Ангела Меркель выступила во вторник с важным заявлением, которое может не только подарить зоне единой европейской валюты общий бюджет и министра финансов, но и означать возрождение франко-германского союза, главного локомотива развития ЕС. Правда, заявив о возможной поддержке предложений о едином бюджете и министре финансов еврозоны, фрау Меркель, как и положено, опытному политику и дипломату, решила не сжигать за собой все мосты и добавила, что поддержит нового французского президента при определенных условиях.
«Мы можем также рассмотреть евробюджет,- сказала федеральный канцлер участникам встречи Федерации немецкой промышленности (BDI) в Берлине,- если будет ясно, что нам удастся усилить этим структуру экономики. Мы не должны говорить о том, что не будет работать, но мы должны думать о разумных вещах».
Меркель признала, что экономическое сотрудничество членов еврозоны оставляет желать лучшего. Германия, по ее словам, открыта для создания экономического правительства зоны единой валюты для того, чтобы создавать новые рабочие места и способствовать экономическому росту всех 19 ее членов.
Кстати, кроме единых бюджета и министра финансов, Эммануэль Макрон в ходе избирательной кампании предложил создать для еврозоны и собственный парламент. Он также призывает к «исторической реконструкции» всего Евросоюза.
Наряду с возможным появлением еврозоновского бюджета и главного финансиста после выступления фрау Меркель много говорят и о возобновлении франко-германского согласия. Момент для его восстановления выбран удачно. Речь идет, конечно, о выходе Великобритании из Евросоюза. Не случайно, важные слова о поддержке финансовой интеграции еврозоны канцлер произнесла на следующий день после начала переговоров о брексите.
«Опасность, которая таится в переговорах о выходе Великобритании, состоит в том, что мы не уделяем достаточного внимания нашему совместному будущему»,- подчеркнула она в своем выступлении перед немецкими промышленниками.
При Франсуа Олланде франко-германский тандем явно распался. После смены хозяина Елисейского дворца он имеет все шансы возродиться. Не исключено, что первым общим большим «делом» возобновившегося союза между Парижем и Берлином станет финансовая реформа еврозоны.
Уже на следующий день после инаугурации Эммануэль Макрон полетел в Берлин. Уже тогда, в середине мая, заговорили о возрождении союза между ФРГ и Францией. Тогда, конечно, никто и не думал, что Париж может стать в франко-германском тандеме первым номером. Это кажется маловероятным и сейчас, но победа движения «Вперед, Республика» принесла Макрону огромную по французским меркам власть. Еще больше укрепила его позиции высокая активность на международной арене, которую он проявляется после переезда в Елисейский дворец.
После первой встречи лидеров Франции и Германии была создана двусторонняя комиссия, которой поручено разработать план реформирования еврозоны. Она попытается найти способы улучшить координацию экономической политики и налоговых режимов членов еврозоны, а также найти потенциал для инвестиционных проектов в двух странах. Первые предложения должны быть готовы уже в июле. О них будет доложено на совместной встрече кабинетов Франции и Германии.
Отношения Берлина с Парижем довольно сложные. Конечно, сильная проевропейская позиция Эммануэля Макрона поднимает шансы очередной победы Меркель на сентябрьских выборах в бундестаг. Однако уже не первый месяц главным препятствием на пути сближения между соседями остается вопрос реформирования еврозоны. Финансовый крах 2008 года и последовавший за ним долговой кризис подавляющего большинства стран еврозоны привели к высокой безработице и болезненным сокращениям расходов правительств. До вторничного выступления Ангелы Меркель перед лидерами немецкого бизнеса Берлин неизменно отказывался от всех предложений по углублению финансовой интеграции стран, пользующихся евро. Понять немецкое правительство и обывателей несложно. На плечи или вернее на кошельки немецких налогоплательщиков выпали главные расходы по спасению Греции и других европейских стран, оказавшихся из-за финансового кризиса на грани дефолта.
Меркель и Макрон видят будущее ЕС в более тесной интеграции и сотрудничестве. Однако немецких избирателей и Ангелу Меркель, которая как политик вынуждена считаться с интересами избирателей, конечно же, сильно настораживают идеи нового французского лидера относительно будущего еврозоны. Понятно, что дальнейшая финансовая интеграция еврозоны и введение общих бюджета и министра финансов возложит на Германию как на первую экономику континента новые обязательства. Не удивительно, что все идеи об углублении финансовой интеграции членов еврозоны вызывают в Германии опасения, что к Греции добавятся и другие страны континента.
Канцлер вынуждена соблюдать баланс: с одной стороны, она не прочь заключить нечто вроде неформального союза с Эммануэлем Макроном, с другой, должна действовать с оглядкой на немецких избирателей. Именно поэтому Ангела Меркель вынуждена проявлять осторожность в поддержке предложения Парижа об едином бюджете и министре финансов еврозоны. Она еще не раскрыла, какие «условия» имеет в виду. Это может, например, быть закрепленный законодательно пункт о том, что члены еврозоны не будут нести ответственность за долги друг друга. Нельзя, конечно, забывать и о рисках общего бюджета и министра финансов.