообщил, что больше десятка банков, находящихся сейчас в Лондоне, изъявили желание перевезти солидную часть персонала после брексита на берега Майна. Но если коммерческие банки решают сами, куда им переезжать, то место переезда европейских институтов и организаций определяется, конечно, на всеевропейском уровне. Французы на всех обсуждениях дележа «британского наследства» горячо протестуют против переезда ЕВА во Франкфурт. Возможно, Берлину и Парижу следует найти какой-то компромисс. Сделать это крайне трудно, но, не исключено, необходимо, потому что борьба за ЕВА стала такой жаркой, что в Брюсселе неожиданно задумались над вариантом, который поможет сохранить нормальные отношения между Францией и ФРГ. Речь идет о размещении штаб-квартиры ЕВА в третьей стране, пишет Wall Street Journal, ссылаясь на еврочиновников, занимающихся этим вопросом. Сейчас наиболее вероятными кандидатами являются Брюссель и Вена.
Местонахождение главных офисов и штаб-квартир крупных банков, компаний и организаций очень важно, конечно, не только с точки зрения престижа. На первом месте стоит, как всегда экономика. Нахождение регулятора, который, кроме всевозможных конференций, симпозиумов и форумов, проводит ежемесячные заседания, дает дополнительные деньги ресторанам и гостиницам города, в котором он находится.
Места переезда ЕВА и ЕМА не значатся в официальной повестке дня заседаний Еврокомиссии. Вопросы обсуждаются на неофициальном уровне между представителями всех 27 членов Евросоюза. Свои рекомендации ЕК должна подготовить к концу мая. Окончательное решение будет принято на одном из саммитов ЕС.
Несмотря на неожиданное желание Еврокомиссии перенести ЕВА в Австрию или Бельгию и сопротивление Франции Берлин не оставил попыток заполучить ЕВА для Франкфурта. Во-первых, Берлин обладает все же большим политическим и экономическим весом по сравнению с Парижем, а во-вторых, переезд ЕВА на Майн поддерживает и руководство ЕЦБ. В ведомстве Марио Драгги вполне логично заявляют, что целесообразно, чтобы финансовый регулятор находился рядом с его собственным еврозоновским банковским регулятором – Единым надзорным механизмом (SSM).
Кстати, еще одним аргументом для переезда ЕВА во Франкфурт является намерение ЕК объединить банковского и страхового регуляторов ЕС. Всего регуляторов у Евросоюза три: банковский, страховой и рыночный. Институты эти молодые, они были созданы в годы финансового кризиса. Ввиду особой значимости вопроса для национальной гордости европейцев ЕК распределила штаб-квартиры этих организаций по разным городам и странам: страховой (EIOPA) находится во Франкфурте, а рыночный (ESMA) – в Париже.
Сложнее всего сейчас, наверное, приходится Андреа Эрниа, директору ЕВА, которому нужно уже готовиться к переезду и начинать искать новых сотрудников. К тому же, местонахождение новой штаб-квартиры организации должен одобрить Европарламент и все члены Евросоюза. Процесс этот небыстрый и займет не менее года, так что с определением нового адреса регулятора медлить больше нельзя.