Евротест для «Газпрома»

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
4 мая 2017, 11:17

Михаил Метцель/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

4 мая завершается срок, в течение которого Еврокомиссия должна была получить отзывы участников рынка о предложениях «Газпрома» по антимонопольному делу. Все заинтересованные стороны должны были прислать свои мнения в отношении  предложений «Газпрома» в рамках урегулирования дела, возбужденного европейскими антимонопольщиками.

В числе предложений возможность монополии исключить из контрактов запрета на трансграничную перепродажу газа, а также формирование цен для Польши, Болгарии и Прибалтики в привязке к западноевропейским бенчмаркам. Также «Газпром» готов перенести точки сдачи газа так, чтобы клиенты в Венгрии, Польше и Словакии могли получать предназначенные им объемы на границах Литвы и Болгарии.

На получение замечаний от ключевых игроков на предложения «Газпрома» ЕК отводила 7 недель. На сегодняшний день поддерживает завершение расследования только Болгария, а Польша, Эстония и, возможно, Литва выступают против мирного исхода, пишет Коммерсант. Тем не менее, Еврокомиссия, вероятнее всего, будет склонна утвердить компромиссное решение.

Ничего страшного или непредвиденного не происходит, констатирует юрист адвокатского бюро А2 Екатерина Ващилко. Сбор мнений, а вернее market test в рамках сделки носит в первую очередь консультативный характер, собственно, поэтому он и называется «тестом», то есть предполагает опрос заинтересованных сторон с целью выявления противоречий, не более. В случае с транзитом газа по странам Восточной Европы консолидированная позиция была исключена изначально, поскольку каждая из стран имеет собственные интересы, отличные от интересов прочих участников сделки.

Польша в лице PGNiG, недавно подавшая повторную жалобу на Газпром в Еврокомиссию в связи с вменяемыми  Газпрому и уже рассмотренными ЕК нарушениями, заинтересована в развитии собственного проекта, предполагающего создание крупнейшего в регионе СПГ-терминала Свиноуйсьце, и ни на какие уступки с Газпромом не пойдет, потому что ей это невыгодно. Болгария старается получить скидки на энергоресурсы или хотя бы немного сбить цены и после отказа от проекта Южного потока в принципе готова на всё или почти всё. Литва и Эстония находятся в зоне политического влияния Варшавы, но сохраняют экономические связи с Россией и так же ищут своей выгоды от противостояния двух стран. Интересы, повторюсь, у всех разные, и единой позиции по вопросу сделки с Газпромом нет и быть не может, но Еврокомиссии этого и не требуется. 

Market test является обязательной процедурой в рамках заключения сделки, поэтому ЕК просто обязана опросить заинтересованные стороны, указывает юрист. Того требует европейское законодательство, которое она и защищает, но эта процедура носит консультационный характер, то есть в ее рамках решение о заключении сделки блокировано быть не может, оно может быть блокировано позже, уже по факту, в случае если (а так, скорее всего и будет) одна из сторон (скорее всего Польша) потребует проверки на соответствие законодательству решения ЕК. Но пока ничего страшного не произошло. 
После проведения маркет-теста для сокращения рисков отмены сделки пожелания сторон будут рассмотрены, некоторые из них  окажутся, вероятно, включены в условия сделки, Газпром может с этим не согласиться, что тоже вполне законно, что приведет к новому раунду переговоров и торга, но в конечном итоге, с учетом заинтересованности и Газпрома и ЕК в завершении долгого и крайне проблемного спора, российская компания приступит к выполнению своих обязательств в рамках сделки. 

Может ли ЕК пренебречь мнением отдельных стран? Теоретически, признает Екатерина Ващилко, да: европейское законодательство базируется на принципах защиты интересов большинства, то есть, если в целом заключении сделки с Газпромом отвечает интересам большинства стран-импортеров и транзитеров, то сделка будет заключена даже при наличии внутренних противоречий. С другой стороны, любое решение ЕК может быть обжаловано в том числе и в Суде Европейского союза, в польской PGNiG это отлично знают по опыту защиты собственных интересов в рамках конфликта вокруг OPAL.

Еврокомиссия уверяет, что политики в этом споре нет, но это лукавство, добавляет аналитик Алор Брокер Алексей Антонов. На фоне санкций против России рассмотрение такого антимонопольного дела против российской компании не может происходить без вмешательства политиков. Думаю, что в настоящее время достигнут паритет между Газпромом и странами ЕС: обе стороны понимают, что они важны друг для друга, понимают, что покупатели не могут диктовать цену продавцу, особенно когда его положение близко к монопольному, но и продавец не может игнорировать покупателей.

«Я думаю, – говорит аналитик, – что расследование вряд ли завершится быстро и вряд ли придет к какому-то однозначному выводу и цепочке решений, потому что в основе конфликта — еще и опасения стран, через которые газ проходит транзитом и которые за счет этого зарабатывают: они справедливо полагают, что их заработки будут падать». Потому что, объясняет эксперт, к 2020 появится Северный поток 2, а потом и другие ветки газопроводов, то есть сети сбыта и транзита Газпрома будут становиться все шире, и тарифы за транзит будут падать. И, если соглашение по данному расследованию будет достигнуто, то Северный поток 2 уже через 3-4 года станет поводом для нового расследования, которое, по сути, является инструментом нерыночного давления на российского производителя газа.

Самым главным для Газпрома, пожалуй, является угроза назначения ему штрафа, считает Алексей Антонов. Около  10% от выручки для любой компании, даже для монополиста, являются настолько сильным ударом, что после него вряд ли можно вести прежнюю хозяйственную деятельность. Скорее всего, такую цифру всерьез не рассматривают ни та, ни другая сторона. Наверное, самым проблемным оппонентом, который будет поддерживать продолжение расследования, будет Польша, которая 27 апреля подала в ЕК еще одну жалобу на Газпром, в которой она частично дублирует обвинения, которые выдвинули 8 европейских стран против Газпрома в 2012 году.